Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-21337/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. по делу N А55-21337/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала - представителя Герасимова С.А. (доверенность от 25.12.2013),
от Министерства имущественных отношений Самарской области - представителя Екатеринина И.И. (доверенность от 26.12.2013),
от Департамента управления имуществом г.о.Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2014 года по делу N А55-21337/2013 (судья Черномырдина Е.В.), принятому по заявлению открытого акционерного общества "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала (ОГРН 5077746868403, ИНН 7708639622), г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), г. Самара, с участием третьего лица: Департамента управления имуществом г.о.Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,

установил:

открытое акционерное общество "Железнодорожная торговая компания" в лице Самарского филиала (далее - общество, ОАО "ЖТК") обратилось в арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность ОАО "ЖТК" за плату земельного участка площадью 527+/-8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0512002:580, категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование: под магазин товаров первой необходимости, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, 34, обязании принять решение о продаже земельного участка площадью 527+/-8 кв. м, с кадастровым номером 63:01:0512002:580, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Арцыбушевская, 34 в собственность ОАО "ЖТК" и заключить договор купли-продажи указанного земельного участка на условиях, установленных действующим законодательством РФ, а именно по цене, исчисляемой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка - 80 092 руб. 14 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на то, что при вынесении данного решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции Министерство имущественных отношений Самарской области указало, что в нарушении требований п. 6 приложения к приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 к заявлению о предоставлении испрашиваемого земельного участка не был приложен кадастровый паспорт. Постановка испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет была осуществлена 08.07.2013.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вопреки требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представлено доказательств наличия у него права на приобретение земельного участка по цене равной 2,5% от кадастровой стоимости.
ОАО "ЖТК" в своем отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ОАО "ЖТК" в судебном заседании просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "ЖТК" является собственником нежилого здания, площадью 375,80 кв. м, этажность 1, подземная этажность 1, Литеры А, А1, А2, Б, Б1, находящегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, д. 34, что подтверждается свидетельством от 24.10.2007.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 12.07.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63601:0512002:580, общей площадью 527+/-8 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Арцыбушевская, д. 34 поставлен на кадастровый учет 08.07.2013.
ОАО "ЖТК" 01.11.2011 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 527 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Арцыбушевская, д. 34.
Уведомлением от 10.07.2013 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало ОАО "ЖТК" в предоставлении земельного участка на основании не предоставления документов, необходимых для принятия решения, а именно не представление кадастрового паспорта земельного участка.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 названного Кодекса.
Как установлено в пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Льготные условия приобретения земельного участка в собственность предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" с последующими изменениями и дополнениями.
Согласно которому до 01 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в размере 2.5% кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в министерство с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Из системного толкования пункта 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка возникают с момента подачи собственником расположенного на нем объекта недвижимости соответствующего заявления.
Как правильно указал суд первой инстанции и не оспаривает Министерство имущественных отношений Самарской области, общество обратилось к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка за плату в размере 2,5% от его кадастровой стоимости до 01.07.2012.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен приложением к Приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
Как следует из материалов дела, к заявлению обществом были приложены документы: схема расположения земельного участка, выписка из ФБУ "Кадастровая палата" на земельный участок, выписка из ЕГРП на земельный участок, на здание, учредительные документы общества, документы, подтверждающие полномочия представителя.
Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области на непредставление с заявлением кадастрового паспорта земельного участка, не могут быть приняты во внимание.
Ни Закон N 137-ФЗ, ни статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат требований об обязательном предоставлении кадастрового паспорта земельного участка при обращении за выкупом земельного участка на льготных условиях. Наоборот, статья 36 Кодекса предусматривает возможность обращения с заявлением о предоставлении как сформированных, так и несформированных земельных участков, возлагая обязанность по их формированию на органы местного самоуправления. При этом постановка земельного участка на кадастровый учет либо уточнение сведений о его границах и местоположении и последующее предоставление лицом, испрашивающим земельный участок, уточненного заявления и кадастрового паспорта не свидетельствует о возникновении новых правоотношений, связанных с предоставлением данного земельного участка.
Министерство имущественных отношений Самарской области, в связи с обращением общества, обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара с поручением утвердить схему расположения земельного участка.
После проведения всех необходимых работ земельный участок был поставлен 08.07.2013 на кадастровый учет.
Обществу 12.07.2013 выдан кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/13-333690.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, действия по постановке на кадастровый учет земельного участка были совершены заявителем в рамках процедуры по рассмотрению Министерством имущественных отношений Самарской области заявления ОАО "ЖТК" от 01.11.2011, предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Факт перехода права собственности на объект недвижимости к ОАО "ЖТК" подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2007.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "ЖТК" имеет право выкупить земельный участок по льготной цене.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для применения льготного порядка определения выкупной цены участка отклоняется ввиду его несостоятельности.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что до подачи заявления в суд в Министерство проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка не поступал, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку именно Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, то есть в силу положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обладает исключительным правом на земельный участок, занятый этой недвижимостью.
Доказательств невозможности предоставления обществу спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Министерство имущественных отношений Самарской области не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С позиции изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований ОАО "ЖТК".
Приведенные в апелляционной жалобе заявителем доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 24 января 2014 года по делу N А55-21337/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
А.А.ЮДКИН

Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
В.С.СЕМУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)