Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2015 N 10АП-9160/2015 ПО ДЕЛУ N А41-12576/15

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2015 г. по делу N А41-12576/15


Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Ремизов В.М. представитель по доверенности от 17 марта 2015 N 81/Д-07,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Курбанов К.А. представитель по доверенности от 10 марта 2015 года N 47-Д,
от третьего лица Открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги" - Григорьева Ю.С. представитель по доверенности от 02 марта 2015 года N 1,
от третьего лица Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" - Родченко С.С. представитель по доверенности от 24 декабря 2014 года N 228,
от третьего лица Открытого акционерного общества "Агрофирма "Подмосковное" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу области от 19 июня 2015 года по делу N А41-12576/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказов в осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3, третьи лица - Открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное", Открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги", Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр",

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по МО), в котором просило:
- - признать незаконными отказы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3;
- - обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвуют - Открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное" (далее - ОАО "Агрофирма "Подмосковное"), Открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (далее - ОАО "МАУС"), Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" (далее - ФГУП "ФТ-Центр").
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 года в удовлетворении заявленных ТУ ФАУГИ в МО требований отказано (л.д. 139 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ОАО "Агрофирма "Подмосковное", извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ТУ ФАУГИ в МО в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФГУП "ФТ-Центр" в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Управления Росреестра по МО возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "МАУС" возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Государственному предприятию "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенному авиаотряду воздушных съемок" Министерства гражданской авиации СССР на основании решения исполнительного комитета Раменского городского совета народных депутатов РСФСР от 15 июня 1982 года N 2234/15 предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 146,85 га для размещения аэропорта, о чем выдан государственный акт за право пользования землей от 04 августа 1982 года серии А-1 N 348159.
Часть указанного земельного участка площадью 18,5 га на основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 08 декабря 1992 года N 4125 была отведена производственному объединению "Транспортная авиация" (л.д. 50 т. 1).
На основании постановления главы администрации Раменского района Московской области от 17 июня 1993 года N 2132 Мячковским объединенным авиаотрядом перерегистрировано право бессрочного пользования земельным участком площадью 128,35 га (л.д. 48 т. 1).
В 1993 году Мячковский объединенный авиаотряд преобразовал путем приватизации в ОАО "Мячковские авиационные услуги".
ОАО "МАУС" получено свидетельство от 30 июня 1993 года МО-23-24 N 813 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 128,35 га (л.д. 106 т. 1).
Из материалов дела усматривается, что указанный земельный участок под размещение аэропорта 22 июля 2004 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:23:0030131:0001. При этом в ходе приватизации ОАО "МАУС" как правопреемник Государственного предприятия "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенному авиаотряду воздушных съемок" не выполнило мероприятия по уточнению границ и площади указанного земельного участка и не обратилось за регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования.
При этом, согласно плану приватизации в уставной капитал ОАО "МАУС" не вошли объекты аэродрома, представляющие собой средства управления воздушным движением и аэродромные сооружения (всего 47 объектов).
В государственный кадастр недвижимости 09 ноября 2004 года внесена запись о прекращении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в связи с разделом и образованием шести земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 относятся к федеральной собственности в силу закона, ТУ ФАУГИ в МО обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности РФ на данные земельные участки.
Сообщениями от 02 декабря 2014 года N 01/028/2014-83 и N 01/028/2014-84 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку заявителем не представлены решения об образовании таких земельных участков, а также документов, подтверждающих нахождение на них объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Полагая, что данные отказы заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу с абзацем первым части 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено лишь в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), введенной Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Государственному предприятию "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенному авиаотряду воздушных съемок" Министерства гражданской авиации СССР решением исполнительного комитета Раменского городского совета народных депутатов РСФСР от 15 июня 1982 года N 2234/15 предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 146,85 га для размещения аэропорта, о чем выдан государственный акт на право пользования землей от 04 августа 1982 года серии А-1 N 348159.
На основании постановления главы администрации Раменского района Московской области от 17 июня 1993 года N 2132 ОАО "МАУС" (правопреемник Мячковского объединенного авиаотряда) зарегистрировано право бессрочного пользования земельным участком площадью 128,35 га для размещения аэропорта, что подтверждается свидетельством от 30 июня 1993 года МО-23-24 N 813 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью.
При этом, исходя из представленных в материалы дела юридически значимых документов, в том числе плана приватизации и акта от 27 января 2015 года внеплановой проверки использования объектов федерального имущества, а также земельного участка, на котором расположены объекты по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, следует, что земельный участок площадью 128,35 га под размещение аэропорта не вошел в состав приватизированного ОАО "МАУС" имущества.
