Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Рейс" Григорьев В.В. (доверенность от 17.06.2014) и Махмутов А.Ф. (доверенность от 28.05.2015).
Общество ограниченной ответственностью "Рейс" (далее - общество "Рейс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города, заинтересованное лицо), в котором просила признать незаконным бездействие Администрации города, выразившееся в не совершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий по изъятию у общества "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, в качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать Администрацию города совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, зарегистрировать решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, обеспечить заключение соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 с обществом "Рейс", определив выкупную стоимость указанного земельного участка в размере 20 070 000 руб. (т. 1, л.д. 3-7).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) и Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - Управление коммунального хозяйства) (т. 1, л.д. 105-107).
Решением от 25.02.2015 (резолютивная часть объявлена 16.02.2015) суд первой инстанции заявленные обществом "Рейс" требования удовлетворил частично, признав незаконным бездействие Администрации города, выразившееся в несовершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий по изъятию у общества "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 и обязав Администрацию города в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, зарегистрировать решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечить заключение с обществом "Рейс" соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154. В остальной части заявленных требований суд первой инстанции отказал (т. 4, л.д. 18-36).
С таким решением не согласилась Администрация города (далее также - податель жалобы), обжаловав его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда от 25.02.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 4, л.д. 52-55).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции при принятии решения об удовлетворении заявленных обществом "Рейс" требований не принял во внимание следующие обстоятельства: спорный земельный участок, на изъятии которого настаивает заявитель, не входит в границы городского округа города Уфы, в связи с чем Администрация города не наделена полномочиями по его изъятию; транспортная развязка занимает только часть указанного земельного участка, при этом общество "Рейс" не доказало невозможность использования земельного участка в связи с нахождением на нем транспортной развязки в соответствии с видом его разрешенного использования.
Кроме того, податель жалобы указывает, что в случае удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления надлежащим способом защиты нарушенных прав заявителя является возложение обязанности рассмотреть по существу заявление и не более того.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечил только заявитель - общество "Рейс".
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании представители общества "Рейс" возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 25.02.2015 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Общество "Рейс" является собственником земельного участка площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, расположенного в административных границах сельского поселения Чесноковский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2007 серии 04 АБ N 051365 (т. 1, л.д. 74).
На данном земельном участке построена и эксплуатируется транспортная развязка, обслуживающая участок автомобильной дороги, принадлежащей муниципального образования городского округа город Уфа. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами.
Так, на основании постановления главы Администрации города от 21.03.2006 N 1351 (т. 1, л.д. 12-15) Управлению коммунального хозяйства были предоставлены земельные участки, находящиеся в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для реконструкции автомобильной дороги Уфа - Аэропорт.
Согласно пункту 6.3 данного постановления от 21.03.2006 N 1351 на Управление коммунального хозяйства возложена обязанность произвести за счет выделенных средств возмещение убытков землепользователям, связанных с изъятием земельных участков и сносом строений.
По условиям контракта от 20.01.2006 N 238 (т. 1, л.д. 79-91) заказчиком проекта "Обоснование инвестиций и реконструкция автомобильной дороги Уфа-Аэропорт в Кировском районе г. Уфы" выступило Управление коммунального хозяйства.
То обстоятельство, что часть автомобильной дороги Уфа-Оренбург протяженностью 8450 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ, находится в собственности муниципального образования городского округа город Уфа, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.10.2006 серии 04 АА N 694562 (т. 1, л.д. 77).
21 января 2014 г. общество "Рейс" обратилось в Администрацию города с заявлением о выкупе земельного участка площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, выразив согласие на выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником уведомления об изъятии и предложив выкупную стоимость земельного участка в размере 20 070 000 руб. (т. 1, л.д. 11).
Однако Администрация города решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не приняла, соглашение с условиями выкупа земельного участка обществу "Рейс" не направила, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
По ходатайству заявителя по делу назначена и проведена судебная экспертиза по вопросу об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:0154.
Согласно заключению эксперта от 20.01.2015 N 01-2015, проведенного обществом с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" (т. 3, л.д. 5-16), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:0154 на дату 22.12.2014 составляет 22 996 000 руб.
Признавая оспариваемое бездействие Администрации города незаконным, суд первой инстанции указал, что последняя в нарушение статей 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации не уведомила собственника земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и не заключила с собственником земельного участка соглашения о выкупе, в то время как на указанном земельном участке построена и эксплуатируется транспортная развязка, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа город Уфа.
