Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 ПО ДЕЛУ N А66-178/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N А66-178/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 18 мая 2015 года по делу N А66-178/2015 (судья Белова А.Г.),
установил:

открытое акционерное общество по эксплуатации Иваньковского водохранилища "Центрводхоз" (место нахождения: 171256, Тверская область, город Конаково, улица Восточно-промышленный район, дом 2а; ИНН 6949009304, ОГРН 1126952020161; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; ИНН 6950125150, ОГРН 1106952029315, далее - Теруправление) предоставить в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:100, оформленного письмом от 24.12.2014 N 6110-05, об образовании земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:100, площадью 4177 +/- 23 кв. м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:2, площадью 5458 кв. м, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, о возложении на Теруправление обязанности в десятидневный срок после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу предоставить в собственность Общества земельный участок с кадастровым номером 69:43:0071007:100, площадью 4177 +/- 23 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, путем направления в адрес Общества проекта договора.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Теруправление и Тулупова Елизавета Михайловна Решением от 18.05.2015 суд обязал образовать в соответствии с межевым планом общества с ограниченной ответственностью "Бюро независимых экспертиз" (далее - ООО "Бюро независимых экспертиз") от 14.11.2014 земельный участок, площадью 4177 +/- 23 кв. м, с кадастровым номером 69:43:0071007:100, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:2, площадью 5458 кв. м, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Суд признал незаконным отказ Теруправления в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:100, оформленный письмом от 24.12.2014 N 6110-05, возложил на Теруправление обязанность в десятидневный срок после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка, площадью 4177 +/- 23 кв. м, с кадастровым номером 69:43:0071007:100, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, направить в Общества проект договора купли-продажи земельного участка. Отказал в удовлетворении остальной части требований.
Теруправление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Письмом от 24.12.2014 Теруправление отказало в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку из представленного пакета документов следует, что земельный участок образован путем раздела земельного участка, находящегося в собственности, кадастровый номер 69:43:0071007:2, площадью 5458 кв. м, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и с учетом рекомендаций Росимущества от 04.07.2013 N ПП-10/30020 "Об организации работы территориальных управлений Росимущества при рассмотрении вопросов управления и распоряжения земельными ресурсами", истец указал, что на земельном участке площадью 5458 кв. м, кадастровый номер 69:43:0071007:2, также расположен жилой дом, кадастровый номер 69:43:0071007:67, общей площадью 67,1 кв. м, который является федеральной собственностью и составляет имущество казны Российской Федерации, в соответствии с приложением 2 к распоряжению Теруправления от 29.12.2010 N 41. Несмотря на наличие в реестре сведений о регистрации права на данный жилой дом за гражданами, постановлением президиума Тверского областного суда от 04.06.2012 N 44-г-21 договор от 12.10.2009 N 001 передачи в собственность данного жилого дома гражданам признан недействительным. Теруправлением подготовило иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности за гражданами. Суд не принял во внимание, что истец ранее не обращался в Теруправление с заявлением об образовании земельного участка площадью 4177 +/- 23 кв. м, кадастровый номер 69:43:0071007:100, не представлял схему раздела земельного участка, согласованную всеми собственниками объектов недвижимого имущества. Письмом от 24.12.2014 N 6110-05 Теруправление предлагало истцу повторно представить заявление с приложением необходимого комплекта документов после осуществления регистрации права собственности Российской Федерации на образованный земельный участок. В соответствии с представленным кадастровым паспортом на земельный участок кадастровый номер 69:43:0071007:100 его площадь составляет 4177 +/- 23 кв. м, оставшаяся площадь исходного земельного участка составляет 1281 кв. м. Истцом не указано, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушило письмо Теруправления от 24.12.2014 N 6110-05.
Определением от 02.07.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.08.2015. Определением от 18.08.2015 рассмотрение жалобы отложено на 22.09.2015 в связи с необходимостью истребования дополнительных документов.
В связи с отпуском судьи Романовой А.В. на основании статьи 18 АПК РФ произведена ее замена в составе суда на судью Чередину Н.В., о чем имеется соответствующее определение, на что указано в протоколе судебного заседания. Рассмотрение жалобы начато сначала.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, письменные доказательства, дополнительные документы, представленные во исполнение определения апелляционного суда, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: здание материально-технического склада, общей площадью 404 кв. м, кадастровым (или условным) номером 69:43:0071007:66, по адресу: Тверская область, Конаковский район, г/п г. Конаково, г. Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15 (свидетельство о государственной регистрации права от 17.01.2014 серии 69-АВ N 901003); служебное здание, назначение - нежилое, общей площадью 241 кв. м, кадастровым (или условным) номером 69:43:0071007:68, по адресу: Тверская область, г/п г. Конаково, г. Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15 (свидетельство от 15.01.2014 серии 69-АВ N 893238).
В качестве документов-оснований для регистрации права собственности в свидетельствах указаны: распоряжение Теруправления от 29.12.010 N 41 "Об условиях приватизации государственного федерального унитарного предприятия по эксплуатации Иваньковского водохранилища "Центрводхоз"; передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса от 21.06.2012.
