Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 июня 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Палкинского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 марта 2014 года по делу N А52-3324/2013 (судья Васильева О.Г.),
установил:
Деревлев Владимир Анатольевич обратился в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 119 200 руб. 00 коп. и возложения обязанности внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Палкинского района (далее - Администрация).
Решением от 28 марта 2014 года суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1055 кв. м, кадастровый номер 60:14:0073001:8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и обслуживания здания, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, д. Красино, улица Солнечная, дом 11 в размере 119 200 руб. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, указав стоимость в размере 119 200 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал на необходимость сопоставления отчетов о кадастровой и рыночной стоимостях. Поскольку кадастровая стоимость утверждена нормативным правовым актом субъекта - постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области", самостоятельное оспаривание результатов оценки до оспаривания нормативного акта, которым такая оценка утверждена, является недопустимым. На день вынесения судом настоящего решения постановление администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 является действующим, никем не отменено. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков не могут быть оспорены вне рамок вышеуказанного нормативного акта, так как постановление администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 издано в установленном порядке правомочным органом государственной власти, установившим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Самостоятельное оспаривание заявителем результатов оценки до оспаривания нормативно-правового акта государственного органа, которым такая оценка утверждена, является преждевременным и недопустимым.
Деревлев В.А. в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение в отзыве считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Деревлев Владимир Анатольевич является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, которым истец пользуется на праве аренды по договору аренды от 29.03.2012 сроком действия 360 дней и в связи с отсутствием возражений продлившимся на неопределенный срок.
Арендная плата по договору установлена в размере 8591 руб. 71 коп. в год.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8 составляет 20 456 руб. 45 коп. и определена в приложении 1 к Постановлению администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области".
За 2013 год арендная плата составила 300 762 руб. 99 коп. в связи с тем, что Администрацией изменен вид разрешенного использования земельного участка, с "для размещения здания" на "для объектов торговли". Удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м земли возрос с 19 руб. до 688 руб. 77 коп., кадастровая стоимость возросла с 20 456 руб. 45 коп. до 716 102 руб. 35 коп.
Истец, как арендатор земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, является плательщиком арендной платы, которая рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с заключением N 136/10-13 об оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Псковская Фондовая Компания" 28.10.2011, ориентировочная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ноябрь - декабрь 2011 года составляет 145 000 руб.
Истец, не согласившись с результатами кадастровой оценки, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратился в суд с иском к Учреждению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 145 000 руб. и обязании внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Определением суда первой инстанции от 18.12.2013 назначена экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению от 14.02.2014 N 09-01-14, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 119 200 руб.
После проведения экспертизы Деревлевым В.А. исковые требования уточнены, истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 119 200 руб. 00 коп. и обязать ответчика внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как уже указывалось выше, определением суда от 18.12.2013 по ходатайству Деревлева В.А. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11 по состоянию на 01.01.2010. Проведение экспертизы поручено оценщику общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки" Пырх О.А.
В соответствии с экспертным заключением от 14.02.2014 N 09-01-14, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 119 200 руб.
Ответчик и Администрация доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ экспертное заключение от 14.02.2014 N 09-01-14 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Заявленные требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основе сведений об удельном показателе кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования земельного участка, на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа или результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области, утвержденных постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и норм права доводы апелляционной жалобы Администрации отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Довод ответчика, изложенный им также в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что настоящее дело подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Как уже указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В прежней редакции части 1 статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривалась возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии.
Из изложенного следует, что при внесении изменений в Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" воля законодателя была направлена на рассмотрение дел, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, определенной по результатам массовой оценки, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости, в специальных судах - арбитражных.
Находящаяся в статье 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" процессуальная норма о подведомственности спора имеет самостоятельное значение и должна применяться независимо от применения остальных правовых норм, содержащихся в главе III.1 указанного Закона.
Истец обратился в суд с настоящим иском после вступления в силу названной главы Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", к требованиям, предметом которых является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежит применению предусмотренное статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правило об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в арбитражных судах.
С учетом приведенных норм права арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что споры, возникающие из отношений по поводу изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежат рассмотрению арбитражными судами, независимо от субъектного состава данных споров, в том числе и по искам физических лиц.
Таким образом, заявленные требования подведомственны арбитражному суду и подлежат рассмотрению по существу.
Основания для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ отсутствовали.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 марта 2014 года по делу N А52-3324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Палкинского района - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 ПО ДЕЛУ N А52-3324/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. по делу N А52-3324/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 июня 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Палкинского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 марта 2014 года по делу N А52-3324/2013 (судья Васильева О.Г.),
установил:
Деревлев Владимир Анатольевич обратился в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 119 200 руб. 00 коп. и возложения обязанности внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Палкинского района (далее - Администрация).