Согласно кадастровому делу земельный участок площадью 128,35 га, из земель промышленности, с местоположением: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "МАУС" (правопреемник Мячковского объединенного авиаотряда), 22.07.2004 поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 как ранее учтенный объект недвижимости.
При этом согласно пунктам 1.2 и 1.5 Устава Государственного предприятия "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенному авиаотряду воздушных съемок" от 17 июня 1991 года авиапредприятие создано на базе структурной единицы приказом Министра гражданского авиации СССР от 08 мая 1991 года N 107 и находится в системе Министерства гражданской авиации СССР.
Таким образом, исходя из целевого назначения земельного участка и порядка использования такого участка, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 является федеральной собственностью, поскольку данный участок был предоставлен предприятию, созданным государственным органом власти СССР, и предназначен для размещения воздушных путей сообщения и федеральных объектов недвижимости.
Данный вывод также подтверждается представленными в материалы дела решениями Арбитражного суда Московской области от 27 апреля 2010 года N А41-42422/09, от 11 ноября 2008 года N А41-8607/08.
В соответствии с кадастровым планом от 03 октября 2007 года и кадастровым паспортом от 08 сентября 2010 года, земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 был преобразован в результате раздела и образования самостоятельных земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 площадью 4700 кв. м и 50:23:0030131:3 площадью 8770 кв. м.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности и земли иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - размещение аэропорта.
В силу пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" предусмотрено, что для государственной регистрации права федеральной собственности заинтересованное лицо представляет следующие документы:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в материалы настоящего дела представлены копии дел правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3, из которых следует, что, обращаясь с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ, ТУ ФАУГИ в МО совместно с заявлениями о регистрации права представило в регистрирующий орган кадастровые паспорта земельных участков.
При этом, согласно сведениям кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 в графе "предыдущие номера" указан кадастровый номер земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001. Правоустанавливающие документы на данный земельный участок, в том числе решение исполнительного комитета Раменского городского совета народных депутатов РСФСР от 15 июня 1982 года N 2234/15, государственный акт за право пользования землей от 04 августа 1982 года серии А-1 N 348159, постановление Главы Администрации Раменского района Московской области от 08 декабря 1992 года N 4125, свидетельство от 30 июня 1993 года МО-23-24 N 813 были представлены в дела правоустанавливающих документов ранее, то есть имелись в распоряжении регистрирующего органа. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, согласно пунктам 1 и 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
При этом в силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент образования спорных земельных участков) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, в котором должны быть указаны:
1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
В ходе судебного разбирательства установлено, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в регистрационный орган ТУ ФАУГИ в МО представлено не было.
Представленным в материалы дела актом от 27 января 2015 года внеплановой проверки использования объектов федерального имущества, а также земельного участка, на котором расположены объекты по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, также установлено, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 уполномоченными органами не принималось.
Документы о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:0001, представленные в материалы дела и имеющиеся в регистрационных делах, также не содержат сведений об основаниях раздела такого земельного участка.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При рассмотрении Управлением Росреестра по Московской области заявления о государственной регистрации прав на спорные земельные участки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по запросу в регистрационные дела представлены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:2 расположены такие объекты недвижимости как теннисный корт, служебное строение, Ангар, границы расположения которых на земельном участке не определены, на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:3 частично располагается сооружение с кадастровым номером 50:23:0030126:21117.
Вместе с тем, в материалах дела не имеется доказательств принадлежности указанных объектов недвижимости Российской Федерации на праве собственности. Заявителем такие документы и сведения в материалы дела и при обращении в регистрирующий орган также не представлены.
В ответах ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" на запрос регистрирующего органа также не имеется сведений о постановке на кадастровый учет спорных земельных участков на основании решения уполномоченного органа власти о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001.
Поскольку не доказано иное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки ТУ ФАУГИ в МО был представлен не полный пакет документов, предусмотренных статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось достаточных правовых оснований для принятия решение о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
В соответствии с части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые отказы управления от 03 сентября 2014 года N 01/028/2014-210, 01/028/2014-211, 01/028/2014-206, 01/028/2014-207, 01/029/2014-398, 01/028/2014-208, 01/029/2014-397, 01/029/2014-396, 01/028/2014-209, 01/029/2014-395, 01/029/2014-394, 01/026/2014-303, 01/026/2014-305, 01/026/2014-304, 01/026/2014-306, 01/026/2014-307, 01/026/2014-308, 01/029/2014-393 являются законными.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 года по делу N А41-12576/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)