Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.11.2014 ПО ДЕЛУ N 2-7/2014, 33-203/2014, 44Г-13/2014

Требование: О возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В результате проведенной прокуратурой проверки на территории муниципального образования обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. по делу N 2-7/2014, 33-203/2014,
44Г-13/2014


Судья Ольского районного суда
Ярославцева Е.Н.
Суд апелляционной инстанции:
председательствующий Бежевцова Н.В.,
судьи Бирючкова О.А.,
Кречетов А.А. (докладчик)

Президиум Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Чижовой В.К.,
членов президиума: Жиделева Д.Л., Мирошниковой С.В.,
при секретаре Г.
рассмотрел кассационную жалобу департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области на решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 января 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 18 марта 2014 года по делу по иску прокурора Ольского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образовании "Ольский район", администрации Магаданской области, департаменту лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области о возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район".
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения представителя департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области К., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, заместителя прокурора Магаданской области Борисенко В.А., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебные постановления - отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, президиум Магаданского областного суда

установил:

Прокурор Ольского района обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Ольский район" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта N ..., В обоснование иска указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки на территории муниципального образования "Ольский район" обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Ссылаясь на статью 15 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статью 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указал, что полномочия по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в том числе на территории земель лесного фонда, входящих в состав земель соответствующего муниципального образования, отнесены к компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования.
Однако администрация муниципального образования "Ольский район" ненадлежащим образом исполняет обязанность по благоустройству, сбору мусора, бытовых отходов на территории Ольского района, не принимает своевременных мер по ликвидации несанкционированной свалки, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 16 декабря 2013 года по ходатайству прокурора Ольского района к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Магаданской области и департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее - департамент лесного хозяйства).
Решением Ольского районного суда Магаданской области от 10 января 2014 года на департамент лесного хозяйства возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами широта: N ..., В удовлетворении исковых требований прокурора Ольского района к администрации муниципального образования "Ольский район", администрации Магаданской области суд отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда апелляционным определением от 18 марта 2014 года решение суда изменила в части, обязала департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов на территории муниципального образования "Ольский район", расположенную на земельном участке с географическими координатами: широта N .... В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы департамента лесного хозяйства и Правительства (администрации) Магаданской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Магаданский областной суд 16 сентября 2014 года, департамент лесного хозяйства просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций, как вынесенные с нарушением норм материального права, принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Ссылаясь на положения статей 51, 52, 55, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 28, 38 Правил санитарной безопасности в лесах, статей 1, 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, департамент лесного хозяйства утверждает, что ему не переданы полномочия в области лесных отношений по организации ликвидации несанкционированных свалок, субвенции из федерального бюджета на эти цели не выделяются.
Считает необоснованной ссылку судов на пункты 66 - 68 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, так как полномочия по контролю за размещением свалок бытовых отходов, а также привлечению виновных лиц к административной ответственности за данное нарушение возложены на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Указывает, что полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В подтверждение своей позиции приводит положения статей 11, 14 (пункт 18 части 1), 15 (пункт 14 части 1) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункта 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, статьи 12 (часть 1) Устава муниципального образования "Ольский район".
Определением судьи Магаданского областного суда Гришан Л.В. от 03 октября 2014 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Магаданского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 390 ГПК РФ).
Обсудив доводы департамента лесного хозяйства, изложенные в кассационной жалобе, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, президиум Магаданского областного суда приходит к выводу, что при рассмотрении дела судами первой и второй инстанций не допущено неправильного применения и толкования норм лесного и природоохранного законодательства, как о том указано в жалобе.
При рассмотрении дела установлено и подтверждается его материалами, что обнаруженная 08 августа 2013 года несанкционированная свалка бытовых отходов площадью примерно 20 x 10 метров расположена в лесном массиве на межселенной территории, входящей в состав муниципального образования "Ольский район", <.......> км. автотрассы <.......> - п. <.......> (30 - 40 метров от автотрассы в сторону сопок) в водоохранной зоне <.......> залива <.......> моря.
Указанный участок, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относится к землям государственного лесного фонда (л.д. 24 - 25) и на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно статьям 209 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти, реализующим государственную политику, в том числе и в сфере обеспечения охраны и защиты лесов; к его полномочиям относится организация и обеспечение охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), их защиты на землях лесного фонда; осуществление мероприятий по охране и защите лесов (пункты 1.1, 3.8, 3.21 Положения о департаменте лесного хозяйства).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).