Решением от 28 марта 2014 года суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 1055 кв. м, кадастровый номер 60:14:0073001:8, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения и обслуживания здания, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, д. Красино, улица Солнечная, дом 11 в размере 119 200 руб. Обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, указав стоимость в размере 119 200 руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Администрация с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к следующему. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указал на необходимость сопоставления отчетов о кадастровой и рыночной стоимостях. Поскольку кадастровая стоимость утверждена нормативным правовым актом субъекта - постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области", самостоятельное оспаривание результатов оценки до оспаривания нормативного акта, которым такая оценка утверждена, является недопустимым. На день вынесения судом настоящего решения постановление администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 является действующим, никем не отменено. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков не могут быть оспорены вне рамок вышеуказанного нормативного акта, так как постановление администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 издано в установленном порядке правомочным органом государственной власти, установившим правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Самостоятельное оспаривание заявителем результатов оценки до оспаривания нормативно-правового акта государственного органа, которым такая оценка утверждена, является преждевременным и недопустимым.
Деревлев В.А. в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение в отзыве считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Стороны и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Администрация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Деревлев Владимир Анатольевич является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, которым истец пользуется на праве аренды по договору аренды от 29.03.2012 сроком действия 360 дней и в связи с отсутствием возражений продлившимся на неопределенный срок.
Арендная плата по договору установлена в размере 8591 руб. 71 коп. в год.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8 составляет 20 456 руб. 45 коп. и определена в приложении 1 к Постановлению администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области".
За 2013 год арендная плата составила 300 762 руб. 99 коп. в связи с тем, что Администрацией изменен вид разрешенного использования земельного участка, с "для размещения здания" на "для объектов торговли". Удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м земли возрос с 19 руб. до 688 руб. 77 коп., кадастровая стоимость возросла с 20 456 руб. 45 коп. до 716 102 руб. 35 коп.
Истец, как арендатор земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, является плательщиком арендной платы, которая рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с заключением N 136/10-13 об оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, выполненным по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "Псковская Фондовая Компания" 28.10.2011, ориентировочная стоимость спорного земельного участка по состоянию на ноябрь - декабрь 2011 года составляет 145 000 руб.
Истец, не согласившись с результатами кадастровой оценки, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратился в суд с иском к Учреждению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 145 000 руб. и обязании внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Определением суда первой инстанции от 18.12.2013 назначена экспертиза по установлению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению от 14.02.2014 N 09-01-14, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 119 200 руб.
После проведения экспертизы Деревлевым В.А. исковые требования уточнены, истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11, равной рыночной в размере 119 200 руб. 00 коп. и обязать ответчика внести изменения в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как уже указывалось выше, определением суда от 18.12.2013 по ходатайству Деревлева В.А. назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 60:14:0073001:8, площадью 1055 кв. м, расположенного по адресу: Псковская область, Палкинский район, деревня Красино, улица Солнечная, дом 11 по состоянию на 01.01.2010. Проведение экспертизы поручено оценщику общества с ограниченной ответственностью "Бюро оценки" Пырх О.А.
В соответствии с экспертным заключением от 14.02.2014 N 09-01-14, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки", рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 119 200 руб.
Ответчик и Администрация доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ экспертное заключение от 14.02.2014 N 09-01-14 с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Заявленные требования имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основе сведений об удельном показателе кадастровой стоимости для данной группы видов разрешенного использования земельного участка, на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа или результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Псковской области, утвержденных постановлением администрации Псковской области от 29.11.2011 N 477 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Псковской области".
С учетом вышеизложенных обстоятельств дела и норм права доводы апелляционной жалобы Администрации отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные.
Довод ответчика, изложенный им также в отзыве на апелляционную жалобу, о том, что настоящее дело подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду, правомерно отклонен судом первой инстанции на основании следующего.
Как уже указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В прежней редакции части 1 статьи 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривалась возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии.
Из изложенного следует, что при внесении изменений в Закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" воля законодателя была направлена на рассмотрение дел, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, определенной по результатам массовой оценки, в том числе путем предъявления исков об установлении кадастровой стоимости объектов в размере, равном их рыночной стоимости, в специальных судах - арбитражных.
Находящаяся в статье 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" процессуальная норма о подведомственности спора имеет самостоятельное значение и должна применяться независимо от применения остальных правовых норм, содержащихся в главе III.1 указанного Закона.
Истец обратился в суд с настоящим иском после вступления в силу названной главы Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", к требованиям, предметом которых является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, подлежит применению предусмотренное статьей 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правило об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в арбитражных судах.
С учетом приведенных норм права арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что споры, возникающие из отношений по поводу изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежат рассмотрению арбитражными судами, независимо от субъектного состава данных споров, в том числе и по искам физических лиц.
Таким образом, заявленные требования подведомственны арбитражному суду и подлежат рассмотрению по существу.
Основания для прекращения производства по настоящему делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ отсутствовали.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 марта 2014 года по делу N А52-3324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Палкинского района - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Ю.В.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)