Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 20.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-673/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. по делу N 33-673/2014


Судья Рощупкина И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Зотиной Е.Г.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре У.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации МО г. Салехард на решение Салехардского городского суда от 03 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление С.И., постановлено:
Признать незаконными пункты 2 и 2.1 протокола N 17 от 22 ноября 2013 года заседания комиссии Администрации муниципального образования г. Салехард по рассмотрению заявлений граждан, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия

установила:

Согласно доводам заявления, оспариваемым решением от 22.11.2013 отказано в предоставлении земельного участка многодетной семье С.И. и М. ввиду отсутствия документов подтверждающих факт пятилетнего (непрерывного) проживания М. при следующих обстоятельствах.
В мае 2012 года семья была принята на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка. В период принятия на учет многодетной семьи С.И. действовало постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2011 года N 586-П "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее Постановление N 586), которым не предусматривалось условие представления документов, подтверждающих факт проживания обоих родителей на территории автономного округа не менее 5. Полагала, что имеет место нарушение Администрацией МО г. Салехард (далее Администрация) порядка принятия обжалованного решения, выразившемся в неосуществлении запросов в уполномоченные органы для получения сведений, подтверждающих факт пятилетнего (непрерывного) проживания М. на территории округа. Просила признать решение незаконным.
Представители М., С.А. поддержали доводы заявителя, С.А. требование уточнил: просил признать незаконными пункты 2 и 2.1 протокола N 17 от 22 ноября 2013 заседания комиссии Администрации МО г. Салехард. Обратил внимание на то, что в адрес С.И. не направлялось уведомлений о необходимости предоставления документов, послуживших основанием к принятию решения.
Представитель Администрации В. настаивал на законности принятого комиссией решения, неприменении к правоотношениям Постановления N 586.
Рассмотрев заявление, суд вынес решение о его удовлетворении.
В апелляционной жалобе представитель Администрации В. с приведением тех же, что в суде первой инстанции доводов, а также содержания пунктов 2 и 2.1 решения заседания комиссии, просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
В возражениях С.И. также с приведением прежних доводов, указывает на необоснованность жалобы.
Проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав апеллянта, заявителя и представителя С.А. обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит жалобу необоснованной.
Из материалов дела следует, что С.И. с июля 2007 года состоит в зарегистрированном браке с М., супруги имеют трех несовершеннолетних детей.
В мае 2012 года С.И. на основании п. 1 ст. 7 Закона Ямало-Ненецкого АО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе" обратилась с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка многодетной семье.
В силу п. 5 той же статьи порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории автономного округа, в соответствии с настоящей статьей устанавливается нормативным правовым актом Правительства АО.
Постановлением N 586-П от 16.08.2011 был утвержден Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого АО от 18 октября 2012 N 850-П Постановление от 16.08.2011 N 586-П признано утратившим силу; утвержден Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности на территории Ямало-Ненецкого АО (далее Постановление N 850), которым в перечне прилагаемых к заявлению документов на предоставление земельного участка появилось требование предъявления документов, подтверждающих факт проживания обоих родителей на территории автономного округа не менее 5 лет. Порядок действует с 05.11.2012.
Согласно п. 2 и п. 2.1 протокола N 17 заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан, желающих приобрести земельный участок бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства от 22.11.2013 подтверждено отсутствие права семьи С.И. и М. на получение земельного участка в первоочередном порядке по указанному выше основанию.
Таким образом, предметом проверки суда апелляционной инстанции является законность вывода суда о применении к заявителю ранее действующего нормативного акта - Порядка, утвержденного Постановлением N 586-П от 16.08.2011.
Решение суда первой инстанции постановлено в точном соответствии с нормами закона, а апелляционная жалоба безосновательна в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Приведенные выше постановления Правительства Ямало-Ненецкого АО регулируют порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим 3 и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории округа, то есть направлены на обеспечение социальных гарантий отдельной категории граждан, реализуемых субъектами Российской Федерации в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утв. распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2553-р.
Бесплатное предоставление семьям с тремя и более детьми земельных участков, в том числе для жилищного строительства направлено на реализацию мер стимулирования рождений вторых, третьих и последующих детей, поддержке многодетных семей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", региональных стратегий (программ) действий в интересах детей (подраздел IV раздела II "Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" Государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан").
Как правильно указано в решении, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно подтверждал правовую позицию, согласно которой изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
В силу этого, оспоренное заявителем решение Администрации, следствием которого явилось затруднение доступа к получению социальной гарантии, является незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 3 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования г. Салехард без удовлетворения.

Судья
И.Г.ДОМРАЧЕВ
Секретарь суда
Н.Н.КОПЕЙКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)