Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Фатхутдиновой Ф.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии:
заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Маркеловой Д.А., доверенность от 22.01.2014 N 01-03/13, Комитета по управлению имуществом города Саратова - Маркеловой Д.А., доверенность от 21.10.2013 N 15-14/27389,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-10391/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент", г. Саратов, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет", г. Саратов, о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, отраженного в письме от 03.06.2013 N з-22568,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 03.06.2013 N з-22568.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, требования удовлетворены.
Комитет по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет), администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационных жалобах просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в их обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит в удовлетворении жалобы отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 05.04.2013 об утверждении схемы расположения и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - огородничество, в аренду сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, с\\з "Комбайн", 2-е отделение, б\\н.
Администрация письмом от 03.06.2013 N з-22568 отказало обществу в утверждении схемы расположения земельного участка. В качестве основания для отказа указала на наличие на земельном участке элементов разрушенного деревянного строения, зеленых насаждений и отсутствие разрешения на снос зеленых насаждений.
Полагая данный отказ не соответствующим действующему законодательству общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия оснований для отказа в осуществлении процедуры по утверждению и выдаче обществу упомянутой схемы со ссылкой на положение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии указанные выводы сделаны без всесторонней оценки всех обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами установлено, что общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения вышеуказанного земельного участка для ведения огородничества с фактическим использованием - огород.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлен административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации от 04.04.2012 N 475.
В соответствии с пунктом 2.6.1. заявитель представляет в комитет заявление об утверждении и выдаче схемы. К заявлению прикладывается полный пакет документов, предусмотренный данным пунктом, в том числе три экземпляра схемы, выполненной в соответствии с приложением N 3 к регламенту.
Пунктом 2.6.3. вышеуказанного Регламента предусмотрено, что в схеме расположения земельного участка должны быть указаны сведения о:
- - заявителе (фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица);
- - земельном участке (адрес и предполагаемая площадь);
- - предполагаемых границах испрашиваемого земельного участка, поворотных точках и их координатах;
- - запрашиваемом виде использования земельного участка;
- - линиях градостроительного регулирования, охранных зонах коммуникационных,
- - инженерных сетей, других обременениях и ограничениях;
- - принадлежности земельного участка к границам территорий общего пользования;
- - наличии зеленых насаждений;
- - наличии водных объектов, береговой полосы, гидротехнических сооружений;
- - наличии детских и спортивных площадок;
- - наличии зданий, строений, сооружений и их частей;
- - иных данных, свидетельствующих о наличии запретов либо ограничений в использовании земельных участков.
Согласно фрагменту карты, в общем пакете документов, которые послужили основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка общества, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества. В частности, в границах рассматриваемого участка располагаются два нежилых строения и часть также нежилого строения, которые не отражены в схеме.
Судами не дана правовая оценка данному документу.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Однако, судами не дана правовая оценка ни фрагменту карты, ни относительно доводов заинтересованных лиц об ином порядке предоставления земельных участков с целью - ведение огородничества и тому обстоятельству, что обществу не может быть предоставлен спорный земельный участок именно с этой целью, при том, что неоднократно делалась ссылка на Федеральный закон Российской Федерации от 28.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не предопределяет предоставление испрашиваемого земельного участка обществу.
Вместе с тем нуждается в дополнительном исследовании вопрос о возможности предоставления в дальнейшем этого земельного участка обществу, при том, что из материалов дела усматривается нахождение на его зоне малоэтажной застройки и как обращение в суд с настоящим заявлением восстановит права общества.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А57-10391/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2014 ПО ДЕЛУ N А57-10391/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2014 г. по делу N А57-10391/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Фатхутдиновой Ф.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии:
заинтересованных лиц - администрации муниципального образования "Город Саратов" - Маркеловой Д.А., доверенность от 22.01.2014 N 01-03/13, Комитета по управлению имуществом города Саратова - Маркеловой Д.А., доверенность от 21.10.2013 N 15-14/27389,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитета по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013 (судья Лескина Т.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Смирников А.В., Цуцкова М.Г.)
по делу N А57-10391/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент", г. Саратов, заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет", г. Саратов, о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, отраженного в письме от 03.06.2013 N з-22568,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элемент" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 03.06.2013 N з-22568.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014, требования удовлетворены.
Комитет по управлению имуществом города Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет), администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационных жалобах просят их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в их обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на жалобу общество просит в удовлетворении жалобы отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 05.04.2013 об утверждении схемы расположения и о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством - огородничество, в аренду сроком на 49 лет, ориентировочной площадью 1200 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, с\\з "Комбайн", 2-е отделение, б\\н.
Администрация письмом от 03.06.2013 N з-22568 отказало обществу в утверждении схемы расположения земельного участка. В качестве основания для отказа указала на наличие на земельном участке элементов разрушенного деревянного строения, зеленых насаждений и отсутствие разрешения на снос зеленых насаждений.
Полагая данный отказ не соответствующим действующему законодательству общество, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия оснований для отказа в осуществлении процедуры по утверждению и выдаче обществу упомянутой схемы со ссылкой на положение статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению судебной коллегии указанные выводы сделаны без всесторонней оценки всех обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Судами установлено, что общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения вышеуказанного земельного участка для ведения огородничества с фактическим использованием - огород.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Порядок утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории установлен административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением администрации от 04.04.2012 N 475.
В соответствии с пунктом 2.6.1. заявитель представляет в комитет заявление об утверждении и выдаче схемы. К заявлению прикладывается полный пакет документов, предусмотренный данным пунктом, в том числе три экземпляра схемы, выполненной в соответствии с приложением N 3 к регламенту.
Пунктом 2.6.3. вышеуказанного Регламента предусмотрено, что в схеме расположения земельного участка должны быть указаны сведения о:
- - заявителе (фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица);
- - земельном участке (адрес и предполагаемая площадь);
- - предполагаемых границах испрашиваемого земельного участка, поворотных точках и их координатах;
- - запрашиваемом виде использования земельного участка;
- - линиях градостроительного регулирования, охранных зонах коммуникационных,
- - инженерных сетей, других обременениях и ограничениях;
- - принадлежности земельного участка к границам территорий общего пользования;
- - наличии зеленых насаждений;
- - наличии водных объектов, береговой полосы, гидротехнических сооружений;
- - наличии детских и спортивных площадок;
- - наличии зданий, строений, сооружений и их частей;
- - иных данных, свидетельствующих о наличии запретов либо ограничений в использовании земельных участков.
Согласно фрагменту карты, в общем пакете документов, которые послужили основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка общества, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества. В частности, в границах рассматриваемого участка располагаются два нежилых строения и часть также нежилого строения, которые не отражены в схеме.
Судами не дана правовая оценка данному документу.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Однако, судами не дана правовая оценка ни фрагменту карты, ни относительно доводов заинтересованных лиц об ином порядке предоставления земельных участков с целью - ведение огородничества и тому обстоятельству, что обществу не может быть предоставлен спорный земельный участок именно с этой целью, при том, что неоднократно делалась ссылка на Федеральный закон Российской Федерации от 28.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не предопределяет предоставление испрашиваемого земельного участка обществу.
Вместе с тем нуждается в дополнительном исследовании вопрос о возможности предоставления в дальнейшем этого земельного участка обществу, при том, что из материалов дела усматривается нахождение на его зоне малоэтажной застройки и как обращение в суд с настоящим заявлением восстановит права общества.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать указанные обстоятельства, предложить сторонам представить дополнительные доказательства заявленных требований и возражений, и с учетом установленного разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу N А57-10391/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Судьи
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)