Как следует из положений пунктов 2 и 3 Правил, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Их проведение в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (применительно к данному делу - департаментом лесного хозяйства).
Санитарно-оздоровительными мероприятиями в силу пункта 28 Правил охватывается очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 года N 523 утверждено Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, которым устанавливаются единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
Пункты 66 - 68 Руководства предусматривают, что при обнаружении на территории земель лесного фонда захламления (загрязнения) строительными, древесными, промышленными и иными отходами, токсичными веществами уполномоченные органы исполнительной власти предпринимают меры по выявлению нарушителей и инициируют применение к ним штрафных, административных или уголовных санкций в соответствии с действующим законодательством. Очистка леса от захламления производится за счет нарушителя. В случае если в течение года нарушитель не обнаружен, мероприятия по очистке ставятся в план санитарно-оздоровительных мероприятий.
Эти нормы применяются с учетом обязанности лесной службы контролировать состояние лесов и своевременно выявлять леса, требующие проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Данная обязанность в отношении спорного лесного участка, как следует из обстоятельств дела, департаментом лесного хозяйства не исполнялась.
Доводы жалобы о необоснованном применении судами пунктов 66 - 68 Руководства не могут быть признаны состоятельными, так как согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктам 3, 4, 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, пункту 3.10. Положения о департаменте лесного хозяйства федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда осуществляет именно департамент лесного хозяйства.
Кроме того, как указано выше, в силу пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации на департамент возложена обязанность осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, установлен запрет засорения леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Магаданской области отнесено к полномочиям департамента лесного хозяйства, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Магаданской области.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.
В соответствии частями 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями департамента лесного хозяйства по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенции на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы департамента об обратном безосновательны.
Кроме того, на основании приведенных выше положений Руководства, очистка леса от бытовых отходов может производиться за счет нарушителя, если таковой установлен.
Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно частям 1 и 2 указанной нормы к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения закреплены в подпункте 18 пункта 1 статьи 14, подпункте 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При рассмотрении дела суды первой и второй инстанций правильно исходили из того, что вышеприведенные нормы, которые, по мнению департамента лесного хозяйства необоснованно не применены судами, являются общими и не означают, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять сбор и вывоз отходов за счет средств местного бюджета с любых земельных участков, расположенных на территории поселения (межселенных территориях).
Полномочия органов самоуправления в области земельных отношений определены статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 2 которой органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Таким образом, законодатель ограничил ответственность органов местного самоуправления по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель границами земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
Ссылка департамента лесного хозяйства на положения пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в обоснование доводов о том, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Ольского района, неубедительна.
В статье 11 Федерального закона закреплены требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, на которую распространяется юрисдикция органов самоуправления, что, однако, не свидетельствует о праве и обязанности органа местного самоуправления осуществлять правомочия собственника в отношении всех земельных участков (вне зависимости от форм собственности и их целевого назначения), входящих в границы муниципального образования.
Положения статей 14 (пункт 18 части 1), 15 (пункт 14 части 1) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 12 (часть 1) Устава муниципального образования "Ольский район", устанавливающие полномочия администрации муниципального образования "Ольский район" по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора на территории этого муниципального образования, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, обоснованно не применены судами при разрешении спора, так как спорные правоотношения они не регулируют.
К тому же доказательств того, что обнаруженная свалка бытовых отходов образовалась вследствие неисполнения администрацией района этих полномочий суду не представлено.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права в целом аналогичны приводимым департаментом лесного хозяйства и Правительством Магаданской области в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, что нашло отражение в апелляционном определении. Дополнительной аргументации кассационная жалоба не содержит.
Отмена судебного постановления в кассационном порядке допустима лишь в случае судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, без устранения которой невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов неограниченного числа лиц, иных защищаемых законом публичных интересов.
Таких нарушений, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
При этом президиум Магаданского областного суда отмечает, что принцип правовой определенности предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебных постановлений судов первой и второй инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Магаданского областного суда

постановил:

решение Ольского районного суда Магаданской области от 10 января 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 18 марта 2014 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области - без удовлетворения.

Судья
Магаданского областного суда
И.Ю.БЕЛЬМАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)