Вышеперечисленные объекты недвижимости находятся на земельном участке, кадастровым номером 69:43:07:10:07:0002, площадью 5458 кв. м, по адресу: Тверская область, город Конаково, улица Зеленый Бор.
Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2005 серии 69-АА N 690544.
С целью определения площади и выкупа земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, по заявке Общества изготовлен межевой план земельного участка от 14.11.2014, на основании которого на кадастровый учет поставлен земельный участок с присвоением кадастрового номера 69:43:0071007:100, площадью 4177 +/- 23 кв. м.
Общество 18.12.2014 обратилось в Теруправление с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, на котором расположены находящиеся в собственности истца здания и сооружения.
С заявлением истец представил пакет документов, в том числе: межевой план от 14.11.2014, кадастровый паспорт от 01.12.2014, свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
Письмом от 24.12.2014 Теруправление отказало в принятии решения о предоставлении в собственности заявленного земельного участка.
Считая такой отказа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования Общества в части образования в соответствии с межевым планом от 14.11.2014 земельного участка, площадью 4177 +/- 23 кв. м, с кадастровым номером 69:43:0071007:100, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:2, площадью 5458 кв. м, находящегося в федеральной собственности, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах, признания незаконным отказ Теруправления в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:100, оформленный письмом от 24.12.2014 N 6110-05, возложения на Теруправление обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность Обществу земельного участка, площадью 4177 +/- 23 кв. м, с кадастровым номером 69:43:0071007:100, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Зеленый Бор, дом 15, направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка. В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
С решением суда не согласилось Теруправление.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствие с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта, необходимо, чтобы он не отвечал одновременно двум условиям: не соответствовал закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо создавал ему иные препятствия для их осуществления, либо незаконно возлагал на него какие-либо обязанности.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, предусмотрен статьей 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
При этом исключительный характер на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 11.3 ЗК РФ.
При этом пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением случаев, перечисленных в названном пункте.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность или в аренду.
Таким образом, Общество, являясь собственником недвижимого имущества, расположенного на спорном земельном участке, вправе требовать оформления соответствующих прав на часть указанного земельного участка, занятую принадлежащей ему недвижимостью, а также необходимую для ее использования. Выводы суда первой инстанции являются правомерными, соответствуют установленным по делу существенным обстоятельствам.
Доводы подателя жалобы о том, что право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок, с кадастровым номером 69:43:0071007:2, а на спорный земельный участок такое право не зарегистрировано, поэтому оснований для признания отказа в удовлетворении заявления Общества незаконным не имеется, являются необоснованными.
Из материалов дела видно, что Общество предварительно до обращения с соответствующим заявление в Теруправление обратилось за составлением межевого плана на земельный участок, необходимый для обслуживания его объектов недвижимости.
Согласно межевому плану, для пользования и обслуживания двух объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, такой земельный участок должен иметь площадь 4177 +/- 23 кв. м. Земельному участку присвоен кадастровый номер 69:43:0071007:100. Иных объектов недвижимости на данном земельном участке не имеется. Земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 69:43:0071007:2.
Как установил суд первой инстанции, запрашиваемый земельный участок необходим Обществу для реализации им исключительного права, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ, на приобретение в собственность земельного участка под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности.
Суд обоснованно указал, что возможность образования земельных участков путем раздела в судебном порядке по правилам пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ не зависит от волеизъявления собственника земельного участка, из которого образуются новые земельные участки. При этом наличие у ответчика соответствующих полномочий по решению данного вопроса в досудебном порядке подтверждается Административным регламентом от 07.11.2011 N 622. Временный характер сведений о земельном участке не препятствует Обществу обратиться в арбитражный суд с настоящим заявлением. Данные сведения не аннулированы, необходимы для проверки в судебном порядке объема тех прав, за защитой которых обратился заявитель.
Суд установил, что Общество, обратившись в Теруправление с соответствующим заявлением, представило необходимый пакет документов. Поэтому правовых оснований не предоставлять земельный участок заявителю в собственность в данном случае у Теруправления не имелось.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Ссылка подателя жалобы на наличие на земельном участке, кадастровым номером 69:43:0071007:2, объекта недвижимости - жилого дома, являющегося федеральной собственностью, а также нахождение в реестре сведений о регистрации прав граждан, не принимается во внимание.
В данном случае, Общество обратилось в Теруправление и в суд с заявлением в отношении земельного участка, на котором такой объект отсутствует, что не оспаривается Теруправлением. Жилой дом, на который ссылается Теруправление, принадлежит ему на праве собственности в силу закона, на что оно указывало в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе. При этом права граждан на данный объект недвижимости оспорены в суде общей юрисдикции, договоры признаны недействительными. Соответственно, наличие в реестре сведений о регистрации прав иных лиц на жилой дом, является формальным, фактически связано с последующими действиями Теруправления об их исключении.
Объективных доказательств, свидетельствующих о наличии объектов недвижимости, не принадлежащих Обществу на праве собственности, на спорном земельном участке, в деле не имеется. Сведения о регистрации прав иных лиц на земельный участок, являющийся исключительно федеральной собственностью, отсутствуют.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества у суда первой инстанции не имелось.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 18 мая 2015 года по делу N А66-178/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)