Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2015 N 12АП-303/2015 ПО ДЕЛУ N А12-36383/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N А12-36383/2014


Резолютивная часть постановления объявлена "25" февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен "04" марта 2015 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Грабко О.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Максимовой Ольги Валерьевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36383/2014 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Максимовой Ольги Валерьевны (г. Волгоград)
к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (400105, г. Волгоград, пр. Ленина, 119, ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
без участия в судебном заседании представителей: индивидуального предпринимателя Максимовой Ольги Валерьевны, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (почтовые уведомления NN 95776 0, 95777 7 приобщены к материалам дела),

установил:

Индивидуальный предприниматель Максимова О.В. (далее - ИП Максимова О.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее администрация) о признании недействительным постановления N 248-п от 21.03.2014 г. "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона, расположенного по ул. им. 39-й Гвардейской, напротив здания N 20д торгового центра "Супер".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36383/2014 в удовлетворении требований ИП Максимовой О.В. отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Максимова О.В. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Максимовой Ольги Валерьевны, администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 19.02.2014 комиссией обследован земельный участок, расположенный по адресу: г. Волгоград, Краснооктябрьский район, ул. 39-я Гвардейская, напротив здания N 20д ТЦ "Супер", в ходе обследования которого установлено, что данный земельный участок не имеет ограждения и используется для размещения и эксплуатации торгового павильона по реализации овощей и фруктов, о чем составлен акт N 2/56-14-КЗР от 19.02.2014. К акту приложены схема размещения земельного участка и фотографии с изображением павильона.
Собственник павильона не установлен.
Уведомлением от 06 марта 2014 года N 12-14 о фиксации самовольно установленного объекта, которое размещено на объекте с фотофиксацией (т. 1 л.д. 30), собственнику павильона предложено в срок до 11 марта 2014 года в добровольном порядке освободить земельный участок.
Информация о необходимости демонтажа павильона 06 марта 2014 года размещена в газете "Городские вести" (т. 1 л.д. 31).
На заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда 14 марта 2014 года (протокол N 4) принято решение о демонтаже (переносе) указанного нестационарного объекта.
21 марта 2014 года администрацией Краснооктябрьского района Волгограда принято постановление N 248-п, которым МБУ "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" предписано не позднее 10 рабочих дней с момента издания постановления провести работы по демонтажу нестационарного объекта - павильона по реализации овощей и фруктов, ориентировочной площадью 18,0 кв. м, расположенного на земельном участке по ул. 39-й Гвардейской, напротив здания N 20д торгового центра "Супер" в Краснооктябрьском районе Волгограда. Утвержден состав исполнительной комиссии по демонтажу объекта. Контроль за исполнением постановления возложен на первого заместителя главы администрации В.И. Аксенова (т. 1 л.д. 37).
Уведомление от 22 марта 2014 года N 12-14 о демонтаже самовольно установленного объекта размещено на объекте и в этот же день опубликовано в газете "Городские вести" (т. 1 л.д. 40-41).
ИП Максимова О.В., не согласившись с постановлением администрации от 21 марта 2014 года N 248-п "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - павильона расположенного по ул. 39-й Гвардейской, напротив здания N 20д торгового центра "Супер", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (части 1, 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Пунктом 5 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, решением Волгоградской городской Думы от 16.06.2010 N 34/1010 "Об утверждении положения об осуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа город-герой Волгоград" установлено, что органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории Волгограда, является администрация в лице ее структурных подразделений.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статья 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановление администрации города Волгограда от 08.04.2002 N 262 "О дополнительных мерах по упорядочению размещения объектов мелкорозничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания на территории Волгограда" определен термин "павильон", "павильон" - это мобильное строение сборно-разборного типа, состоящее из отдельных блок-контейнеров, имеющее различное функциональное назначение (торговое, общественное питание, бытовое обслуживание, иное), имеющее в составе зал для обслуживания клиентов (посетителей, покупателей), полный комплекс инженерного обустройства. Состав помещений павильона, их площадь нормируется строительным, санитарными, противопожарными нормами и правилами в соответствии с назначением павильона.
Решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 утвержден Порядок размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда, согласно которому размещение объектов мелкорозничной торговли и услуг (киоски, туалетные кабины (биотуалеты), гаражей осуществляется с учетом градостроительной документации о застройке территории Волгограда, фактического землепользования в соответствии с градостроительными, санитарными, противопожарными нормами и правилами. Размещение объектов и гаражей производится согласно схемам, которые утверждаются Волгоградской городской Думой.
Решение о размещении указанных объектов принимается межведомственной комиссией администрации района Волгограда по размещению, установке и эксплуатации объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов с учетом потребности в обеспечении населения теми или иными товарами и услугами и обеспеченности существующими стационарными объектами торговли и услуг.
В случае подачи более одной заявки на одно и то же место, вновь внесенное в схему либо освободившееся, вопрос о размещении объекта решается межведомственной комиссией на основании результатов проведенного в установленном порядке открытого конкурса на право размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг. Основанием для установки объекта или гаража является договор аренды земельного участка.
В соответствии с Порядком размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 20.02.2008 N 58/1458 к нестационарным объектам мелкорозничной сети относятся: автомагазины (автолавки, автоприцепы); сборно-разборные палатки; тележки; лотки; торговые автоматы; изотермические емкости и цистерны; бахчевые развалы; площадки для реализации рассады и саженцев; площадки для организации сельскохозяйственных ярмарок, елочных, новогодних и школьных базаров; сезонные объекты для организации отдыха, спортивных игр и занятий (картинга, пейнтбола, мини-гольфа, батутов, аттракционов, катков, аквапарков, стрелковых тиров и т.д.); сезонные объекты по оказанию услуг общественного питания с установленным и без установленного торгово-технологического оборудования; автоматы для приема различных видов платежей от населения за услуги.
