Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.07.2014 ПО ДЕЛУ N А05-10399/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. по делу N А05-10399/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Ракчеевой М.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест" Перевозчикова П.И. (доверенность от 20.08.2013), от Министерства имущественных отношений Архангельской области министра Ковалевой И.Н. (распоряжение губернатора Архангельской области от 02.04.2012 N 263-р), от мэрии города Архангельска - Буракова В.М. (доверенность от 24.07.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы мэрии города Архангельска и общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2013 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 (судьи Докшина А.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А05-10399/2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест", место нахождения: 163020, г. Архангельск, Никольский пр., д. 15, офис 315, ОГРН 1092901003250 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Министерству имущественных отношений Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900540167 (далее - Министерство), с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства, изложенного в письме от 09.08.2013 N 312-04-07/7688, в издании распоряжения о предварительном согласовании места размещения 1-2-этажного здания гаража-стоянки с эксплуатируемой кровлей в границах земельного участка площадью 0,1605 га в Октябрьском территориальном округе города Архангельска по адресу: ул. Тимме, д. 19, корп. 2 и д. 21, а также об обязании Министерства со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта в границах указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены мэрия города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521 (далее - Мэрия), Туранская Лариса Владимировна и Кекишева Алла Федоровна.
Решением от 27.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах Мэрия и Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просят отменить решение от 27.12.2013 и постановление от 27.03.2014.
Податели жалоб указывают на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что предоставление спорного участка должно производиться на торгах ввиду наличия нескольких претендентов; в материалах дела отсутствуют доказательства наличия реальных претендентов на спорный земельный участок; несоответствие описания границ ранее учетных земельных участков требованиям, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не влечет незаконности государственного кадастрового учета этих участков, поскольку такие земельные участки признаны объектами гражданских прав; суды сделали неправильный вывод о том, что при выборе спорного земельного участка для строительства требуется учитывать мнение населения; размещение здания гаража на спорном участке не повлечет нарушения прав и законных интересов граждан, а также требований градостроительных и санитарных норм.
В отзывах на кассационные жалобы Министерство, Туранская Л.В. и Кекишева А.Ф. просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Мэрии и Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Министерства - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 27.04.2012 обратилось в Агентство по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Агентство) с заявлением от 18.04.2011 о выборе земельного участка для строительства двухэтажного здания гаража-автостоянки легкового автотранспорта во дворе жилых домов в границах земельного участка по адресу: г. Архангельск, ул. Тимме, д. 19 - д. 21.
Сопроводительным письмом от 19.05.2012 N 04-109/3134 Министерство направило указанное заявление в Департамент градостроительства Мэрии для обеспечения выбора земельного участка и утверждения его схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Мэрия опубликовала в городской газете "Архангельск - город воинской славы" от 04.12.2012 N 108 извещение о планируемом размещении двухэтажного гаража-автостоянки на внутридворовой территории, ограниченной жилыми домами N 19; 19 корп. 1 и 2; 21 по ул. Тимме.
Мэр города Архангельска распоряжением от 12.12.2012 N 3010р (далее - распоряжение N 3010р) утвердил схему испрашиваемого земельного участка общей площадью 0,1605 га в кадастровом квартале 29:22:040613. Акт выбора земельного участка для строительства 1-2-этажного гаража-стоянки подписан директором Департамента градостроительства Мэрии 31.05.2012. Земельный участок признан пригодным для строительства названного объекта.
Сопроводительным письмом от 13.12.2012 N 9108/194-03 Мэрия направила Министерству, наделенному правом предоставления для строительства земельных участков в городе Архангельске, государственная собственность на которые не разграничена, схему расположения земельного участка, каталог координат, распоряжение N 3010р, акт выбора земельного участка и копию городской газеты "Архангельск - город воинской славы", в которой опубликовано извещение о планируемом размещении гаража-автостоянки.
