Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Курчак А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Малич Р.Б.
Койпиш В.В.
при секретаре
Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Североморска о признании бездействия администрации ЗАТО г. Североморск незаконным
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционному представлению прокурора г. Североморска на решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 марта 2014 года, по которому постановлено:
"Заявление прокурора города Североморска удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации ЗАТО г. Североморск по не разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" незаконным.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск в 2-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
В остальной части требований прокурора города Североморска - отказать.
Взыскать с администрации ЗАТО г. Североморск (...) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** руб.".
Заслушав доклад судьи Малич Р.Б., объяснения представителя администрации ЗАТО г. Североморск Г.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Малышевой М.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш. и представителя Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации ЗАТО г. Североморск незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части предоставления многодетным семьям земельных участков, в ходе которой установлено, что в нарушении требований пункта 10 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства", администрацией ЗАТО г. Североморск до настоящего времени необходимый нормативный правовой акт не разработан и не утвержден, что повлекло за собой существенное нарушение прав многодетных семей на предоставление земельных участков в собственность.
По результатам проведенной проверки 14 января 2014 года прокуратурой города Североморска в адрес главы администрации ЗАТО г. Североморск внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, которое рассмотрено 24 января 2014 года, однако выявленные нарушения устранены не были, необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.
При этом в ответе на представление от 31 января 2014 года главой администрации ЗАТО г. Североморск сделан вывод о его неправомерности, так как в закрытом административно-территориальном образовании г. Североморск установлен особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов.
Прокурор полагал, что указанное обстоятельство не может препятствовать передаче в собственность многодетных семей земельных участков в границах муниципального образования, так как согласно части 5 статьи 1 Закона N 3297-1 права граждан, проживающих или работающих в ЗАТО, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.
Указывает, что бездействие администрации ЗАТО г. Североморск создает препятствие как гражданам уже имеющим трех и более детей, так и гражданам, которые будут иметь третьего и более ребенка в реализации их прав на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Просил признать бездействие администрации ЗАТО Североморск Мурманской области по не разработке и не утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" незаконными; обязать администрацию МО ЗАТО г. Североморск Мурманской области в 2-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
В судебном заседании помощник прокурора г. Североморска Малышева М.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Представитель заинтересованного лица администрации ЗАТО г. Североморск по доверенности Г.Д. требования не признал.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е. требования не признала.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск М. требования не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней глава администрации ЗАТО г. Североморск Н., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
Полагает, что судом неправильно применена и истолкована часть 1 статьи 8 Закона РФ "О ЗАТО" N 3297-1, регулирующая правоотношения по заключению сделок с недвижимостью, расположенной на территории ЗАТО гражданами, проживающими в ЗАТО.
Указывает, что данная норма регулирует гражданские правоотношения только в части совершения сделок с недвижимым имуществом, то есть не может быть применена к гражданским правоотношениям, возникающим из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Приводит довод о том, что земельный участок передается многодетным семьям в собственность на основании правового акта органа государственной (муниципальной) власти.
Находит ошибочным вывод суда о том, что право многодетных семей, проживающих на территории ЗАТО г. Североморск, и изъявивших желание на получение в собственность земельного участка для дачного либо индивидуального строительства, подлежит реализации на общих основаниях.
Обращает внимание, что пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании которого судом сделан вывод о том, что земельные участки расположенные в ЗАТО и ограниченные в обороте могут предоставляться в собственность многодетных семей, не содержит прямой нормы предусмотренной положениями пункта 2 статьи 27 и пункта 4 статьи 28, которая давала бы право многодетным семьям на получение в собственность земельных участков ограниченных в обороте. Аналогичной нормы не содержится и в специальном Законе определяющем правовой режим закрытого административно-территориального образования (Закон РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О ЗАТО").
Указывает, что суд не дал правовую оценку разъяснениям Министерства имущественных отношений Мурманской области от 12 апреля 2012 года N 19-10/2321-104, об особенностях применения органами местного самоуправления ЗАТО Мурманской области постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства" и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям на территориях ЗАТО Мурманской области.