Определяя способ восстановления нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции счел необходимым возложить на Администрацию города обязанность в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" спорного земельного участка, зарегистрировать решение об изъятии земельного участка в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечить заключение с обществом "Рейс" соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка. При этом с учетом характера спора, возникшего из публичных отношений и рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал на невозможность разрешения в рамках настоящего дела вопроса о выкупной цене земельного участка.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положениями части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанных решений и действий (бездействия) действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованными решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения между сторонами возникли в связи со строительством транспортной развязки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 02:47:150201:0154.
Факт строительства транспортной развязки автодороги на земельном участке, принадлежащем истцу, не оспаривается сторонами (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подтверждается материалами дела, в том числе, отчетом о выносе координат земельного участка в натуру геодезическая съемка земельного участка от 23.12.2013 (т. 1, л.д. 117-144).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), арбитражным судам следует иметь в виду следующее.
Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.
Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции до 01.04.2015, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и дату принятия решения суда по настоящему делу) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1); решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (пункт 2); собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии, выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3); решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции до 01.04.2015, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и дату принятия решения суда по настоящему делу) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (подпункт 2 пункта 1).
Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, принадлежащем на праве собственности обществу "Рейс" построена и эксплуатируется транспортная развязка, обслуживающая участок автомобильной дороги Уфа-Оренбург по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ, принадлежащий муниципального образования городского округа город Уфа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве заявителя требовать изъятия данного участка для муниципальных нужд.
Между тем обращение общества "Рейс" с просьбой об изъятии спорного земельного участка Администрация города по существу не рассмотрела, соответствующего решения не приняла, допустив незаконное бездействие.
В рассматриваемом случае Администрация города не может быть освобождена от совершения установленных законом действий по принятию соответствующего решения по изъятию у общества "Рейс" земельного участка, на котором по факту по состоянию на настоящее время находится транспортная развязка автомобильной дороги, находящейся в собственности муниципального образования городского округа город Уфа.
Доводы, приведенные Администрацией города в апелляционной жалобе об отсутствии у нее такой обязанности, судебная коллегия оценивает как несостоятельные.
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия не являются самостоятельными требованиями. Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав, а потому способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований.
В рассматриваемом случае судебная коллегия в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя считает необходимым и достаточным возложить на Администрацию города обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение об изъятии земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки автомобильной дороги, не подменяя компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворение заявленных обществом "Рейс" требований в части понуждения к заключению соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка с учетом характера спора, возникшего из публичных отношений и рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в рассматриваемом случае какое-либо решение по обращению общества "Рейс" Администрацией города не принималось, в рамках настоящего дела заявитель обжалует допущенное последней бездействие по не совершению юридически значимых действий по изъятию земельного участка, в связи с чем у суда не имеется оснований разрешения разногласий сторон по вопросу определения площади изымаемого земельного участка и его выкупной цены.
В указанной части апелляционная жалоба Администрации города является обоснованной.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует изменить в части указания способа восстановления нарушенных прав заявителя ввиду неправильного применения норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 в следующей редакции:
"Заявленные требования ООО "Рейс" (ИНН 0272012059, ОГРН 1030203696401) удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в несовершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий об изъятии у ООО "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки к участку автомобильной дороги "Уфа-Оренбург", протяженностью 8750 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, принять решение об изъятии земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки к участку автомобильной дороги "Уфа-Оренбург", протяженностью 8750 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474) в пользу ООО "Рейс" (ИНН 0272012059, ОГРН 1030203696401) 45 000 руб. судебных расходов на оплату проведения экспертизы, 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
С депозитного счета Арбитражного суда Республики Башкортостан эксперту перечислить денежные средства в размере 45 000 руб., о чем вынести отдельное определение.
ООО "Рейс" выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 6 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 18АП-3950/2015 ПО ДЕЛУ N А07-16545/2014
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 18АП-3950/2015
Дело N А07-16545/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Карпачевой М.И., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 (судья Насыров М.М.).
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Рейс" Григорьев В.В. (доверенность от 17.06.2014) и Махмутов А.Ф. (доверенность от 28.05.2015).
Общество ограниченной ответственностью "Рейс" (далее - общество "Рейс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города, заинтересованное лицо), в котором просила признать незаконным бездействие Администрации города, выразившееся в не совершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий по изъятию у общества "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, в качестве способа восстановления нарушенного права просило обязать Администрацию города совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, зарегистрировать решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, обеспечить заключение соглашения о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 с обществом "Рейс", определив выкупную стоимость указанного земельного участка в размере 20 070 000 руб. (т. 1, л.д. 3-7).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация района) и Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - Управление коммунального хозяйства) (т. 1, л.д. 105-107).
