Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2014 ПО ДЕЛУ N А65-27133/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N А65-27133/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Балашевой В.Т. и Буртасовой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2014 года по делу N А65-27133/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром сжиженный газ" (ОГРН 1021603628705, ИНН 1660033036) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (ОГРН 1061651000509, ИНН 1651044874), принятое судьей Коротенко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром сжиженный газ" (далее ООО "Газпром сжиженный газ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Республике Татарстан, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, указав его рыночную стоимость в размере 9200000 руб. с 01.01.2011.
Определением от 27.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра по Республике Татарстан, 1-е третье лицо), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее Кабинет Министров, 2-е третье лицо) и муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее Исполком, 3-е третье лицо).
Определением суда от 20.02.2014 по делу назначена судебная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.04.2014 исковые требования удовлетворены частично. Внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, с указанием кадастровой стоимости данного земельного участка в размере его рыночной стоимости 44436103 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость принадлежащего истцу земельного участка, отличающаяся от его кадастровой стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании судебного заключения эксперта N 4/6-14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составляет 44436103 руб.
Суд первой инстанции также пришел к выводу, что требование истца об обязании ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка с 01.01.2011 удовлетворению не подлежит, поскольку согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Исполком с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и отправить дело на новое рассмотрение.
3-е третье лицо считает, что суд первой инстанции всесторонне, полно, объективно и непосредственно не исследовал имеющиеся в деле доказательства, не оценил все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что суд первой инстанции не рассмотрев отчет оценщика и результаты судебной экспертизы по существу, не учел, что отчет оценщика составлен с нарушением норм статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности, экспертное заключение N 5/6-14 содержит ряд нарушений.
3-е третье лицо - Исполком, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания 3-е третье лицо извещено надлежащим образом. 3-м третьим лицом подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Истец отзыв на апелляционную жалобу 3-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу 3-го третьего лица не представил, в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Республике Татарстан, в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в жалобе, согласилось и просило ее удовлетворить. 1-е третье лицо в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом. Третьим лицом подано заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
2-е третье лицо - Кабинет Министров, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе 3-его третьего лица - Исполкома, отзыве 1-го третьего лица на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд установил.
Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона. Право аренды указанного земельного участка принадлежит истцу на основании договора аренды земельного участка N 01-09-57/182/10 от 18.06.2009, заключенного с Исполкомом (т. 1 л.д. 91, 126).
Договор аренды земельного участка N 01-09-57/182/10 от 18.06.2009 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 31.07.2009 (т. 1 л.д. 126).
Земельный участок кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, поставлен на кадастровый учет 30.10.2003 (т. 2 л.д. 19-21).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. Постановлением установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан вводятся в действие с 01.01.2011.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, составляет 95471061 руб. (т. 2 л.д. 130).
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1102 от 24.12.2010.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, составляет 9200000 руб. (т. 1 л.д. 7-95).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Данный вывод основан на правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением суда первой инстанции от 20.02.2014 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10761/11 от 25.06.2013 по делу N А11-5098/2010, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007 кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года проведения кадастровых работ.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Татарстан выполнена в 2010 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 783-р от 18.05.2010. Государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, принадлежащего истцу на праве аренды, определена на 01.01.2010.
Согласно заключению эксперта по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка кадастровый номер 16:53:030103:2 площадью 54446 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Нижнекамск, Промзона, составляет 44436103 руб. (т. 2 л.д. 39-72).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца частично и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости, определенной заключением эксперта.
Довод апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение N 5/6-14 содержит ряд нарушений, не может быть принят судом.
Исполком доказательств того, что заключение эксперта не соответствует требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, опровергающих заключение, не представил. Ходатайство о проведение повторной экспертизы не заявил.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое Исполкомом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Исполком освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2014 года по делу N А65-27133/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.В.КАРПОВ

Судьи
В.Т.БАЛАШЕВА
О.И.БУРТАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)