Решением от 09.08.2013 N 312-04-07/7688 Министерство отказало в удовлетворении заявления Общества о предварительном согласовании места размещения 1-2-этажного здания гаража-стоянки, указав следующее:
- - земельный участок, предоставляемый для строительства в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и статьей 30 ЗК РФ, должен быть свободен от прав третьих лиц; между тем при осмотре испрашиваемого Обществом участка установлено, что он не свободен от прав третьих лиц и занят объектами благоустройства (детская площадка, площадки для сушки белья), используемыми жителями жилых домов N 19; 19, корп. 1 и 2; 21 по ул. Тимме;
- - после опубликования Мэрией информации о предстоящем строительстве в адрес Министерства поступили многочисленные возражения жителей, не согласных со строительством здания гаража-автостоянки во дворе указанных жилых домов;
- - Министерство установило, что площадь земельных участков под названными многоквартирными жилыми домами, границы которых проходят по отмостке жилых домов и утверждены распоряжениями Мэрии от 03.12.1997 и 01.09.1999, не соответствует нормативам определения площади земельных участков под многоквартирными жилыми домами - действовавшим на момент формирования участков Положению об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223, и Методическим указаниям по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 N 59, а следовательно, эти участки не могут являться земельными участками, сформированными для эксплуатации многоквартирных жилых домов (общей долевой собственностью собственников помещений в этих домах);
- - Министерство не вправе распоряжаться испрашиваемым Обществом земельным участком площадью 0,1605 га, поскольку оформление земельных участков под упомянутыми жилыми домами в соответствии с действующим законодательством с учетом площади, необходимой для эксплуатации этих домов, исключит возможность формирования спорной территории для строительства гаража.
Общество, считая, что незаконным отказ Министерства в утверждении акта выбора земельного участка и в предварительном согласовании места размещения объекта, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 того же Кодекса основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
Суды исходили из следующего.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта состоит из нескольких этапов, по завершении каждого из которых уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решения, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ: после завершения выбора земельного участка по правилам статьи 31 ЗК РФ такой орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое в свою очередь является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, установленными статьей 32 названного Кодекса.
При положительном решении вопроса о выборе земельного участка на основании пункта 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данная норма призвана обеспечить реализацию гражданами в разумный срок предусмотренных подпунктами 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан.
В статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации среди основных принципов законодательства о градостроительной деятельности названы обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Согласно названным нормам орган, в полномочия которого входит предоставление для строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности, в каждом конкретном случае решает вопрос о том, насколько существенно строительство нового объекта затрагивает интересы граждан, количество таких граждан, причины, по которым граждане возражают против строительства предполагаемого объекта.
Суды установили, что в рассматриваемом случае обращения граждан в Мэрию и Министерство носили массовый характер и были обусловлены тем, что в квартале, где находятся названные жилые дома, в месте предполагаемого строительства гаража расположено единственное в квартале место отдыха и детская площадка, и что ряд граждан обратились в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в установленном порядке земельного участка для устройства спортивной площадки с хоккейной коробкой и спортивными снарядами.
При таком положении суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае Министерство, отказывая Обществу в утверждении акта выбора земельного участка для строительства паркинга, обоснованно учло общественное мнение.
Кроме того, суды указали, что поскольку с заявлениями о предоставлении спорного участка как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством, обращались различные лица, в том числе Туранская Л.В., то этот участок не может быть предоставлен одному претенденту по процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Суды, исследовав представленные в материалы дела документы, также установили, что земельные участки под названными многоквартирными домами сформированы с нарушением действовавшего законодательства по отмостке домов без учета установленных нормативов. Поскольку земельный участок, на который претендует Общество, накладывается на земельные участки, которые должны быть сформированы для эксплуатации многоквартирных домов в соответствии с действующими нормативами, Министерство правильно указало в оспариваемом отказе, что не вправе распоряжаться таким участком и предоставлять его для строительства.
С учетом приведенных обстоятельств суды пришли к выводу, что Министерство обоснованно отказало Обществу в утверждении акта выбора испрашиваемого участка и в предварительном согласовании места размещения объекта.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим нормам материального и процессуального права, представленным в материалы дела доказательствам, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу N А05-10399/2013 оставить без изменения, а кассационные жалобы мэрии города Архангельска и общества с ограниченной ответственностью "КапиталИнвест"- без удовлетворения.

Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
М.А.РАКЧЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)