Нестационарные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории Волгограда в местах, отведенных администрациями районов Волгограда и согласованных с комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда, комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда. Размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети осуществляется с оформлением земельно-правовых отношений, за исключением размещения тележек, лотков, изотермических емкостей и цистерн, бахчевых развалов, площадок для организации елочных, новогодних и школьных базаров, площадок для организации сельскохозяйственных ярмарок, площадок для реализации рассады и саженцев.
Решением Волгоградской городской Думы от 25.01.2012 N 57/1728 "О мерах по выявлению и демонтажу самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда" администрации Волгограда поручено до 05.02.2012 провести ревизионные мероприятия по выявлению самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда и подготовить правила демонтажа самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда. До 01.04.2012 обеспечить демонтаж самовольно установленных мобильных строений и сооружений на территории Волгограда, которые могут способствовать возникновению чрезвычайных и пожароопасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью жителей Волгограда.
Постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утвержден порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).
Нормативный правовой акт опубликован в газете "Городские вести" от 18.04.2013 N 25, от 30.05.2013 N 54.
На основании пунктов 1, 3, 6, 9, 10, 16 Порядка регламентируется деятельность администрации, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.
В силу пункта 2 Порядка демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда (далее - администрации).
Сведения об объектах могут быть выявлены путем рассмотрения жалоб населения, при проведении совместных с органами внутренних дел рейдов по пресечению несанкционированной уличной торговли; при проведении администрациями, департаментом предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда, иными отраслевыми структурными подразделениями администрации Волгограда и федеральными органами исполнительной власти других мероприятий в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Сведения о выявленных объектах направляются в администрации. Администрации вправе направлять в районные отделы полиции запросы об установлении собственников объектов.
Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).
Согласно пункту 4 Порядка, при выявлении объекта самовольной постройки, администрации районов направляют в адрес комитета земельных ресурсов администрации требования о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект.
По результатам обследования и проверки наличия правовых оснований на занятие земельного участка под объект, в случае, если выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта и предложения о добровольном демонтаже объекта в 5-дневный срок и доводит до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией, а также осуществляется публикация на официальном информационном портале Волгограда в разделе "Территориальные подразделения" сообщение собственнику добровольно демонтировать в срок не позднее 5 рабочих дней со дня публикации сообщения.
В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее 3 рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка).
На основании решения комиссии администрации в 10-дневный срок готовят проект постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта.
Администрации в срок не позднее 10 рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта. При этом не позднее чем за три дня до дня осуществления демонтажа администрации доводят информацию о дате и времени начала работ до сведения собственника путем размещения соответствующего сообщения на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае если владелец объекта известен информация о демонтаже дополнительно направляется администрациями по месту его нахождения заказным письмом с уведомлением (пункт 6 Порядка).
Законность Постановления от 12.04.2013 N 764 "Об утверждении порядка демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, Положения о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда" была предметом судебного разбирательства.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу N А12-14507/2013 правовой акт признан соответствующим Конституции Российской Федерации, статьям 11, 209 Гражданского кодекса РФ, статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы.
В указанной Схеме под N 284 номер места на графической схеме - 1.371 по адресу: ул. 39-й Гвардейской, 20д, включен объект - автоцистерна для торговли молоком. Иные объекты в схеме отсутствуют.
В то же время, решение о предоставлении земельного участка по ул. 39-й Гвардейской, напротив здания N 20д индивидуальному предпринимателю Максимовой О.В. для размещения павильона не принималось и соответственно суду заявителем не представлено.
Таким образом, у заявителя отсутствовали правовые основания для размещения принадлежащего ему объекта нестационарной торговли на спорном земельном участке.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта правоустанавливающего документа на земельный участок, используемый для размещения торгового павильона, и разрешения на размещение этого павильона, выданного в соответствии с утвержденной Схемой размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, влекут обязанность освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза объекта торговли (услуг) по требованию администрации, осуществляющей полномочия по контролю за использованием земель на территории муниципального образования.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса).
ИП Максимовой О.В. правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на размещение павильона, расположенного по ул. 39-й Гвардейской, напротив здания N 20д торгового центра "Супер", судам не представлены.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
ИП Максимова О.В. в апелляционной жалобе указывает на то, что она не была надлежащим образом извещена о необходимости демонтажа нестационарного объекта, а представленная фотофиксация администрации не позволяет идентифицировать где расположено уведомление и когда.
Однако, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих размещение уведомления N 12-14 от 06 марта 2014 года о фиксации самовольно установленного объекта на каком-либо ином объекте. Кроме того, уведомление N 12-14 от 06 марта 2014 года в тот же день опубликовано в газете "Городские вести".
Таким образом, факт ненадлежащего извещения ИП Максимовой О.В., о фиксации самовольно установленного объекта, опровергается вышеизложенным, в связи с чем, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании определения суда от 20 января 2015 года индивидуальному предпринимателю Максимовой Ольге Валерьевне возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 900 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 декабря 2014 года по делу N А12-36383/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
О.В.ГРАБКО
С.А.КУЗЬМИЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)