Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что на территории муниципального образования отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Нигаметзянова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Д.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13 мая 2014 года за N И-21-01-09-8202 в части предоставления Д.В. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Д.В. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части исковых требований Д.В., - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Д.В. - Д.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д.В. (далее - истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В исковом заявлении истец предъявленные исковые требования обосновал тем, что он, являясь инвалидом второй группы, обратился в Департамент с заявлением сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить как инвалиду в аренду в первоочередном порядке земельный участок площадью 1995 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по <...>, в границах, указанных в приложенной к заявлению схемы). Кроме того, просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка. Сообщением начальника Департамента от 13.05.2014 года N И-21-01-09-8202 истцу было отказано в предоставлении земельного участка. Истец считает доводы Департамента по отказу необоснованными, незаконными, противоречащими действующему законодательству РФ. Указал, что он нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет какого-либо жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма.
Просит суд признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выраженному в письме от 13.05.2014 года N И-21-01-09-8202 в форме отказа в предоставлении земельного участка площадью 1995 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по ул. <...> г. Пермь, в границах в приложенной к заявлению схемы) и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка. Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав путем предоставления истцу в аренду за плату земельный участок площадью 1995 кв. м расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по <...> г. Пермь, в границах в приложенной к заявлению схемы) под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет и, поскольку работы по формированию указанного земельного участка не завершены, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации г. Перми указывая, что положения закона предусматривают право инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке только в целях улучшения жилищных условий. В представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что родственники, совместно проживающие с истцом не имеют на праве собственности иных объектов недвижимости, истец в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Не учтено, что земельный участок становится отдельным объектом только после постановки его на кадастровый учет. Земельный кодекс предусматривает заявительную процедуру предоставления земельного участка в этих целях.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
- Судом первой инстанции установлено, что Д.В. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2013 N 1366198 от 11.03.2014 года (л.д. 24);
- 21.04.2014 года С.П., действующая по доверенности от Д.В., обращалась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить Д.В. в аренду в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство земельный участок, расположенный по адресу: <...>, севернее земельного участка по ул. <...>, площадью 1995 кв. м, в границах, указанных в приложенной схеме (л.д. 23);
- 13.05.2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом за N И-21-01-09-8202 отказал в выше указанном обращении (л.д. 43-45). В качестве обоснования отказа департаментом было указано, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет - земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не предоставлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании выше изложенного Департаментом было указано на то, что основания для утверждения и выдачи схемы отсутствуют, в связи с чем просьба не может быть удовлетворена.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
На основе анализа установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в его решении от 13 мая 2014 г., является незаконным.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отсутствие Порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может служить основанием для отказа в реализации права, закрепленного статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, из материалов дела усматривается и установлено судом, что Д.В. является инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий, а следовательно имеет право на первоочередное получение земельного участка. Согласно материалам дела истец проживает по адресу <...> общей площадью 42, 5 кв. м совместно с К., (бабушкой), супругой Д1. и дочерью Д2. На каждого члена семьи (всего их 4) приходится менее 12 кв. м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Пермской городской Думы N 103 от 30.05.2006 г. Судом также установлено, что члены его семьи не имеют на праве собственности других жилых помещений. Доказательств в опровержение изложенному, а также ухудшения истцом жилищных условий в течение последних 5 лет, суду представлено не было. Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка следует также учесть, что Департамент не был лишен возможности истребовать документы, подтверждающие нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.
Выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению земельного участка, не состоящего на кадастровом учете, на законность решения суда не влияет, поскольку обязанность по предоставлению по требованию инвалида любого произвольно выбранного им земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Исходя из положений ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" истец вправе требовать предоставления ему в первоочередном порядке земельного участка для улучшения жилищных условий, что соответственно влечет у уполномоченного функционального органа в сфере регулирования земельных отношений обязанность по реализации гарантированных законом прав и предоставлению земельного участка, соответствующего требованиям земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Д.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на законность постановленного решения не указывают. Положения ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающие право инвалидов на первоочередное приобретение земельного участка связывают возможность реализации права с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, но при этом не содержат в качестве критерия предоставления необходимости состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Дело судом рассмотрено с соблюдением норм процессуального права, всем представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения судом норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Законность решения суда проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы.
- Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия;
- определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-11738
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что на территории муниципального образования отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N 33-11738
Судья Нигаметзянова О.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н. судей Кустовой И.Ю., Овчинниковой Н.А. при секретаре С.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Д.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 13 мая 2014 года за N И-21-01-09-8202 в части предоставления Д.В. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Д.В. земельный участок в соответствии с требованиями п. 14 ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части исковых требований Д.В., - отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения представителя Д.В. - Д.А., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д.В. (далее - истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В исковом заявлении истец предъявленные исковые требования обосновал тем, что он, являясь инвалидом второй группы, обратился в Департамент с заявлением сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить как инвалиду в аренду в первоочередном порядке земельный участок площадью 1995 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по <...>, в границах, указанных в приложенной к заявлению схемы). Кроме того, просил утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка. Сообщением начальника Департамента от 13.05.2014 года N И-21-01-09-8202 истцу было отказано в предоставлении земельного участка. Истец считает доводы Департамента по отказу необоснованными, незаконными, противоречащими действующему законодательству РФ. Указал, что он нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет какого-либо жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма.
