Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.03.2014

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2014 года


Судья - Тетеркин А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диянова С.П., Малаевой В.Г.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре И.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности В. на решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов Краснодарского края, являющегося правопреемником Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, выразившиеся в отказе корректировки границ лесного участка из состава земель лесного фонда < адрес обезличен > Новороссийского лесничества, в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером -< номер обезличен >. Просила суд обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края в течение определенного срока совершить действия, направленные на корректировку границ < адрес обезличен > Новороссийского лесничества в целях исключения наложения их на границы ее земельного участка с кадастровым номером - < номер обезличен >.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка площадью 700 кв. м, расположенного по адресу: < адрес обезличен >, а также жилого дома общей площадью 89,7 кв. м, расположенного на указанном земельном участке. Жилой дом и земельный участок приобрела по договору купли-продажи от 07.01.2012 года у З. Ранее земельный участок по указанному адресу был предоставлен в собственность Б. под индивидуальное строительство постановлением главы администрации г. Новороссийска за < номер обезличен > от < дата обезличена > года. Участок стоит на государственном кадастровом учете номер < номер обезличен >. Желая провести межевание земельного участка для уточнения местоположения границ и площади участка, она обратилась в Новороссийский земельный центр. В ходе проведения кадастровых работ инженером П. выяснилось, что граница ее земельного участка пересекает границу обособленного участка с кадастровым номером - < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования < номер обезличен >. Г. обратилась в Департамент лесного хозяйства Краснодарского края с заявлением о корректировке границ лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда, поскольку его границы почти наполовину накладываются на границы ее участка. Ее жилой дом фактически находится на территории лесного участка. Письмом от 18.12.2012 года было подтверждено, что в действительности границы ее земельного участка накладываются на границы лесного участка из состава земель лесного фонда < адрес обезличен > Новороссийского лесничества. Однако в корректировке границ лесного участка отказано по причине того, что данная корректировка может привести к уменьшению площади этих зон. Считает, что бездействия Департамента лесного хозяйства Краснодарского края ущемляет ее права как собственника жилого дома и земельного участка.
В судебном заседании Г. и ее представитель К. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении заявления отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Новороссийска 30 октября 2013 года заявление Г. удовлетворено, отказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края в корректировке границ лесного участка из состава земель лесного фонда < адрес обезличен > Новороссийского лесничества, в части исключения из границ земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен > - части земельного участка площадью 389 кв. м, с кадастровым номером < номер обезличен > по адресу: < адрес обезличен >, признан незаконным. Суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края совершить действия, направленные на корректировку границ < адрес обезличен > Новороссийского лесничества, исключив из границ по сведениям Государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен > - часть земельного участка, площадью 389 кв. м, с кадастровым номером < номер обезличен >, по адресу: < адрес обезличен >.
В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности В. просит решение Ленинского районного суда г. Новороссийска от 30 октября 2013 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указала, что спорный земельный участок является частью земельного участка лесного фонда, отсутствуют основания для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, поскольку данная постановка приведет к уменьшению земельного участка лесного фонда, у Министерства нет полномочий на корректировку границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и следовательно - устранить допущенную ошибку вообще невозможно.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Л., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Г. является собственником домовладения и земельного участка площадью 700 кв. м, расположенных по адресу: < адрес обезличен >. Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрированы за Г. в установленном законом порядке.
Г. в результате межевания земельного участка выяснилось, что границы принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен > накладываются на границы обособленного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования < номер обезличен >, являющегося землями лесного фонда.
Для корректировки границ вышеуказанных земельных участков Г. обратилась в Департамент лесного хозяйства Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Письмом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края < номер обезличен > от 18 декабря 2012 года заявительнице в корректировке границ земельных участков было отказано по тем основаниям, что корректировка может привести к уменьшению площади лесопарковой зоны, что запрещено Положением "Об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон".
Не согласившись с указанным отказом Г. обратилась в суд с заявлением, в котором просила суд признать его незаконным.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Для выяснения вопроса о наложении границ земельного участка, принадлежащего Г., расположенного по < адрес обезличен >, с лесным участком, входящим в состав земель лесного фонда, была назначена судебно-техническая экспертиза.