Отмечает, что в связи с указанным разъяснением, изданным Министерством в пределах своей компетенции, в границах ЗАТО земельные участки многодетным семьям для индивидуального строительства могут предоставляться только на общих основаниях в аренду, в том числе долгосрочную.
В этом разъяснении указано также, что полномочия органов местного самоуправления ЗАТО Мурманской области ограничиваются рассмотрением заявлений многодетных семей о предоставлении земельных участков в собственность, их постановкой на учет и направлением копии заявления и оригинала распоряжения о постановке многодетной семьи на учет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, следовательно, органы местного самоуправления ЗАТО Мурманской области не вправе принимать и разрабатывать порядок организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в ЗАТО г. Североморск.
Полагает, что суд неправомерно отказал Администрации ЗАТО г. Североморск в удовлетворении ходатайства о привлечении к рассмотрению дела и даче пояснений Министерства имущественных отношений Мурманской области.
Не согласна с выводом суда о том, что порядок организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в ЗАТО г. Североморск должен быть разработан Администрацией ЗАТО г. Североморск.
Обращает внимание, что Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО, постановление Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП, Устав ЗАТО г. Североморск и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск не содержат указания на конкретный субъект права который должен разработать указанный порядок.
Ссылаясь на пункт 59.1 Устава ЗАТО г. Североморск указывает, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов, Главой ЗАТО г. Североморск, главой Администрации, председателем контрольно-счетной палаты, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором в ходе осуществления своих полномочий, иными субъектами правотворческой инициативы, установленными законодательствам.
Приводит довод о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления разработать, принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией соответствующего органа.
Полагает, что требование прокурора о признании бездействия Администрации ЗАТО г. Североморск и обязании разработать и утвердить соответствующий нормативный правовой акт не подлежало рассмотрению судом и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем решении е подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Североморска Карасев Д.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании администрации ЗАТО г. Североморск утвердить необходимый правовой акт и принять новое решение, которым заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Находит ошибочным вывод суда о том, что принятие решений о порядке использования земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, расположенных в г. Североморске, право государственной собственности на которые не разграничено, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.
Полагает, что данный вывод сделан судом без учета анализа Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск", утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 10 апреля 2012 года N 256, статьи 46.1 Устава ЗАТО г. Североморск.
Приводит довод о том, что анализ вышеизложенных муниципальных нормативных правовых актов указывает на то, что администрация ЗАТО г. Североморск наделена полномочиями не только по разработке, но и по утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Обращает внимание, что данные доводы прокуратуры города администрацией ЗАТО г. Североморск в судебном заседании не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Отмечает что во исполнение пункта 10.2 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП, администрация ЗАТО г. Североморск постановлением от 12 апреля 2012 года N 279 определила уполномоченный орган по учету многодетных семей - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска.
Кроме того, ссылаясь на статью 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на ошибочное взыскание государственной пошлины с администрации ЗАТО г. Североморск.
В письменном мнении на апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск представитель Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш. поддерживает приведенные в жалобе доводы и просит ее удовлетворить.
В письменном мнении на апелляционное представление прокурора города Североморска глава администрации ЗАТО г. Североморск Н. и представитель Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш., полагая приведенные в представлении доводы не основанными на законе, просят отказать в его удовлетворении.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционное представление прокурора города Североморска представитель Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е. поддерживает доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск и просит ее удовлетворить, в удовлетворении апелляционного представления прокурора г. Североморска просит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (представлении) и возражениях относительно жалобы (представления).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно пункту 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (Бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Как разъяснено в пункте 28 названного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Приведенные нормы права и разъяснения по их применению не нарушены судом при рассмотрении дела.
Судом установлено, что администрацией ЗАТО г. Североморск не разработан и не утвержден порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Указанное нарушение выявлено в ходе проведенной прокуратурой г. Североморска проверки и в связи с этим 14 января 2014 года в адрес главы администрации ЗАТО г. Североморск внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено 24 января 2014 года, однако необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем администрации ЗАТО г. Североморск.
Разрешая требования прокурора города Североморска, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО (в редакции от 10 ноября 2011 года, действующей с 01 января 2012 года) многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области (далее - многодетные семьи) имеют право приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления данных земельных участков для осуществления дачного строительства (с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - дачное строительство, жилищное строительство).
Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с приложением к настоящему Закону (далее - Порядок).
На основании пункта 3.1. Порядка установлено, что формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктами 3.3 и 3.4 определены полномочия по формированию земельных участков: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства" органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в срок до 01 июля 2012 года обязаны были разработать и утвердить порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Согласно части 3 статьи 2 Закона Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО на основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и земельного законодательства Мурманской области органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.
На основании приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" нормативными правовыми актами возложена на органы местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Верным является и суждение суда о том, что в результате бездействия органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, выразившегося в неисполнении возложенной на них обязанности по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, создаются препятствия в реализации прав граждан указанной категории на приобретение в собственность земельных участков в собственность.
Тщательно проанализировав положения статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск", принятый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13 ноября 2011 года N 218 (с последующими изменениями), Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 10.04.2012 N 256, Положение о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденное решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 N 570, а также приняв во внимание, что во исполнение пункта 10.2 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП администрация ЗАТО г. Североморск постановлением от 12 апреля 2012 года N 279 определила уполномоченный орган по учету многодетных семей - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск, как органа местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, входит только разработка порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, а его утверждение в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск не входит, поскольку относится к компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с Уставом администрация ЗАТО г. Североморск в области управления муниципальной собственностью владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск в порядке, определенном Советом депутатов; подготавливает и вносит на согласование Совета депутатов предложения о приватизации муниципального имущества, о приеме имущества в муниципальную собственность и о передаче имущества из муниципальной собственности.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на законе и подтверждены материалами дела.
Доказательств иного участвующими в деле лицами в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск о несогласии с выводом суда об обязанности Администрации ЗАТО г. Североморск разработать указанный порядок, а также доводы апелляционного представления прокурора о том, что в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск входит не только разработка, но и утверждение этого порядка.
При таких обстоятельствах, установив, что администрацией ЗАТО г. Североморск, как органом местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, до настоящего времени не исполнена возложенная на нее нормативными правовыми актами обязанность по разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области", в результате чего нарушаются права граждан данной категории, суд правомерно признал данное бездействие администрации ЗАТО г. Североморск незаконным и возложил на нее обязанность по устранению допущенного нарушения, отказав прокурору в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия по не утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Установленный судом для устранения нарушений срок - 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда - соответствует характеру дела и действиям, которые необходимо совершить для устранения нарушения, и является разумным.
Доводы администрации ЗАТО г. Североморск о недопустимости предоставления в собственность многодетных семей земельных участков в ЗАТО г. Североморск, ограниченных в обороте, не имеют правового значения для данного дела, поскольку каких-либо исключений из обязанности по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства для органов местного самоуправления ЗАТО законом не предусмотрено.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы администрации ЗАТО г. Североморск о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт в связи с тем, что это относится к исключительной компетенции соответствующего органа. Как следует из приведенных выше положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2, в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Исходя из изложенного, понуждение в судебном порядке органов местного самоуправления исполнить возложенные на них законом обязанности не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Другие приведенные в апелляционной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу основаны на ином толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Оценивая законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, оценка представленных сторонами доказательств произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционного представления об ошибочном взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. В связи с этим судебная коллегия исключает из резолютивной части указание о взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
Решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционное представление прокурора г. Североморска - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.07.2014 N 33-1570
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. N 33-1570
Судья Курчак А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Малич Р.Б.
Койпиш В.В.
при секретаре
Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Североморска о признании бездействия администрации ЗАТО г. Североморск незаконным
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционному представлению прокурора г. Североморска на решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 марта 2014 года, по которому постановлено:
"Заявление прокурора города Североморска удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации ЗАТО г. Североморск по не разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" незаконным.
Обязать администрацию ЗАТО г. Североморск в 2-месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
В остальной части требований прокурора города Североморска - отказать.
Взыскать с администрации ЗАТО г. Североморск (...) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере *** руб.".