Просит суд признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выраженному в письме от 13.05.2014 года N И-21-01-09-8202 в форме отказа в предоставлении земельного участка площадью 1995 кв. м под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по ул. <...> г. Пермь, в границах в приложенной к заявлению схемы) и утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка. Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми устранить нарушение прав путем предоставления истцу в аренду за плату земельный участок площадью 1995 кв. м расположенного по адресу <...> (севернее земельного участка по <...> г. Пермь, в границах в приложенной к заявлению схемы) под строительство индивидуального жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет и, поскольку работы по формированию указанного земельного участка не завершены, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемого земельного участка.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Департамент земельных отношений администрации г. Перми указывая, что положения закона предусматривают право инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке только в целях улучшения жилищных условий. В представленных документах отсутствуют сведения, подтверждающие, что родственники, совместно проживающие с истцом не имеют на праве собственности иных объектов недвижимости, истец в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит. Не учтено, что земельный участок становится отдельным объектом только после постановки его на кадастровый учет. Земельный кодекс предусматривает заявительную процедуру предоставления земельного участка в этих целях.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
- Судом первой инстанции установлено, что Д.В. является инвалидом второй группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2013 N 1366198 от 11.03.2014 года (л.д. 24);
- 21.04.2014 года С.П., действующая по доверенности от Д.В., обращалась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением сформировать, поставить на кадастровый учет и предоставить Д.В. в аренду в первоочередном порядке под индивидуальное жилищное строительство земельный участок, расположенный по адресу: <...>, севернее земельного участка по ул. <...>, площадью 1995 кв. м, в границах, указанных в приложенной схеме (л.д. 23);
- 13.05.2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом за N И-21-01-09-8202 отказал в выше указанном обращении (л.д. 43-45). В качестве обоснования отказа департаментом было указано, что земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет - земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не предоставлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. На основании выше изложенного Департаментом было указано на то, что основания для утверждения и выдачи схемы отсутствуют, в связи с чем просьба не может быть удовлетворена.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", из анализа положений которой следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалида и семей, имеющих в своем составе инвалида, предусмотрено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
На основе анализа установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении испрашиваемого земельного участка по основаниям, указанным в его решении от 13 мая 2014 г., является незаконным.
В соответствии со статьями 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что отсутствие Порядка первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, не может служить основанием для отказа в реализации права, закрепленного статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование. Кроме того, из материалов дела усматривается и установлено судом, что Д.В. является инвалидом и нуждается в улучшении жилищных условий, а следовательно имеет право на первоочередное получение земельного участка. Согласно материалам дела истец проживает по адресу <...> общей площадью 42, 5 кв. м совместно с К., (бабушкой), супругой Д1. и дочерью Д2. На каждого члена семьи (всего их 4) приходится менее 12 кв. м, что ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной решением Пермской городской Думы N 103 от 30.05.2006 г. Судом также установлено, что члены его семьи не имеют на праве собственности других жилых помещений. Доказательств в опровержение изложенному, а также ухудшения истцом жилищных условий в течение последних 5 лет, суду представлено не было. Принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка следует также учесть, что Департамент не был лишен возможности истребовать документы, подтверждающие нуждаемость истца в улучшении жилищных условий.
Выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм, регулирующих сложившиеся правоотношения, и подтверждаются исследованными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции возложил обязанность по предоставлению земельного участка, не состоящего на кадастровом учете, на законность решения суда не влияет, поскольку обязанность по предоставлению по требованию инвалида любого произвольно выбранного им земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Исходя из положений ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" истец вправе требовать предоставления ему в первоочередном порядке земельного участка для улучшения жилищных условий, что соответственно влечет у уполномоченного функционального органа в сфере регулирования земельных отношений обязанность по реализации гарантированных законом прав и предоставлению земельного участка, соответствующего требованиям земельного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Д.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на законность постановленного решения не указывают. Положения ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающие право инвалидов на первоочередное приобретение земельного участка связывают возможность реализации права с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, но при этом не содержат в качестве критерия предоставления необходимости состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Доводов, влияющих на правильность постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Дело судом рассмотрено с соблюдением норм процессуального права, всем представленным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка. Нарушений или неправильного применения судом норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Законность решения суда проверяется в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы.
- Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия;
- определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 17 сентября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)