Проведенной по делу 26 июня 2013 года Независимой экспертной компанией экспертизой установлено, что имеет место наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, по адресу: < адрес обезличен >, с границами земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен >, с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация. Участок наложения границ показан на исполнительном чертеже < номер обезличен > со следующей конфигурацией: от точки 9 до точки 732 - 12,53 м, от точки 732 до точки 731 - 13,89 м, от точки 731 до точки 730 - 8,72 м, от точки 730 до точки 10 - 7,47 м, от точки 10 до точки 8 - 1,02 м, от точки 8 до точки 5 - 19,99 м, от точки 5 до точки 9 - 30,89 м. Вычисленная площадь участка наложения границ составила 389 кв. м.
Данное наложение границ, по мнению эксперта, образовалось в результате того, что процедура межевания земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен >, с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация, была произведена без учета фактических границ земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, по адресу: < адрес обезличен >.
Для устранения данного наложения необходимо внести изменения в сведения ГКН о границах земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен >, с категорией земель - земли лесного фонда, разрешенным использованием - для нужд лесного хозяйства, правообладатель - Российская Федерация, исключив из границ по сведениям ГКН земельного участка с кадастровым номером < номер обезличен >, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером < номер обезличен >.
Указанное заключение эксперта правильно принято судом первой инстанции в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку оно отвечает требованиям, предъявляемым к заключению экспертизы, а именно: эксперт предупрежден об уголовной ответственности, в тексте заключения указаны ссылки на нормативно-правовые документы, на основании которых эксперт пришел к тому или иному выводу, приложены фотографии, чертежи, к экспертному заключению также приложены копии дипломов эксперта и соответствующие свидетельства.
Судом первой инстанции установлено, что корректировка границ земельных участков, о которой просит Г. в своем заявлении, направлена не на уменьшение площади земельного участка лесного фонда, а на устранение ошибки, допущенной при межевании земельных участков.
Суд первой инстанции довод представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края об уменьшении земельного участка лесного фонда правильно не принят во внимание, поскольку до межевания земельного участка лесного фонда, граничащего с участком заявительницы и после этого межевания, границы земельного участка Г. не изменялись, и корректировка по документам не приведет к изменению их фактических границ сложившихся к настоящему времени.
В связи с тем, что постановлением Губернатора Краснодарского края < номер обезличен > от 19 октября 2012 года Департамент лесного хозяйства Краснодарского края реорганизован путем присоединения к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, обязанность совершить действия, направленные на корректировку границ земельных участков, суд первой инстанции правильно возложил на Министерство природных ресурсов Краснодарского края, как правопреемника Департамента лесного хозяйства Краснодарского края.
Доводы представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края о том, что у Министерства нет полномочий на корректировку границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и следовательно - устранить допущенную ошибку вообще невозможно, необоснованны по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. 3.11 Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденных постановлением Губернатора Краснодарского края < номер обезличен > от 19 октября 2012 года, одной из функций этого министерства является определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Согласно п. 1.1 ст. 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится в том числе - определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ зеленых зон.
В соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ < номер обезличен > от 14.12.2009 года "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" изменение площади и границ зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта РФ.
Принимая во внимание, что обжалуемый Г. отказ в части корректировки границ лесного участка, нарушает ее конституционные права, создает препятствия в осуществлении прав и обязанностей, в том числе в постановке на государственный кадастровый учет принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ею требования и обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края устранить допущенное нарушение прав Г.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы о том, что спорный земельный участок является частью земельного участка лесного фонда являются необоснованными, поскольку земельный участок, принадлежащий Г. на праве собственности имеет отличный от земельного участка лесного фонда кадастровый номер, стоит на кадастровом учете, отнесен к землям населенных пунктов. Право собственности Г. не оспорено, свидетельство о регистрации права собственности Г. на землю недействительным не признано.
Доводам Министерства природных ресурсов Краснодарского края о не полномочности на корректировку границ земельного участка, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, указанные доводы обоснованно признаны необоснованными.
Иные доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 30 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности В. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)