Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 года
по делу N А60-22830/2014
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по иску Некоммерческой организации Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта России (ОГРН 1036604385542, ИНН 6672130474)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Некоммерческая организация Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта России (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно в размере 124 663 000 руб.
Определением от 30.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3, площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб. С каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение расходов по госпошлине взыскано по 2 000 руб.
Ответчики обжаловали решение в апелляционном порядке.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что на территории г. Екатеринбурга была проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012. С вступлением в действие приказа министерства N 32 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости, сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в ГКН на основании Постановления N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", присвоен статус "архивные", что исключает возможность их изменения. Настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрено внесение каких-либо изменений в архивные сведения, содержащиеся в ГКН. Помимо этого, указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком.
Управление Росреестра по Свердловской области в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцу отказать. Ссылаясь на Приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531, заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду передачи полномочий по кадастровому учету, в том числе по определению кадастровой стоимости земельных участков в ведение ФГБУ.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 142 962 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2003), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2010 установлена Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011 и составила 826 318 930 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" от 27.06.2013 N 206-13/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 124 663 000 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от 28.06.2013 N 28-06-13-17 указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 695-ПП, и рыночной стоимости земельного участка, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суд установил существенное превышение кадастровой стоимости участка над его рыночной стоимостью и в отсутствие доказательств недостоверности последней, правомерно удовлетворил требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществлявшим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра.
Наделение кадастровой палаты полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром.
В своей деятельности кадастровая палата руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Управление Росреестра к участию в деле в качестве ответчика, подлежат отклонению.
Ссылка кадастровой палаты на невозможность исполнения судебного акта также отклоняется.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом, согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Решением суда первой инстанции от 04.08.2014 по данному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Признавая истца заинтересованным лицом в предъявлении настоящих требований, суд первой инстанции верно указал, что истец в период применения кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2010, обратился с заявлением о выкупе принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, а поскольку цена выкупа определяется по состоянию на дату подачи заявки, истец является заинтересованным лицом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ответчиков на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку напрямую ни названный Порядок, ни Закон о кадастре, ни Закон об оценочной деятельности не содержат запрета на изменение сведений, имеющих статус "архивных", но подлежащих применению.
При этом изменению в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, которые в настоящее время имеют статус "архивные", оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (15.11.2012), не имеется.
Таким образом, исполнение ответчиком решения и внесение в ГКН сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 04.08.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 года по делу N А60-22830/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2014 N 17АП-12259/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А60-22830/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. N 17АП-12259/2014-ГК
Дело N А60-22830/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Гладких Е.О., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Галкиной У.Ю.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 года
по делу N А60-22830/2014
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по иску Некоммерческой организации Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта России (ОГРН 1036604385542, ИНН 6672130474)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третье лицо: Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Некоммерческая организация Фонд поддержки и развития стрелково-охотничьего спорта России (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, а именно в размере 124 663 000 руб.
Определением от 30.06.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3, площадью 142 962 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб. С каждого из ответчиков в пользу истца в возмещение расходов по госпошлине взыскано по 2 000 руб.
Ответчики обжаловали решение в апелляционном порядке.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что на территории г. Екатеринбурга была проведена переоценка кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с приказом министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 по состоянию на 15.11.2012. С вступлением в действие приказа министерства N 32 в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости, сведениям о кадастровой стоимости земельных участков, внесенных в ГКН на основании Постановления N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области", присвоен статус "архивные", что исключает возможность их изменения. Настаивает на том, что действующим законодательством не предусмотрено внесение каких-либо изменений в архивные сведения, содержащиеся в ГКН. Помимо этого, указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком.
Управление Росреестра по Свердловской области в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцу отказать. Ссылаясь на Приказ Росреестра от 11.03.2010 N П/93, Приказ Росреестра от 26.12.2011 N П/531, заявитель жалобы считает себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду передачи полномочий по кадастровому учету, в том числе по определению кадастровой стоимости земельных участков в ведение ФГБУ.
Истец и третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд не находит оснований для отмены (изменения) решения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 142 962 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, в 700 метрах на юго-восток от трамвайного кольца на п-ве Большой Конный с кадастровым номером 66:41:0305021:3 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.07.2003), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.01.2010 установлена Постановлением Правительства Свердловской области N 695-ПП от 07.06.2011 и составила 826 318 930 руб. 38 коп.
Ссылаясь на то, что указанная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка истцом представлен отчет, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки" от 27.06.2013 N 206-13/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 124 663 000 руб.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа" от 28.06.2013 N 28-06-13-17 указанный выше отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Сопоставив размер кадастровой стоимости, установленной на основании Постановления N 695-ПП, и рыночной стоимости земельного участка, которая не опровергнута лицами, участвующими в деле, суд установил существенное превышение кадастровой стоимости участка над его рыночной стоимостью и в отсутствие доказательств недостоверности последней, правомерно удовлетворил требования, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0305021:3, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 124 663 000 руб.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществлявшим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось Управление Росреестра.
Наделение кадастровой палаты полномочиями, перераспределение функций между органами и учреждениями государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется Росреестром.
В своей деятельности кадастровая палата руководствуется правовыми актами указанной федеральной службы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Управление Росреестра к участию в деле в качестве ответчика, подлежат отклонению.
Ссылка кадастровой палаты на невозможность исполнения судебного акта также отклоняется.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом, согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42) в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Решением суда первой инстанции от 04.08.2014 по данному делу кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по состоянию на 01.01.2010 и утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП, установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Признавая истца заинтересованным лицом в предъявлении настоящих требований, суд первой инстанции верно указал, что истец в период применения кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2010, обратился с заявлением о выкупе принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, а поскольку цена выкупа определяется по состоянию на дату подачи заявки, истец является заинтересованным лицом.
Судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка ответчиков на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку напрямую ни названный Порядок, ни Закон о кадастре, ни Закон об оценочной деятельности не содержат запрета на изменение сведений, имеющих статус "архивных", но подлежащих применению.
При этом изменению в государственном кадастре недвижимости подлежат именно сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, которые в настоящее время имеют статус "архивные", оснований для изменения актуальной кадастровой стоимости, то есть внесенной по состоянию на более позднюю дату (15.11.2012), не имеется.
Таким образом, исполнение ответчиком решения и внесение в ГКН сведений об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка не противоречит закону.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчиков понесенные истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании ст. 333.37 НК РФ не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренный ст. 110 АПК РФ.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 04.08.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2014 года по делу N А60-22830/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Ю.В.СКРОМОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)