Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-1221/2013
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "1001 СЦ МЧС России" (ОГРН 1036300331143) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, при участии третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управления федеральным имуществом в Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "1001 Спасательный центр МЧС России" (далее - учреждение, ФГКУ "1001 СЦ МЧС России") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (кадастровый номер 63:17:0519005:120) площадью 145 190 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, на территории МУСПП "Молодая Гвардия", в 1,0 км юго-восточнее п. Журавли.
В качестве заинтересованных лиц привлечены - территориальное управление Федерального агентства по управления федеральным имуществом в Самарской области, администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация).
Заявленные требования основаны на положениях статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), и мотивированы тем, что при отсутствии иных заявок земельный участок был предоставлен учреждению под строительство учебно-тактического полигона спасателей, однако государственный регистратор отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 отказ Управления Росреестра признан незаконным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управления Росреестра, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судебные инстанции неправильно применены положения статьи 30 ЗК РФ, правила названной нормы не предусматривают возможность передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку определены виды права, на которых может быть передан сформированный участок, - аренда или собственность.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" возражает против отмены судебных актов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" обратилось с заявлением от 29.08.2011 N 4954 в администрацию о выделении земельного участка под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
Постановлением Главы сельского поселения Воскресенка Волжского района от 28.11.2011 N 73 изменен вид разрешенного использования испрашиваемого сформированного земельного участка с кадастровым номером 63:17:0519005:120 под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
В газете "Волжская новь" 07.03.2012 опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка общей площадью 145 190 кв. м под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
На основании постановления Главы сельского поселения Воскресенка Волжского района от 04.06.2012 N 1388 земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" обратилось с заявлением о государственной регистрации ограниченного вещного права на земельный участок, сообщением от 25.10.2012 N 01/536/2012-292 в совершении регистрационных действий отказано.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора как не соответствующего закону.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствии их закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оценив правовые основания, по которым государственный регистратор отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, судебные инстанции сделали правильный вывод о несоответствии их требованиям земельного законодательства.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
В силу пункта 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Применительно к спорному случаю испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, вид разрешения использования был изменен в установленном порядке под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
Информационное сообщение о предоставлении земельного участка и приеме заявления опубликовано администрацией 07.03.2012 в газете "Волжская новь".
В течение установленного месячного срока иных заявок не поступало, в связи с чем Главой сельского поселения Воскресенка Волжского района принято решение от 04.06.2012 N 1388 о предоставлении земельного участка учреждению без проведения торгов.
При таких обстоятельствах указанное решение, принятое в пределах компетенции, установленной статьями 11, 29 ЗК РФ, является основанием для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 2.4 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Учитывая специальные положения земельного законодательства и установив, что заявитель является государственным казенным учреждением, земельный участок для строительства полигона мог быть представлен исключительно на указанном ограниченной вещном праве, поскольку учреждение не может являться арендатором этого участка.
При таких обстоятельствах доводы государственного регистратора основаны на неправильном толковании взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 20, пункта 4 статьи 30 ЗК РФ и статьи 3 Закона N 137.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30 ЗК РФ, статьи 20 Закона N 122-ФЗ, установив, что действия государственного регистратора не основаны на законе и нарушены права учреждения, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу N А55-1221/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2014 ПО ДЕЛУ N А55-1221/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. по делу N А55-1221/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Бажан П.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-1221/2013
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "1001 СЦ МЧС России" (ОГРН 1036300331143) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, при участии третьих лиц - Территориального управления Федерального агентства по управления федеральным имуществом в Самарской области, администрации муниципального района Волжский Самарской области, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "1001 Спасательный центр МЧС России" (далее - учреждение, ФГКУ "1001 СЦ МЧС России") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (кадастровый номер 63:17:0519005:120) площадью 145 190 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Волжский район, на территории МУСПП "Молодая Гвардия", в 1,0 км юго-восточнее п. Журавли.
В качестве заинтересованных лиц привлечены - территориальное управление Федерального агентства по управления федеральным имуществом в Самарской области, администрация муниципального района Волжский Самарской области (далее - администрация).
Заявленные требования основаны на положениях статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), и мотивированы тем, что при отсутствии иных заявок земельный участок был предоставлен учреждению под строительство учебно-тактического полигона спасателей, однако государственный регистратор отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 отказ Управления Росреестра признан незаконным.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управления Росреестра, поданной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судебные инстанции неправильно применены положения статьи 30 ЗК РФ, правила названной нормы не предусматривают возможность передачи земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку определены виды права, на которых может быть передан сформированный участок, - аренда или собственность.
В отзыве на кассационную жалобу ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" возражает против отмены судебных актов.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" обратилось с заявлением от 29.08.2011 N 4954 в администрацию о выделении земельного участка под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
Постановлением Главы сельского поселения Воскресенка Волжского района от 28.11.2011 N 73 изменен вид разрешенного использования испрашиваемого сформированного земельного участка с кадастровым номером 63:17:0519005:120 под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
В газете "Волжская новь" 07.03.2012 опубликовано информационное сообщение о предоставлении земельного участка общей площадью 145 190 кв. м под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
На основании постановления Главы сельского поселения Воскресенка Волжского района от 04.06.2012 N 1388 земельный участок предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
ФГКУ "1001 СЦ МЧС России" обратилось с заявлением о государственной регистрации ограниченного вещного права на земельный участок, сообщением от 25.10.2012 N 01/536/2012-292 в совершении регистрационных действий отказано.
Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного регистратора как не соответствующего закону.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствии их закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оценив правовые основания, по которым государственный регистратор отказал в регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, судебные инстанции сделали правильный вывод о несоответствии их требованиям земельного законодательства.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
В силу пункта 7 статьи 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов является основанием государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования.
Применительно к спорному случаю испрашиваемый земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет, вид разрешения использования был изменен в установленном порядке под строительство учебно-тактического полигона спасателей.
Информационное сообщение о предоставлении земельного участка и приеме заявления опубликовано администрацией 07.03.2012 в газете "Волжская новь".
В течение установленного месячного срока иных заявок не поступало, в связи с чем Главой сельского поселения Воскресенка Волжского района принято решение от 04.06.2012 N 1388 о предоставлении земельного участка учреждению без проведения торгов.
При таких обстоятельствах указанное решение, принятое в пределах компетенции, установленной статьями 11, 29 ЗК РФ, является основанием для государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 2.4 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Учитывая специальные положения земельного законодательства и установив, что заявитель является государственным казенным учреждением, земельный участок для строительства полигона мог быть представлен исключительно на указанном ограниченной вещном праве, поскольку учреждение не может являться арендатором этого участка.
При таких обстоятельствах доводы государственного регистратора основаны на неправильном толковании взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 20, пункта 4 статьи 30 ЗК РФ и статьи 3 Закона N 137.
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьями 30 ЗК РФ, статьи 20 Закона N 122-ФЗ, установив, что действия государственного регистратора не основаны на законе и нарушены права учреждения, удовлетворили требования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.04.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2013 по делу N А55-1221/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)