Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2014 N 05АП-10177/2014 ПО ДЕЛУ N А51-1622/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. N 05АП-10177/2014

Дело N А51-1622/2014

Резолютивная часть постановления оглашена 19 августа 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 августа 2014 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стрелец-95"
апелляционное производство N 05АП-10177/2014
на решение от 16.06.2014
судьи А.А. Николаева
по делу N А51-1622/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" (ИНН 2538036199, ОГРН 1022501900190, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.10.2002)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения,
при участии:
- от ООО "Стрелец-95": представитель Верховодов И.М. по доверенности от 28.02.2014, сроком на три года, паспорт;
- от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламадяла С.В. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 1122,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент, ответчик) о признании незаконным решения N 20/03/02-13/28071 от 18.10.2013 с дополнением N 20/03/02-13/4312 от 12.02.2014 об отказе в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 0, 073 га в г. Владивостоке, в районе остановки транспорта Гайдамак, предоставленный ООО "Стрелец-95" по государственному акту на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 27.02.1998 серия ПК-28 N 000827; обязании Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Стрелец-95" земельных участков площадью 244 кв. м в собственность и 311 кв. м в аренду сроком на 49 лет (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством РФ не установлен запрет на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с одновременным разделом соответствующего земельного участка по правилам статьей 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ и предоставлением образованных земельных участков в собственность либо аренду, а также прекращением прав на какие-либо из образованных земельных участков.
Полагает, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования сразу на весь земельный участок площадью 0,073 га в настоящее время для ООО "Стрелец-95" означает объединение составных земельных участков (площадью 244 кв. м, 311 кв. м, 175 кв. м), что сделать невозможно, так как исходный земельный участок общей площадью 0,073 га расположен в двух территориальных зонах (Ж-3 и Т-3) согласно Правилам землепользования и застройки г. Владивостока.
Считает также, что непредставление документов, указанных в пунктах 5 и 7 Приказа минэкономразвития N 475 от 13.09.2011 не может служить основанием для отказа департамента в принятии решения о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и соответственно отказа в удовлетворении заявленных требований.
Более подробно доводы изложены по тексту апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ООО "Стрелец-95" доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено, что земельный участок 0,730 гектаров для строительства подземного перехода и торговой зоны в районе остановки транспорта "Гайдамак", в г. Владивостоке на основании постановления мэра г. Владивостока N 241 от 20.02.1998 был передан индивидуальному частному предприятию Чесалиной Л.В. "Стрелец-95", что подтверждается государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 27.02.1998 серия ПК-28 N 000827. Право общества с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" зарегистрировано и подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 28.11.2001 серия 25-АА номер 106056, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28 ноября 2001 сделана запись N 25-1/00-120/2001-73.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 28.11.2001 с разрешенным использованием "объекты розничной торговли" с присвоением кадастрового номера 25:28:000000:44.
В связи с тем, что с принятием Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:44 стал располагаться в двух территориальных зонах: 1) зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и 2) зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3) и в связи с тем, что часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:44 имеет градостроительные ограничения - находится в красных линиях автодорог, в рамках переоформления права постоянного (бессрочного) пользования ООО "Стрелец-95" был произведен раздел земельного участка.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:44, площадь 730 кв. м, разрешенное использование "под объекты розничной торговли", было образовано 3 земельных участка (суммарная площадь которых также составляет 730 кв. м):
- - Земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12977, площадь 244 кв. м, разрешенное использование "под объекты розничной торговли". Участок полностью соответствует территориальной зоне Ж-3, не имеет установленных ограничений для передачи в собственность. При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования выражено желание оформить данный земельный участок в собственность;
- - Земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12978, площадь 311 кв. м, разрешенное использование "под объекты розничной торговли". Участок полностью расположен в территориальной зоне Т-3, имеет установленные градостроительные ограничения - красные линии автодорог. При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования выражено желание оформить данный земельный участок в аренду на 49 лет;
- - Земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:12979, площадь 175 кв. м, разрешенное использование "под объекты розничной торговли". Участок полностью расположен в территориальной зоне Т-3, имеет установленные градостроительные ограничения - красные линии автодорог. Участок на местности представляет собой дорожный проезд. При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования выражено желание отказаться от дальнейшего использования земельного участка.
К заявлению N 20-38657 от 27.09.2013, поданному ООО "Стрелец-95" в Департамент, были приложены: отказ ООО "Стрелец-95" от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок 730 кв. м; документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо на отказ от права - решение учредителя (участника) ООО "Стрелец-95" об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка; кадастровые паспорта (оригиналы) на все земельные участки (кадастровый номер 25:28:000000:12977, площадь 244 кв. м; кадастровый номер 25:28:000000:12978, площадь 31 I кв. м; кадастровый номер 25:28:000000:12979, площадь 175 кв. м).
В ответ Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края направил письмо (исходящий N 20/03/02-13/28071 от 18.10.2013), предложив заявителю, в первоочередном порядке переоформить право постоянного пользования земельным участком площадью 0,073 га по своему выбору на право аренды или приобрести данный земельный участок в собственность.
В дополнение к ответу (исх. N 20/03/02-13/4312 от 12.02.2014) Департамент указал, что раздел земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:44 произведен в нарушение статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации; вид разрешенного использования земельных участков не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, предоставленного по госакту; цель, в соответствии с которой земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства подземного перехода и торговой зоны, не достигнута.
Не согласившись с выводами, изложенными в указанных ответах Департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при условии нарушения оспариваемыми решением или действием (бездействием) закона или иного нормативного правового акта, а также прав и законных интересов заявителя.