Заслушав доклад судьи Малич Р.Б., объяснения представителя администрации ЗАТО г. Североморск Г.Д., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Малышевой М.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш. и представителя Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор г. Североморска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации ЗАТО г. Североморск незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Североморска проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части предоставления многодетным семьям земельных участков, в ходе которой установлено, что в нарушении требований пункта 10 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства", администрацией ЗАТО г. Североморск до настоящего времени необходимый нормативный правовой акт не разработан и не утвержден, что повлекло за собой существенное нарушение прав многодетных семей на предоставление земельных участков в собственность.
По результатам проведенной проверки 14 января 2014 года прокуратурой города Североморска в адрес главы администрации ЗАТО г. Североморск внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений, которое рассмотрено 24 января 2014 года, однако выявленные нарушения устранены не были, необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.
При этом в ответе на представление от 31 января 2014 года главой администрации ЗАТО г. Североморск сделан вывод о его неправомерности, так как в закрытом административно-территориальном образовании г. Североморск установлен особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов.
Прокурор полагал, что указанное обстоятельство не может препятствовать передаче в собственность многодетных семей земельных участков в границах муниципального образования, так как согласно части 5 статьи 1 Закона N 3297-1 права граждан, проживающих или работающих в ЗАТО, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.
Указывает, что бездействие администрации ЗАТО г. Североморск создает препятствие как гражданам уже имеющим трех и более детей, так и гражданам, которые будут иметь третьего и более ребенка в реализации их прав на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Просил признать бездействие администрации ЗАТО Североморск Мурманской области по не разработке и не утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" незаконными; обязать администрацию МО ЗАТО г. Североморск Мурманской области в 2-месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
В судебном заседании помощник прокурора г. Североморска Малышева М.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Представитель заинтересованного лица администрации ЗАТО г. Североморск по доверенности Г.Д. требования не признал.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е. требования не признала.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск М. требования не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней глава администрации ЗАТО г. Североморск Н., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать.
Полагает, что судом неправильно применена и истолкована часть 1 статьи 8 Закона РФ "О ЗАТО" N 3297-1, регулирующая правоотношения по заключению сделок с недвижимостью, расположенной на территории ЗАТО гражданами, проживающими в ЗАТО.
Указывает, что данная норма регулирует гражданские правоотношения только в части совершения сделок с недвижимым имуществом, то есть не может быть применена к гражданским правоотношениям, возникающим из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Приводит довод о том, что земельный участок передается многодетным семьям в собственность на основании правового акта органа государственной (муниципальной) власти.
Находит ошибочным вывод суда о том, что право многодетных семей, проживающих на территории ЗАТО г. Североморск, и изъявивших желание на получение в собственность земельного участка для дачного либо индивидуального строительства, подлежит реализации на общих основаниях.
Обращает внимание, что пункт 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании которого судом сделан вывод о том, что земельные участки расположенные в ЗАТО и ограниченные в обороте могут предоставляться в собственность многодетных семей, не содержит прямой нормы предусмотренной положениями пункта 2 статьи 27 и пункта 4 статьи 28, которая давала бы право многодетным семьям на получение в собственность земельных участков ограниченных в обороте. Аналогичной нормы не содержится и в специальном Законе определяющем правовой режим закрытого административно-территориального образования (Закон РФ от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О ЗАТО").
Указывает, что суд не дал правовую оценку разъяснениям Министерства имущественных отношений Мурманской области от 12 апреля 2012 года N 19-10/2321-104, об особенностях применения органами местного самоуправления ЗАТО Мурманской области постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства" и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям на территориях ЗАТО Мурманской области.
Отмечает, что в связи с указанным разъяснением, изданным Министерством в пределах своей компетенции, в границах ЗАТО земельные участки многодетным семьям для индивидуального строительства могут предоставляться только на общих основаниях в аренду, в том числе долгосрочную.
В этом разъяснении указано также, что полномочия органов местного самоуправления ЗАТО Мурманской области ограничиваются рассмотрением заявлений многодетных семей о предоставлении земельных участков в собственность, их постановкой на учет и направлением копии заявления и оригинала распоряжения о постановке многодетной семьи на учет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, следовательно, органы местного самоуправления ЗАТО Мурманской области не вправе принимать и разрабатывать порядок организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в ЗАТО г. Североморск.
