Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Матвеевой Н.Л.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от <дата> по гражданскому делу N, которым Д. в удовлетворении исковых требований к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит в черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства - отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения Д. и его представителей Х., М., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Р., полагавшего, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Д. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит в черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства.
В обоснование своих требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 312 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по <адрес>. В соответствии с кадастровым паспортом указанного земельного участка N от <дата>, выданного Территориальным отделом по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Данный участок предоставлен истцу Постановлением главы администрации Пригородной волости Гатчинского района Ленинградской области от <дата> N, которым предусмотрено, что земельный участок предоставлен в поселении Новый Свет для ведения личного подсобного хозяйства. В свидетельстве о праве на землю N, выданном <дата> указано, что земельный участок выделен для ведения личного подсобного хозяйства в поселке Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области. <дата> в ходе организованных ответчиком публичных слушаний по проекту генерального плана Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области ему стало известно, что земли массива 52, в том числе и его участок, в результате незаконных действий ответчика, вопреки существующим актам государственных органов оказались отнесенными к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом границы поселка Новый Свет были изменены таким образом, что массив 52 оказался за его пределами. Истец полагает, что действия ответчика нарушают его права. Предусмотренная законом процедура перевода земель из одной категории в другую не производилась.
Истец и его представитель М. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Р. против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчика Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явились.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от <дата> Д. в удовлетворении исковых требований к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства отказано.
Д. подал апелляционную жалобу на указанное решение суда, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что предусмотренная законом процедура перевода земель из одной категории в другую ответчиком не производилась.
Судом не были применены нормы закона, подлежащие применению.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался в решении на другой судебный акт, который не носит для настоящего дела преюдициальный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании Постановления Главы администрации Пригородного сельсовета Гатчинского района Ленинградской области истец является собственником земельного участка <адрес> с кадастровым номером N. Границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <дата> N утвержден генеральный план поселения.
Судом первой инстанции установлено, что из текстового и картографического содержания генерального плана следует, что земли массива 52 отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Из протоколов публичных слушаний от <дата> следует, что проект генерального плана одобрен. После утверждения проекта принято решение рассмотреть вопрос о внесении в генеральный план изменений, в связи с поступившими в ходе публичных слушаний предложениями граждан о включении массива 52 в границы населенного пункта Новый Свет.
Истцом заявлены требования о признании генерального плана поселка Новый Свет недействительным в части содержащихся в нем сведений о принадлежности земель массива 52, в том числе земельного участка N с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.
Частью 1.1 ст. 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного Закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с п. 21 ст. 4 Устава МО Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Устава публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов поселения, главы поселения. Проекты планов и программ развития поселения, проект генерального плана поселения, проект Правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий должны выноситься на публичные слушания (пп. 3 п. 15 ст. 25 Устава).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок утверждения правил землепользования и застройки (ст. 31, 32 названного Кодекса) также предусматривает, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В решении также определяется последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования, который принимает решение о проведении публичных слушаний и впоследствии принимает решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки является вопросом местного значения.
Истец с заявлением о проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения не обращался, действия (бездействие) органа местного самоуправления не оспаривал.
Поскольку процедура принятия решения и утверждения генерального плана поселения не была нарушена, судебная коллегия делает вывод о том, что ответчиками не допущено нарушений прав и законных интересов истца в рамках заявленных требований, так как процедура внесения изменений в нормативные акты в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, не инициирована.
Истец не лишен возможности избрать иной способ защиты права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также руководствовался положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что Д. не принимал участия при рассмотрении гражданского дела N, говорить о преюдициальном характере решения по указанному делу нельзя.
Однако ошибочность выводов суда первой инстанции в этой части не повлияла на правильность решения суда по существу.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 21.11.2013 N 33-5287/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2013 г. N 33-5287/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Матвеевой Н.Л.,
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Д. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от <дата> по гражданскому делу N, которым Д. в удовлетворении исковых требований к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит в черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства - отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., объяснения Д. и его представителей Х., М., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Р., полагавшего, что отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Д. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит в черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства.
