Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2015 N Ф08-4645/2015 ПО ДЕЛУ N А63-11093/2014

Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок, понуждении ее осуществить.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Управление отказало в регистрации со ссылкой на принадлежность спорного земельного участка к федеральному уровню собственности и расположении его в первой и второй зонах округа санитарной охраны курортного города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2015 г. по делу N А63-11093/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (ИНН 2627011630, ОГРН 1022603427494), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства имущественных отношений Ставропольского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом города Москвы, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-11093/2014, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее - управление имущественных отношений) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконным приведенного в сообщении от 25.08.2014 N 102/2001/2014-462 решения Железноводского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 185 498 кв. м с кадастровым номером 26:31:000000:4250, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, Курортный парк (далее - земельный участок), о понуждении управления Росреестра к осуществлению государственной регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Железноводск на земельный участок (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство имущественных отношений Ставропольского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом города Москвы (далее - министерство, управление Росимущества в Ставропольском крае, управление Росимущества города Москвы).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок расположен одновременно в границах курорта федерального значения (город-курорт Железноводск) и в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения (особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации Кавказские Минеральные Воды), нормы Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) к рассматриваемой ситуации не применимы, право муниципальной собственности на земельный участок не возникло, основания для внесения земельного участка в реестр муниципального имущества отсутствовали, имеется спор об уровне публичной собственности на земельный участок (спор о праве), не подлежащий разрешению в порядке административного производства. Суд апелляционной инстанции ограничился констатацией расположения земельного участка одновременно в границах курорта федерального значения и в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения и выводом о неприменимости к земельному участку положений Закона N 244-ФЗ.
Управление имущественных отношений обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса, считая, что вывод судов о расположении земельного участка одновременно в границах курорта федерального значения и в границах иной особо охраняемой природной территории федерального значения является ошибочным, с 30.12.2013 земли курортов к особо охраняемым природным территориям не относятся, земельный участок в силу Закона N 244-ФЗ отнесен к муниципальной собственности, управление Росреестра незаконно уклоняется от государственной регистрации соответствующего перехода права.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что управление имущественных отношений обратилось в управление Росреестра с заявлением от 03.04.2014 об осуществлении государственной регистрации перехода к муниципальному образованию город-курорт Железноводск права собственности на земельный участок. К заявлению приложена выписка из реестра (перечня) муниципального имущества города-курорта Железноводска от 02.04.2014 N 231, в качестве нормативного обоснования в заявлении приведен пункт 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Уведомлением от 21.04.2014 N 102/2001/2014-462 управление Росреестра известило управление имущественных отношений о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В качестве основания приостановления государственной регистрации указано на незаконное внесение земельного участка в реестр муниципальной собственности, необходимость получения от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение) сведений о нахождении земельного участка одновременно в границах курорта федерального значения и в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения, а от министерства и управления Росимущества в Ставропольском крае - об уровне публичной собственности на земельный участок.
Сообщением от 25.08.2014 N 102/2001/2014-462 управление имущественных отношений извещено о принятом управлением Росреестра решении об отказе в государственной регистрации перехода к муниципальному образованию город-курорт Железноводск права собственности на земельный участок, мотивированном непредставлением заявителем правоустанавливающих документов, свидетельствующих о возникновении права муниципальной собственности на земельный участок, поступлением от управления Росимущества в Ставропольском крае информации о принадлежности земельного участка к федеральному уровню собственности, а от учреждения - о расположении частей земельного участка в первой и второй зонах округа санитарной охраны города-курорта Железноводска.
Полагая, что решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок является незаконным и нарушает права муниципального образования, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в силу статьи 4 Кодекса, обладает лишь заинтересованное в такой защите лицо. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяется как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. К заявлению о государственной регистрации, в силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ, должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, при этом они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ к основаниям государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество отнесены акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей в момент принятия оспариваемого решения редакции (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, в муниципальной собственности - которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.












































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)