Полагает, что суд неправомерно отказал Администрации ЗАТО г. Североморск в удовлетворении ходатайства о привлечении к рассмотрению дела и даче пояснений Министерства имущественных отношений Мурманской области.
Не согласна с выводом суда о том, что порядок организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в ЗАТО г. Североморск должен быть разработан Администрацией ЗАТО г. Североморск.
Обращает внимание, что Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО, постановление Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП, Устав ЗАТО г. Североморск и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск не содержат указания на конкретный субъект права который должен разработать указанный порядок.
Ссылаясь на пункт 59.1 Устава ЗАТО г. Североморск указывает, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами Совета депутатов, Главой ЗАТО г. Североморск, главой Администрации, председателем контрольно-счетной палаты, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором в ходе осуществления своих полномочий, иными субъектами правотворческой инициативы, установленными законодательствам.
Приводит довод о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления разработать, принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией соответствующего органа.
Полагает, что требование прокурора о признании бездействия Администрации ЗАТО г. Североморск и обязании разработать и утвердить соответствующий нормативный правовой акт не подлежало рассмотрению судом и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем решении е подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Североморска Карасев Д.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании администрации ЗАТО г. Североморск утвердить необходимый правовой акт и принять новое решение, которым заявленные требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Находит ошибочным вывод суда о том, что принятие решений о порядке использования земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, расположенных в г. Североморске, право государственной собственности на которые не разграничено, относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.
Полагает, что данный вывод сделан судом без учета анализа Положения "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск", утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 10 апреля 2012 года N 256, статьи 46.1 Устава ЗАТО г. Североморск.
Приводит довод о том, что анализ вышеизложенных муниципальных нормативных правовых актов указывает на то, что администрация ЗАТО г. Североморск наделена полномочиями не только по разработке, но и по утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Обращает внимание, что данные доводы прокуратуры города администрацией ЗАТО г. Североморск в судебном заседании не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Отмечает что во исполнение пункта 10.2 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП, администрация ЗАТО г. Североморск постановлением от 12 апреля 2012 года N 279 определила уполномоченный орган по учету многодетных семей - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска.
Кроме того, ссылаясь на статью 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на ошибочное взыскание государственной пошлины с администрации ЗАТО г. Североморск.
В письменном мнении на апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск представитель Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш. поддерживает приведенные в жалобе доводы и просит ее удовлетворить.
В письменном мнении на апелляционное представление прокурора города Североморска глава администрации ЗАТО г. Североморск Н. и представитель Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск Ш., полагая приведенные в представлении доводы не основанными на законе, просят отказать в его удовлетворении.
В отзыве на апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционное представление прокурора города Североморска представитель Совета депутатов ЗАТО г. Североморск Г.Е. поддерживает доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск и просит ее удовлетворить, в удовлетворении апелляционного представления прокурора г. Североморска просит отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (представлении) и возражениях относительно жалобы (представления).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно пункту 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (Бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Как разъяснено в пункте 28 названного Постановления, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Приведенные нормы права и разъяснения по их применению не нарушены судом при рассмотрении дела.
Судом установлено, что администрацией ЗАТО г. Североморск не разработан и не утвержден порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Указанное нарушение выявлено в ходе проведенной прокуратурой г. Североморска проверки и в связи с этим 14 января 2014 года в адрес главы администрации ЗАТО г. Североморск внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено 24 января 2014 года, однако необходимый нормативный правовой акт до настоящего времени не разработан и не утвержден.
Данное обстоятельство не оспаривалось представителем администрации ЗАТО г. Североморск.
Разрешая требования прокурора города Североморска, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Закона Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО (в редакции от 10 ноября 2011 года, действующей с 01 января 2012 года) многодетные семьи, проживающие на территории Мурманской области (далее - многодетные семьи) имеют право приобрести бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в случае предоставления данных земельных участков для осуществления дачного строительства (с правом регистрации проживания в нем, хозяйственных строений и сооружений) и индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - дачное строительство, жилищное строительство).
Порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям определяется в соответствии с приложением к настоящему Закону (далее - Порядок).