Решением от 25.02.2015 (резолютивная часть объявлена 16.02.2015) суд первой инстанции заявленные обществом "Рейс" требования удовлетворил частично, признав незаконным бездействие Администрации города, выразившееся в несовершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий по изъятию у общества "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 и обязав Администрацию города в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, зарегистрировать решение об изъятии у общества "Рейс" земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечить заключение с обществом "Рейс" соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154. В остальной части заявленных требований суд первой инстанции отказал (т. 4, л.д. 18-36).
С таким решением не согласилась Администрация города (далее также - податель жалобы), обжаловав его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда от 25.02.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 4, л.д. 52-55).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции при принятии решения об удовлетворении заявленных обществом "Рейс" требований не принял во внимание следующие обстоятельства: спорный земельный участок, на изъятии которого настаивает заявитель, не входит в границы городского округа города Уфы, в связи с чем Администрация города не наделена полномочиями по его изъятию; транспортная развязка занимает только часть указанного земельного участка, при этом общество "Рейс" не доказало невозможность использования земельного участка в связи с нахождением на нем транспортной развязки в соответствии с видом его разрешенного использования.
Кроме того, податель жалобы указывает, что в случае удовлетворения заявленных требований о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления надлежащим способом защиты нарушенных прав заявителя является возложение обязанности рассмотреть по существу заявление и не более того.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечил только заявитель - общество "Рейс".
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей заинтересованного лица и третьих лиц.
В судебном заседании представители общества "Рейс" возражали по существу доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их несостоятельность, просили решение суда от 25.02.2015 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Общество "Рейс" является собственником земельного участка площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, расположенного в административных границах сельского поселения Чесноковский сельсовет Уфимского района Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2007 серии 04 АБ N 051365 (т. 1, л.д. 74).
На данном земельном участке построена и эксплуатируется транспортная развязка, обслуживающая участок автомобильной дороги, принадлежащей муниципального образования городского округа город Уфа. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела документами.
Так, на основании постановления главы Администрации города от 21.03.2006 N 1351 (т. 1, л.д. 12-15) Управлению коммунального хозяйства были предоставлены земельные участки, находящиеся в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, для реконструкции автомобильной дороги Уфа - Аэропорт.
Согласно пункту 6.3 данного постановления от 21.03.2006 N 1351 на Управление коммунального хозяйства возложена обязанность произвести за счет выделенных средств возмещение убытков землепользователям, связанных с изъятием земельных участков и сносом строений.
По условиям контракта от 20.01.2006 N 238 (т. 1, л.д. 79-91) заказчиком проекта "Обоснование инвестиций и реконструкция автомобильной дороги Уфа-Аэропорт в Кировском районе г. Уфы" выступило Управление коммунального хозяйства.
То обстоятельство, что часть автомобильной дороги Уфа-Оренбург протяженностью 8450 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ, находится в собственности муниципального образования городского округа город Уфа, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.10.2006 серии 04 АА N 694562 (т. 1, л.д. 77).
21 января 2014 г. общество "Рейс" обратилось в Администрацию города с заявлением о выкупе земельного участка площадью 20 000 кв. м с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, выразив согласие на выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником уведомления об изъятии и предложив выкупную стоимость земельного участка в размере 20 070 000 руб. (т. 1, л.д. 11).
Однако Администрация города решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не приняла, соглашение с условиями выкупа земельного участка обществу "Рейс" не направила, что послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
По ходатайству заявителя по делу назначена и проведена судебная экспертиза по вопросу об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:0154.
Согласно заключению эксперта от 20.01.2015 N 01-2015, проведенного обществом с ограниченной ответственностью "Единый центр правовой помощи" (т. 3, л.д. 5-16), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:150201:0154 на дату 22.12.2014 составляет 22 996 000 руб.
Признавая оспариваемое бездействие Администрации города незаконным, суд первой инстанции указал, что последняя в нарушение статей 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации не уведомила собственника земельного участка с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154 об изъятии принадлежащего ему на праве собственности земельного участка и не заключила с собственником земельного участка соглашения о выкупе, в то время как на указанном земельном участке построена и эксплуатируется транспортная развязка, находящаяся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа город Уфа.
Определяя способ восстановления нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции счел необходимым возложить на Администрацию города обязанность в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, совершить действия, предусмотренные статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: принять решение об изъятии у общества "Рейс" спорного земельного участка, зарегистрировать решение об изъятии земельного участка в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечить заключение с обществом "Рейс" соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка. При этом с учетом характера спора, возникшего из публичных отношений и рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал на невозможность разрешения в рамках настоящего дела вопроса о выкупной цене земельного участка.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положениями части 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения ответчиком.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанных решений и действий (бездействия) действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованными решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Из материалов дела следует, что спорные правоотношения между сторонами возникли в связи со строительством транспортной развязки автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером 02:47:150201:0154.
