Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Проскурякова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Соколовой Н.М., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Г.П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. по делу по заявлению Г.Л.А., С.И., Г.Л.В., К., А.М., А.Г., Х., С.Е., В., Е., Б.В., Г.Д.А. об оспаривании отказа администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельных участков в собственность, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., представителя заявителей - Б.К., представителя администрации Можайского муниципального района Московской области - Д.,
Г.Л.А., С.И., Г.Л.В., К., А.М., А.Г., Х., С.Е., В., Е., Б.В., Г.Д.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении земельных участков в собственность и просили обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в силу судебного решения принять в отношении каждого из них решение о предоставлении им земельных участков в собственность.
Решением Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. заявление удовлетворено.
Администрация Можайского муниципального района Московской области не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 1 марта 1990 г. Госкомпечати СССР был выдан государственный акт на право постоянного бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 12 га в Можайском районе Московской области в границах согласно плану землепользования для коллективного садоводства.
Решением исполкома Можайского городского Совета народных депутатов от 23 апреля 1991 г. N 395/8 были утверждены отведенные в натуре границы земельного участка площадью 12 га Госкомпечати СССР под коллективное садоводство из земель совхоза "Красный Балтиец" Можайского района, а решением от 25 июня 1991 г. N 582/13 - утвержден устав садоводческого товарищества "Ельня" Госкомпечати СССР.
Решениями общего собрания садоводческого товарищества "Ельня" в члены товарищества были приняты: Г.Л.А. (З.) с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; С.И. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Г.Л.В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; А.Г. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Х. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; К. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; А.М. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; С.Е. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Г.Д.А. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Б.В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Е. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м.
Все земельные участки, которыми пользуются заявители, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства согласно кадастровым выпискам и паспортам.
23 августа 2013 г. указанные выше граждане обратились в администрацию Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении занимаемых ими земельных участков в собственность. В письменных ответах, направленных им в период с 3 по 18 сентября 2013 г., администрация Можайского муниципального района сообщила, что комиссией принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность со ссылкой на статью 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", абзац второй пункта 2 и подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением испрашиваемых участков в зоне минимальных расстояний газопровода-отвода ГРС 130 Белоусовского Управления магистральных газопроводов.
Согласно части шестой статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из приведенного законоположения следует, что для владельцев, включая собственников земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации установлены определенные ограничения, что обязывает таких владельцев соблюдать требования Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878.
Следовательно, федеральный законодатель, ограничив права собственников земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов системы газоснабжения, не запрещает предоставлять такие земельные участки в частную собственность. Такой же вывод вытекает и из пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Абзац второй пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пунктом 4 статьи 28 которого установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
В силу пункта 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты поступления заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 этой статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Поскольку статья 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" не устанавливает запрет на предоставление земельного участка в частную собственность и иного федерального закона, содержащего подобный запрет не имеется, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении заявителям земельных участков в собственность.
В апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих указанный вывод суда первой инстанции. Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
решение Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5883/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N 33-5883/2014
Судья: Проскурякова О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Бакулина А.А.,
судей Соколовой Н.М., Нарыжной Е.В.,
при секретаре Г.П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 апреля 2014 г. апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. по делу по заявлению Г.Л.А., С.И., Г.Л.В., К., А.М., А.Г., Х., С.Е., В., Е., Б.В., Г.Д.А. об оспаривании отказа администрации Можайского муниципального района в предоставлении земельных участков в собственность, возложении обязанности принять решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., представителя заявителей - Б.К., представителя администрации Можайского муниципального района Московской области - Д.,
установила:
Г.Л.А., С.И., Г.Л.В., К., А.М., А.Г., Х., С.Е., В., Е., Б.В., Г.Д.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении земельных участков в собственность и просили обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в силу судебного решения принять в отношении каждого из них решение о предоставлении им земельных участков в собственность.
Решением Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. заявление удовлетворено.
Администрация Можайского муниципального района Московской области не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 1 марта 1990 г. Госкомпечати СССР был выдан государственный акт на право постоянного бессрочного и бесплатного пользования земельным участком площадью 12 га в Можайском районе Московской области в границах согласно плану землепользования для коллективного садоводства.
Решением исполкома Можайского городского Совета народных депутатов от 23 апреля 1991 г. N 395/8 были утверждены отведенные в натуре границы земельного участка площадью 12 га Госкомпечати СССР под коллективное садоводство из земель совхоза "Красный Балтиец" Можайского района, а решением от 25 июня 1991 г. N 582/13 - утвержден устав садоводческого товарищества "Ельня" Госкомпечати СССР.
Решениями общего собрания садоводческого товарищества "Ельня" в члены товарищества были приняты: Г.Л.А. (З.) с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; С.И. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Г.Л.В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; А.Г. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Х. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; К. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; А.М. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; С.Е. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Г.Д.А. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Б.В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; В. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м; Е. с закреплением свободного участка N <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв. м.
Все земельные участки, которыми пользуются заявители, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения садоводства согласно кадастровым выпискам и паспортам.
23 августа 2013 г. указанные выше граждане обратились в администрацию Можайского муниципального района с заявлением о предоставлении занимаемых ими земельных участков в собственность. В письменных ответах, направленных им в период с 3 по 18 сентября 2013 г., администрация Можайского муниципального района сообщила, что комиссией принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность со ссылкой на статью 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", абзац второй пункта 2 и подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с нахождением испрашиваемых участков в зоне минимальных расстояний газопровода-отвода ГРС 130 Белоусовского Управления магистральных газопроводов.
Согласно части шестой статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Из приведенного законоположения следует, что для владельцев, включая собственников земельных участков, входящих в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации установлены определенные ограничения, что обязывает таких владельцев соблюдать требования Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878.
Следовательно, федеральный законодатель, ограничив права собственников земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов системы газоснабжения, не запрещает предоставлять такие земельные участки в частную собственность. Такой же вывод вытекает и из пункта 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Абзац второй пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пунктом 4 статьи 28 которого установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу этого Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
В силу пункта 6 статьи 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты поступления заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 этой статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Поскольку статья 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" не устанавливает запрет на предоставление земельного участка в частную собственность и иного федерального закона, содержащего подобный запрет не имеется, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении заявителям земельных участков в собственность.
В апелляционной жалобе не содержится доводов, опровергающих указанный вывод суда первой инстанции. Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Можайского городского суда Московской области от 4 декабря 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Можайского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)