На основании пункта 3.1. Порядка установлено, что формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктами 3.3 и 3.4 определены полномочия по формированию земельных участков: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями муниципальных районов и городских округов.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП "О порядке учета многодетных семей и порядке организации формирования (образования) и бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства" органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области в срок до 01 июля 2012 года обязаны были разработать и утвердить порядок организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области".
Согласно части 3 статьи 2 Закона Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" от 31 декабря 2003 года N 462-01-ЗМО на основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и земельного законодательства Мурманской области органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.
На основании приведенных правовых норм суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области" нормативными правовыми актами возложена на органы местного самоуправления муниципального образования ЗАТО г. Североморск.
Верным является и суждение суда о том, что в результате бездействия органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, выразившегося в неисполнении возложенной на них обязанности по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, создаются препятствия в реализации прав граждан указанной категории на приобретение в собственность земельных участков в собственность.
Тщательно проанализировав положения статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование город Североморск", принятый решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 13 ноября 2011 года N 218 (с последующими изменениями), Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования ЗАТО г. Североморск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 10.04.2012 N 256, Положение о Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, утвержденное решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 N 570, а также приняв во внимание, что во исполнение пункта 10.2 постановления Правительства Мурманской области от 28 февраля 2012 года N 58-ПП администрация ЗАТО г. Североморск постановлением от 12 апреля 2012 года N 279 определила уполномоченный орган по учету многодетных семей - Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск, как органа местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, входит только разработка порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, а его утверждение в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск не входит, поскольку относится к компетенции представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов ЗАТО г. Североморск.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с Уставом администрация ЗАТО г. Североморск в области управления муниципальной собственностью владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск в порядке, определенном Советом депутатов; подготавливает и вносит на согласование Совета депутатов предложения о приватизации муниципального имущества, о приеме имущества в муниципальную собственность и о передаче имущества из муниципальной собственности.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на законе и подтверждены материалами дела.
Доказательств иного участвующими в деле лицами в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы администрации ЗАТО г. Североморск о несогласии с выводом суда об обязанности Администрации ЗАТО г. Североморск разработать указанный порядок, а также доводы апелляционного представления прокурора о том, что в компетенцию администрации ЗАТО г. Североморск входит не только разработка, но и утверждение этого порядка.
При таких обстоятельствах, установив, что администрацией ЗАТО г. Североморск, как органом местного самоуправления ЗАТО г. Североморск, до настоящего времени не исполнена возложенная на нее нормативными правовыми актами обязанность по разработке порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Мурманской области "Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области", в результате чего нарушаются права граждан данной категории, суд правомерно признал данное бездействие администрации ЗАТО г. Североморск незаконным и возложил на нее обязанность по устранению допущенного нарушения, отказав прокурору в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия по не утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.
Установленный судом для устранения нарушений срок - 2 месяца со дня вступления в законную силу решения суда - соответствует характеру дела и действиям, которые необходимо совершить для устранения нарушения, и является разумным.
Доводы администрации ЗАТО г. Североморск о недопустимости предоставления в собственность многодетных семей земельных участков в ЗАТО г. Североморск, ограниченных в обороте, не имеют правового значения для данного дела, поскольку каких-либо исключений из обязанности по разработке и утверждению порядка организации формирования (образования) и предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства для органов местного самоуправления ЗАТО законом не предусмотрено.
Судебная коллегия признает несостоятельными доводы администрации ЗАТО г. Североморск о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт в связи с тем, что это относится к исключительной компетенции соответствующего органа. Как следует из приведенных выше положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2, в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Исходя из изложенного, понуждение в судебном порядке органов местного самоуправления исполнить возложенные на них законом обязанности не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
Другие приведенные в апелляционной жалобе администрации ЗАТО г. Североморск доводы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу основаны на ином толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
Оценивая законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции при рассмотрении дела в полном объеме установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, оценка представленных сторонами доказательств произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод апелляционного представления об ошибочном взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. В связи с этим судебная коллегия исключает из резолютивной части указание о взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
Решение Североморского районного суда Мурманской области от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ЗАТО г. Североморск и апелляционное представление прокурора г. Североморска - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения указание о взыскании с администрации ЗАТО г. Североморск государственной пошлины в доход местного бюджета в размере *** рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)