Факт строительства транспортной развязки автодороги на земельном участке, принадлежащем истцу, не оспаривается сторонами (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подтверждается материалами дела, в том числе, отчетом о выносе координат земельного участка в натуру геодезическая съемка земельного участка от 23.12.2013 (т. 1, л.д. 117-144).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса Российской Федерации и статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), арбитражным судам следует иметь в виду следующее.
Принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае несогласия собственника земельного участка с таким решением или недостижения соглашения с ним о выкупной цене перечисленные органы могут предъявить в арбитражный суд иск о выкупе земельного участка не ранее чем по истечении одного года с момента получения собственником земельного участка письменного уведомления о принятии решения об изъятии и не позднее двух лет с момента направления такого уведомления.
Если иск о выкупе земельного участка предъявлен до истечения одного года с момента получения собственником земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии либо позднее двух лет с момента его направления собственнику, исковое требование указанных органов не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции до 01.04.2015, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и дату принятия решения суда по настоящему делу) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1); решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (пункт 2); собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии, выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3); решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции до 01.04.2015, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и дату принятия решения суда по настоящему делу) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (подпункт 2 пункта 1).
Установив, что на земельном участке с кадастровым номером 02:47:15 02 01:0154, принадлежащем на праве собственности обществу "Рейс" построена и эксплуатируется транспортная развязка, обслуживающая участок автомобильной дороги Уфа-Оренбург по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ, принадлежащий муниципального образования городского округа город Уфа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве заявителя требовать изъятия данного участка для муниципальных нужд.
Между тем обращение общества "Рейс" с просьбой об изъятии спорного земельного участка Администрация города по существу не рассмотрела, соответствующего решения не приняла, допустив незаконное бездействие.
В рассматриваемом случае Администрация города не может быть освобождена от совершения установленных законом действий по принятию соответствующего решения по изъятию у общества "Рейс" земельного участка, на котором по факту по состоянию на настоящее время находится транспортная развязка автомобильной дороги, находящейся в собственности муниципального образования городского округа город Уфа.
Доводы, приведенные Администрацией города в апелляционной жалобе об отсутствии у нее такой обязанности, судебная коллегия оценивает как несостоятельные.
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении споров об обжаловании действий (бездействия) публичных органов, суду следует определить способ восстановления нарушенного права обратившегося за защитой лица. Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании органа местного самоуправления совершить определенные действия не являются самостоятельными требованиями. Суд не связан названным заявителем способом восстановления прав, а потому способ восстановления нарушенного права заявителя может быть определен судом самостоятельно, независимо от заявленных в данной части требований.
В рассматриваемом случае судебная коллегия в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя считает необходимым и достаточным возложить на Администрацию города обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение об изъятии земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки автомобильной дороги, не подменяя компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации удовлетворение заявленных обществом "Рейс" требований в части понуждения к заключению соглашения о выкупной цене, сроках и других условиях выкупа земельного участка с учетом характера спора, возникшего из публичных отношений и рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представляется возможным.
Судебная коллегия принимает во внимание, что в рассматриваемом случае какое-либо решение по обращению общества "Рейс" Администрацией города не принималось, в рамках настоящего дела заявитель обжалует допущенное последней бездействие по не совершению юридически значимых действий по изъятию земельного участка, в связи с чем у суда не имеется оснований разрешения разногласий сторон по вопросу определения площади изымаемого земельного участка и его выкупной цены.
В указанной части апелляционная жалоба Администрации города является обоснованной.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует изменить в части указания способа восстановления нарушенных прав заявителя ввиду неправильного применения норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 изменить.
Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2015 по делу N А07-16545/2014 в следующей редакции:
"Заявленные требования ООО "Рейс" (ИНН 0272012059, ОГРН 1030203696401) удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в несовершении предусмотренных статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимых действий об изъятии у ООО "Рейс" для муниципальных нужд земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки к участку автомобильной дороги "Уфа-Оренбург", протяженностью 8750 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, принять решение об изъятии земельного участка, необходимого для размещения транспортной развязки к участку автомобильной дороги "Уфа-Оренбург", протяженностью 8750 п. м по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, участок от М-5 "Урал" до КПМ.
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН 0276097173, ОГРН 1050204343474) в пользу ООО "Рейс" (ИНН 0272012059, ОГРН 1030203696401) 45 000 руб. судебных расходов на оплату проведения экспертизы, 2 000 руб. расходов по государственной пошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
С депозитного счета Арбитражного суда Республики Башкортостан эксперту перечислить денежные средства в размере 45 000 руб., о чем вынести отдельное определение.
ООО "Рейс" выдать справку на возврат государственной пошлины в сумме 6 000 руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.А.СУСПИЦИНА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)