Исходя из пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с порядком, установленным статьей 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 13.09.2011 N 475.
В пункте 5 указанного Перечня в качестве документа, необходимого для приобретения прав на землю, указана выписка из Единого государственного реестра прав о правах на приобретаемый земельный участок или уведомление об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 7 указанного Перечня к заявлению прилагается, в том числе, копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Обращаясь в Департамент, ООО "Стрелец-95" не предоставило документы, предусмотренные пунктом 5, 7 Приказа, поскольку в отношении спорных участков площадью 311 кв. м, 244 кв. м, 175 кв. м, у общества отсутствуют правоустанавливающие документы и документы, дающие право на приобретение земельных участков, а также не зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования как самостоятельными объектами.
Как следует из материалов дела, заявителю на основании государственного акта от 27.02.1998 серия ПК-28 N 000827 принадлежит право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 730 кв. м с разрешенным использованием "для строительства подземного перехода и торговой зоны".
Между тем, заявитель обращается за переоформлением прав на земельные участки площадью 311 кв. м, 244 кв. м, 175 кв. м с разрешенным использованием "под объекты розничной торговли".
Доказательства изменения разрешенного использования земельного участка, установленного государственным актом, достижения целей, для которых был предоставлен земельный участок, а также доказательства раздела земельного участка на основании соответствующего решения исполнительного органа государственной власти по правилам, установленным статьями 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ, в материалы дела заявителем не представлены.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границ которого сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется описание границ.
В соответствии с положениями статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен статьей 11.3 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса, за исключением случаев, описанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 указанной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Спорный случай не подпадает под исключения, описанные в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
Между тем, как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, общество с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" заявление в Департамент о разделе земельного участка площадью 730 кв. м не подавало, решение о разделе земельного участка площадью 730 кв. м. Департаментом не принималось, раздел земельного участка произведен на основании заявления ООО "Стрелец-95".
В связи с изложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что раздел земельного участка для целей прохождения процедуры переоформления права постоянного (бессрочного) пользования произведен без согласования с органом, к полномочиям которого относится полномочие по распоряжению спорным земельным участком, что противоречит требованиям статьи 11.3 ЗК РФ.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:000000:12977, 25:28:000000:12978, 25:28:000000:12979 сформированы с нарушением требований действующего законодательства, порядок образования земельных участков путем раздела Обществом не соблюден, в рассматриваемом случае основания удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 20/03/02-13/28071 от 18.10.2013 с дополнением N 20/03/02-13/4312 от 12.02.2014 отсутствуют.
Кроме того, признавая оспариваемое решение Департамента законным и обоснованным, коллегия суда апелляционной инстанции исходит из следующего.
К заявлению N 73 от 12.09.2013 Обществом приложены кадастровые паспорта на земельные участки площадью 311 кв. м N 25:28:000000:12978 и площадью 175 кв. м N 25:28:000000:12979, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:44 площадью 730 кв. м.
В представленных кадастровых паспортах земельных участков площадью 311 кв. м N 25:28:000000:12978 и площадью 175 кв. м N 25:28:000000:12979 определен их вид разрешенного использования: "под объекты розничной торговли".
Вместе с тем, согласно государственному акту от 28.08.1998 серии ПК-28 N 000827, свидетельству о государственной регистрации права от 28.11.2001 и выписки из ЕГРП от 15.12.2011, земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:44, площадью 730 кв. м предоставлен для строительства подземного перехода и торговой зоны.
Доказательств того, что цель, с которой земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование полностью достигнута, в материалы дела не представлено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012 года: решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случая изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающих жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, в учетом результатов публичных слушаний.
Думой г. Владивостока было принято решение N 462 от 07.04.2010 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которыми в статье 7 в различных редакциях установлен порядок изменения разрешенного использования земельных участков. В частности, пункт 4 данной статьи в последней редакции предусматривает, что правообладатели земельных участков, за исключением собственников земельных участков, осуществив самостоятельно выбор новых основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства с учетом их соответствия градостроительному регламенту при условии соблюдения требований технических регламентов, обращаются в орган администрации города Владивостока, уполномоченный на осуществление управления в области градостроительства и архитектуры, за получением подтверждения возможности изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на вновь выбранные. При получении положительного подтверждения вышеуказанные лица обращаются в орган государственной власти или орган администрации города Владивостока, в полномочия которого входит распоряжение земельными участками, в отношении которых осуществлен выбор новых видов разрешенного использования, за принятием решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В нарушение вышеуказанного нормативного положения доказательства соответствующего решения об изменении разрешенного использования земельного участка, предоставленного государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 27.02.1998 серии ПК-28 N 000827, в материалы дела заявителем не представлены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая изложенное, за счет площади земельного участка, предоставленного государственным актом на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 27.02.1998 серии ПК-28 N 000827, могут быть образованы земельные участки только с тем же разрешенным видом использования.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования землей, оформленного государственным актом от 27.02.1998 серии ПК-28 N 000827, возможно только в отношении земельного участка с разрешенным использованием для строительства подземного перехода и торговой зоны, поскольку для иных целей земельный участок заявителю не предоставлялся и цель предоставления спорного участка под строительство подземного перехода и торговой зоны заявителем не достигнута.
Поскольку к процедуре переоформления права постоянного (бессрочного) пользования землей заявителем представлены земельные участки, сформированные для иных целей, отличных от целей, указанных в госакте, а именно для объектов розничной торговли, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение Департамента с дополнением к нему не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции на основании статьи 269 АПК РФ считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату ООО "Стрелец-95" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.06.2014 по делу N А51-1622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Стрелец-95" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 256 от 10.07.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)