В обоснование своих требований указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 312 кв. м с кадастровым номером N, расположенный по <адрес>. В соответствии с кадастровым паспортом указанного земельного участка N от <дата>, выданного Территориальным отделом по Гатчинскому району Управления Роснедвижимости по Ленинградской области, участок относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Данный участок предоставлен истцу Постановлением главы администрации Пригородной волости Гатчинского района Ленинградской области от <дата> N, которым предусмотрено, что земельный участок предоставлен в поселении Новый Свет для ведения личного подсобного хозяйства. В свидетельстве о праве на землю N, выданном <дата> указано, что земельный участок выделен для ведения личного подсобного хозяйства в поселке Новый Свет Гатчинского района Ленинградской области. <дата> в ходе организованных ответчиком публичных слушаний по проекту генерального плана Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области ему стало известно, что земли массива 52, в том числе и его участок, в результате незаконных действий ответчика, вопреки существующим актам государственных органов оказались отнесенными к категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом границы поселка Новый Свет были изменены таким образом, что массив 52 оказался за его пределами. Истец полагает, что действия ответчика нарушают его права. Предусмотренная законом процедура перевода земель из одной категории в другую не производилась.
Истец и его представитель М. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Р. против удовлетворения исковых требований возражал.
Представители ответчика Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области и третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в судебное заседание не явились.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от <дата> Д. в удовлетворении исковых требований к администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Совету депутатов администрации Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области об обязании внести изменения в генеральный план поселка Новый Свет, в части содержащихся в генеральном плане МО "Новосветское сельское поселение" сведений о принадлежности земельного участка <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для огородничества, указав, что земельный участок N с кадастровым номером N, расположенный по <адрес> входит черту поселения Новый Свет с разрешенным использованием для ведения личного приусадебного хозяйства отказано.
Д. подал апелляционную жалобу на указанное решение суда, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что предусмотренная законом процедура перевода земель из одной категории в другую ответчиком не производилась.
Судом не были применены нормы закона, подлежащие применению.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований, сослался в решении на другой судебный акт, который не носит для настоящего дела преюдициальный характер.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании Постановления Главы администрации Пригородного сельсовета Гатчинского района Ленинградской области истец является собственником земельного участка <адрес> с кадастровым номером N. Границы участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Совета депутатов Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от <дата> N утвержден генеральный план поселения.
Судом первой инстанции установлено, что из текстового и картографического содержания генерального плана следует, что земли массива 52 отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
Из протоколов публичных слушаний от <дата> следует, что проект генерального плана одобрен. После утверждения проекта принято решение рассмотреть вопрос о внесении в генеральный план изменений, в связи с поступившими в ходе публичных слушаний предложениями граждан о включении массива 52 в границы населенного пункта Новый Свет.
Истцом заявлены требования о признании генерального плана поселка Новый Свет недействительным в части содержащихся в нем сведений о принадлежности земель массива 52, в том числе земельного участка N с кадастровым номером N, расположенного по <адрес> к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки.
Частью 1.1 ст. 17 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного Закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с п. 21 ст. 4 Устава МО Новосветское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Устава публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов поселения, главы поселения. Проекты планов и программ развития поселения, проект генерального плана поселения, проект Правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий должны выноситься на публичные слушания (пп. 3 п. 15 ст. 25 Устава).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом РФ.
В соответствии с положениями ст. 24, ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок утверждения правил землепользования и застройки (ст. 31, 32 названного Кодекса) также предусматривает, что решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. В решении также определяется последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, а орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования, который принимает решение о проведении публичных слушаний и впоследствии принимает решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с указанными положениями и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания рассматриваются как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, с помощью, которой граждане реализуют право на осуществление местного самоуправления (ст. 3 Закона). В этом законодательном акте также предусматривается обязательность публичных слушаний при рассмотрении проектов генеральных планов (внесении в них изменений).
В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей населенных пунктов проводятся в обязательном порядке. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (п. 1, 2 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится подготовка документов территориального планирования, в том числе проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки в объемах и в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что подготовка проекта генерального плана поселения и правил землепользования и застройки является вопросом местного значения.
Истец с заявлением о проведении публичных слушаний по внесению изменений в генеральный план поселения не обращался, действия (бездействие) органа местного самоуправления не оспаривал.
Поскольку процедура принятия решения и утверждения генерального плана поселения не была нарушена, судебная коллегия делает вывод о том, что ответчиками не допущено нарушений прав и законных интересов истца в рамках заявленных требований, так как процедура внесения изменений в нормативные акты в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, не инициирована.
Истец не лишен возможности избрать иной способ защиты права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также руководствовался положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с положениями ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что Д. не принимал участия при рассмотрении гражданского дела N, говорить о преюдициальном характере решения по указанному делу нельзя.
Однако ошибочность выводов суда первой инстанции в этой части не повлияла на правильность решения суда по существу.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, проанализированных в решении суда, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)