Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 N 08АП-9301/2015 ПО ДЕЛУ N А46-2908/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. N 08АП-9301/2015

Дело N А46-2908/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9301/2015) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2015 по делу N А46-2908/2015 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании незаконным отказа N ТУ-02/1635 от 10.03.2015,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - Стельмаченок Эрнест Антонович по доверенности N 414-Д от 29.01.2014 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от общества с ограниченной ответственностью "Формат" - Шадрин Сергей Юрьевич по доверенности от 12.01.2015 сроком действия до 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Сотникова Марина Александровна по доверенности от 27.06.2015 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Формат" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Формат") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказ Управления, выраженный в письме от 10.03.2015 N ТУ-02/1635 и обязании Управление произвести действия по направлению заявлений на образование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для получения поручения на образование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609.
Решением от 30.06.2015 по делу N А46-2908/2015 Арбитражный суда Омской области удовлетворил заявленные ООО "Формат" требования в полном объеме, признав незаконным отказ Управления, выраженный в письме N ТУ-02/1635 от 10.03.2015 и обязав Управление в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу направить заявления ООО "Формат" от 11.02.2015 и приложенные к ним документы на образование земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для решения вопроса получения поручения на образование земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на правомерность оспариваемого отказа в удовлетворении заявления об образовании земельных участков, поскольку Обществом не была представлена схема расположения соответствующих земельных участков на кадастровом плане территории.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Управления, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
11.02.2015 Общество обратилось в Управление с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2613. На участке расположены следующие объекты капитального строительства, принадлежащие ООО "Формат" на праве собственности:
- - сборный металлический склад - одноэтажное строение общей площадью 356,6 кв. м литера СУ, условный номер 55-55-01/179/2006-347 (свидетельство о государственной регистрации прав от 08.05.2008 серии 55 АВ N 675861);
- - сборный металлический склад назначение нежилое площадью 348,6 кв. м литер СФ, инвентарный номер 6661205, этажность 1, условный номер 55-55-01/236/2009-933 (свидетельство от 12.03.2012 серии 55 АА N 369973);
- - сборный металлический склад назначение нежилое общей площадью 332,2 кв. м литер СТ, инвентарный номер 6661197, условный номер 55-55-01/236/2009-880 (свидетельство от 05.03.2012 серии 55 АА N 369743);
- - арочный сборно-металлический склад назначение: складское общей площадью 497,1 кв. м инвентарный номер 6661195, литер СВ, этажность 1, условный номер 55-55-01/179/2006-341 (свидетельство о государственной регистрации прав от 28.02.2012 серии 55 АА N 345667).
Одновременно с вышеуказанным заявлением Общество также обратилось с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2612. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир железная дорога. На земельном участке расположен объект капитального строительства - железная дорога протяженностью 571 м, инвентарный номер 50000481, условный номер 55-55-01/214/2010-271, право собственности на который принадлежит ООО "Формат" (свидетельство о государственной регистрации права от 18.10.2012 серии 55 АА N 636987).
Также ООО "Формат" просило Управление о принятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2609, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир столовая - трехэтажное панельное строение с одноэтажной кирпичной пристройкой общей площадью 3 110,2 кв. м, литер Л, Л1, условный номер 55-55-01/172/2006-288, принадлежащее на праве собственности заявителю (свидетельство о регистрации права от 15.10.2007 серии 55 АВ N 523440).
Почтовый адрес ориентиров: город Омск, Советский административный округ, проезд Овощной, дом 7.
Все земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 03:2024 с сохранением его в измененных границах.
В ответ письмом от 10.03.2015 N ТУ-02/1635 Управление сообщило Обществу о том, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в январе 2015 года. Образование земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:050203:2609, 55:36:050203:2612, 55:36:050206:2613 из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050203:2024 в границах, указанных в кадастровых паспортах данных земельных участков, Управление не согласовывало (статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (в том числе, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на вновь образуемые земельные участки) осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом данная схема должна быть оформлена в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку в представленных обществом документах указанная схема отсутствовала, в принятии решения об образовании спорных земельных участков было отказано.
ООО "Формат", полагая, что отказ в принятии решения об образовании земельных участков не соответствует нормам законодательства Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
30.06.2015 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае ООО "Формат" оспаривает отказ Управления в удовлетворении его заявлений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609, изложенный в письме от 10.03.2015 N ТУ-02/1635.
По смыслу статей 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемых действий (бездействия) ненормативных правовых актов и решений и нарушение им (ими) прав и интересов заявителя проверяется арбитражным судом не на момент обращения последнего в суд и принятия по результатам рассмотрения спора судебного акта, а на момент принятия оспариваемого акта либо совершения оспариваемых действий (бездействия) независимо от дальнейших действий государственного органа и заявителя либо возникновения каких-либо иных обстоятельств.
Следовательно, проверка законности принятого Управлением решения об отказе в удовлетворении заявлений Общества об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2612, 55:36:05 02 03:2613, 55:36:05 02 03:2609, изложенного в письме от 10.03.2015 N ТУ-02/1635, осуществляется арбитражным судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения с учетом действующего в спорный период законодательства.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 и в пункте 3 Постановления Пленума от 18.12.2007 N 65.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из письма от 10.03.2015 N ТУ-02/1635 следует, что основанием для оспариваемого отказа послужил вывод Управления о непредставлении Обществом схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, как этого требуют положения статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что Управление не могло отказать Обществу в принятии решения об образовании земельных участков по данному основанию, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявления об образовании спорных земельных участков подано Обществом 11.02.2015.
В соответствии с положениями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения Общества, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, осуществлялось на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 кодекса.
Такие решения принимались на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков требовались следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивали указанные документы в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Предусматривалось, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления об образовании земельного участка прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов.
На момент обращения Общества с заявлением о принятии решения об образовании земельного участка приказом Министерства экономического развития Российской Федерации был утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. К таковым относились:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1 Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и 4.2 Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в реестре.
5. Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. Уведомление об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Таким образом, на момент обращения ООО "Формат" с заявление об образовании земельного участка закон не содержал требований о предоставлении утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, как следует из пункта 4.2.25 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, являющегося приложением N 21 к приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" от 29.09.2009 N 278, Управление принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектаров только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Таким образом, у Управления отсутствовали полномочия на принятие решения в отношении спорных земельных участков.
В рассматриваемом случае Управление должно было передать поданные ООО "Формат" заявления с приложенными документами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а последнее уже поручает заинтересованному лицу принять соответствующее решение.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Управлением, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2015 по делу N А46-2908/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
О.Ю.РЫЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)