Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Колосова Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Алексеевой С.Ф., Машкиной И.М.,
при секретаре П.,
рассмотрев в судебном заседании 27 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда от 23 января 2014 года по которому исковые требования прокурора удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации МО ГО "Сыктывкар" в части отказа во включении Б. в списки граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по причине не предоставления справки БТИ и отсутствия в запросе подписи отца детей. Администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана повторно рассмотреть запрос Б. о включении в списки на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Л., прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия,
установила:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Б. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа во включении истицы и членов ее семьи в списки граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", обязании устранить нарушения закона.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Б. в судебном заседании не участвовала.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявленными требованиями не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Материалами дела установлено, что Б. имеет троих детей:... 03 сентября 2013 года истица обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении ее в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка по категории "семья, имеющая трех и более детей" с составом семьи 4 человека.
Письмом администрации МО ГО "Сыктывкар" от 27 сентября 2013 года N... Б. отказано в постановке на учет на предоставление земельного участка как лицу, относящемуся к категории граждан, имеющих трех и более детей, вследствие не предоставления справки Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а также отсутствие подписи в запросе от обоих родителей, со ссылкой на п. 15 ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
Проверяя законность действий органа местного самоуправления, суд, проанализировав положения Земельного кодекса РФ, Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", пришел к выводу о том, что отказ в рассмотрении заявки на получение земельного участка не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает права истицы, относящейся к категории граждан, имеющих трех и более детей, поименованных в законе в числе тех, кто имеет право претендовать на получение земельного участка.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства определяются Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Статьей 5 (1) Закона Республики Коми установлено, что в целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в орган местного самоуправления в Республике Коми по месту регистрации по месту жительства. С запросом о предоставлении земельного участка граждане предоставляют ряд документов, перечень которых является закрытым. К ним относятся: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий гражданство Российской Федерации и содержащий сведения о регистрации по месту жительства гражданина; документы, подтверждающие согласие граждан на обработку персональных данных; документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории, указанной в пункте 2 части 2 статьи 5 настоящего Закона (свидетельство о заключении брака (при наличии брака), свидетельство о рождении ребенка (на каждого из детей), документы об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), об установлении отцовства, документы об устройстве ребенка (детей) под опеку или попечительство в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, отказывает гражданам в рассмотрении запроса о предоставлении земельного участка и документов, если запрос не соответствует требованиям, указанным в законе и (или) не представлены (представлены не в полном объеме) документы, установленные законом.
Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, вправе с запросом о предоставлении земельного участка представить по собственной инициативе документы и информацию, указанные в части 7 настоящей статьи.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми в течение 5 рабочих дней с даты поступления от граждан запроса о предоставлении земельного участка запрашивают справку филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми о наличии в собственности гражданина и членов его семьи недвижимого имущества (жилых помещений), расположенного по месту их жительства.
Анализ выше приведенных положений закона, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствует о том, что законодательством Республики Коми не предусмотрено в качестве обязательного условия для гражданина, обратившегося с соответствующим запросом, предоставление справки БТИ. Напротив, согласно порядку, который установлен законом субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий, орган местного самоуправления в Республике Коми в течение 5 рабочих дней с даты поступления от гражданина запроса о предоставлении земельного участка, самостоятельно запрашивает данный документ, положенный в основу отказа рассмотрения заявки.
Отсутствие в запросе, поданном Б. в Администрацию, подписи второго родителя, также не могло быть основанием для отказа в рассмотрении запроса истицы, поскольку из анализа норм приведенного Закона N 59-РЗ, следует, что право на получение бесплатно в собственность земельного участка имеют семьи с тремя и более детьми.
Как следует из материалов дела, в состав семьи Б. входят 4 человека, в том числе трое несовершеннолетних детей, брак с отцом двух детей заявителя расторгнут <Дата обезличена>, и он не проживает и не зарегистрирован в жилом помещении Б. В свидетельстве о рождении третьего ребенка отсутствуют сведения об отце ребенка.
Установив, что отцы несовершеннолетних не являются членами семьи Б., на получение земельного участка в соответствии с указанным законом не претендуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие их подписи в запросе не является препятствием к его рассмотрению при условии, что истицей предоставлен необходимый и достаточный пакет документов, определенных Законом Республики Коми N 59-РЗ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Оценка доказательствам по делу дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные ответчиком в ходе судебного заседания, которые нашли свою проверку и оценку в решении суда и настоящем определении. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда от 23 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 27.03.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1383/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 марта 2014 г. по делу N 33-1383/2014
Судья Колосова Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Алексеевой С.Ф., Машкиной И.М.,
при секретаре П.,
рассмотрев в судебном заседании 27 марта 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда от 23 января 2014 года по которому исковые требования прокурора удовлетворены частично. Признаны незаконными действия администрации МО ГО "Сыктывкар" в части отказа во включении Б. в списки граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" по причине не предоставления справки БТИ и отсутствия в запросе подписи отца детей. Администрация МО ГО "Сыктывкар" обязана повторно рассмотреть запрос Б. о включении в списки на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Л., прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия,
установила:
Прокурор города Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Б. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным отказа во включении истицы и членов ее семьи в списки граждан на получение земельного участка согласно Закону Республики Коми от 28.07.2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", обязании устранить нарушения закона.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Б. в судебном заседании не участвовала.
Представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявленными требованиями не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Материалами дела установлено, что Б. имеет троих детей:... 03 сентября 2013 года истица обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении ее в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка по категории "семья, имеющая трех и более детей" с составом семьи 4 человека.
Письмом администрации МО ГО "Сыктывкар" от 27 сентября 2013 года N... Б. отказано в постановке на учет на предоставление земельного участка как лицу, относящемуся к категории граждан, имеющих трех и более детей, вследствие не предоставления справки Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а также отсутствие подписи в запросе от обоих родителей, со ссылкой на п. 15 ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ.
Проверяя законность действий органа местного самоуправления, суд, проанализировав положения Земельного кодекса РФ, Закона Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", пришел к выводу о том, что отказ в рассмотрении заявки на получение земельного участка не отвечает требованиям действующего законодательства и нарушает права истицы, относящейся к категории граждан, имеющих трех и более детей, поименованных в законе в числе тех, кто имеет право претендовать на получение земельного участка.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства определяются Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года N 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений".
Статьей 5 (1) Закона Республики Коми установлено, что в целях предоставления земельных участков граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, обращаются в орган местного самоуправления в Республике Коми по месту регистрации по месту жительства. С запросом о предоставлении земельного участка граждане предоставляют ряд документов, перечень которых является закрытым. К ним относятся: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий гражданство Российской Федерации и содержащий сведения о регистрации по месту жительства гражданина; документы, подтверждающие согласие граждан на обработку персональных данных; документы, подтверждающие отнесение гражданина к категории, указанной в пункте 2 части 2 статьи 5 настоящего Закона (свидетельство о заключении брака (при наличии брака), свидетельство о рождении ребенка (на каждого из детей), документы об усыновлении (удочерении) ребенка (детей), об установлении отцовства, документы об устройстве ребенка (детей) под опеку или попечительство в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми, предусмотренные в части 1 настоящей статьи, отказывает гражданам в рассмотрении запроса о предоставлении земельного участка и документов, если запрос не соответствует требованиям, указанным в законе и (или) не представлены (представлены не в полном объеме) документы, установленные законом.
Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, вправе с запросом о предоставлении земельного участка представить по собственной инициативе документы и информацию, указанные в части 7 настоящей статьи.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми или орган местного самоуправления в Республике Коми в течение 5 рабочих дней с даты поступления от граждан запроса о предоставлении земельного участка запрашивают справку филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Коми о наличии в собственности гражданина и членов его семьи недвижимого имущества (жилых помещений), расположенного по месту их жительства.
Анализ выше приведенных положений закона, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствует о том, что законодательством Республики Коми не предусмотрено в качестве обязательного условия для гражданина, обратившегося с соответствующим запросом, предоставление справки БТИ. Напротив, согласно порядку, который установлен законом субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий, орган местного самоуправления в Республике Коми в течение 5 рабочих дней с даты поступления от гражданина запроса о предоставлении земельного участка, самостоятельно запрашивает данный документ, положенный в основу отказа рассмотрения заявки.
Отсутствие в запросе, поданном Б. в Администрацию, подписи второго родителя, также не могло быть основанием для отказа в рассмотрении запроса истицы, поскольку из анализа норм приведенного Закона N 59-РЗ, следует, что право на получение бесплатно в собственность земельного участка имеют семьи с тремя и более детьми.
Как следует из материалов дела, в состав семьи Б. входят 4 человека, в том числе трое несовершеннолетних детей, брак с отцом двух детей заявителя расторгнут <Дата обезличена>, и он не проживает и не зарегистрирован в жилом помещении Б. В свидетельстве о рождении третьего ребенка отсутствуют сведения об отце ребенка.
Установив, что отцы несовершеннолетних не являются членами семьи Б., на получение земельного участка в соответствии с указанным законом не претендуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие их подписи в запросе не является препятствием к его рассмотрению при условии, что истицей предоставлен необходимый и достаточный пакет документов, определенных Законом Республики Коми N 59-РЗ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений процессуального права, которые влекут к отмене решения, судом не допущено. Оценка доказательствам по делу дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные ответчиком в ходе судебного заседания, которые нашли свою проверку и оценку в решении суда и настоящем определении. Каких-либо иных доказательств и доводов, опровергающих постановленное решение, не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда от 23 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)