Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии:
прокуратуры - Сулейманова М.З., служебное удостоверение,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Орт"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 (председательствующий судья Пономарева Е.В., судьи Кулик И.В., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-21760/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Орт" (ИНН 7723815142, ОГРН 1117746813590) к Правительству Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547) об оспаривании нормативных правовых актов, с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, с участием в деле прокуратуры Волгоградской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Орт" (далее - ЗАО "Орт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующими постановления губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 "Об утверждении официального толкования постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", в части вступления настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемых актов положениям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельному кодексу Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 производство по прекращено, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В кассационной жалобе ЗАО "Орт" просит определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В отзывах Аппарат губернатора и Правительства Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, полагая определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме прокуратуры) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокуратуры, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 постановления от 20.11.2012 N 1130 настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 утверждено официальное толкование постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", согласно которому формулировка пункта 4 постановления от 20.11.2012 N 1130 о вступлении настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования не предусматривает применение обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.
Закрытое акционерное общество "Орт" полагает, что данные постановления приняты в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельного кодекса Российской Федерации и указывает, что согласно статье 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Предыдущая кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением главы администрации Волгоградской области от 3.08.2005, поэтому, по мнению заявителя, новая кадастровая стоимость земельных участков должна была утверждена не позднее 3.08.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый акт губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" принят органом государственной власти, его содержание составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, соответственно, оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Оспариваемый нормативный акт издан уполномоченным органом и опубликован в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 41 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов и иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании законов и иных областных нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения. Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими областные нормативные правовые акты.
Таким образом, оспариваемое постановление губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 "Об утверждении официального толкования постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" является нормативным правовым актом.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58).
Согласно пункту 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Указанные нормы права не определяют виды нормативных актов, предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности данной категории дел, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которому к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также названные в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, если арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Однако данной нормой закона арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Между тем ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом к подведомственности арбитражного суда не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность рассмотрения данной категории споров (оспаривание нормативных актов в сфере земельных правоотношений) в арбитражном суде, отсутствует федеральный закон, относящий рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, то настоящий спор неподведомственен арбитражному суду.
Соответствующая правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.03.2008 N 9504/07 и в последующем указана в пунктах 2, 2.2, 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что к спорным правоотношениям применимы положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности Российской Федерации" несостоятельна, поскольку оспариваемые обществом нормативные правовые акты не регулируют правоотношения в сфере оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном толковании законодательства и направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 по делу N А12-21760/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2014 ПО ДЕЛУ N А12-21760/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу N А12-21760/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Сафина Н.Н.,
при участии:
прокуратуры - Сулейманова М.З., служебное удостоверение,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Орт"
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 (председательствующий судья Пономарева Е.В., судьи Кулик И.В., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-21760/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Орт" (ИНН 7723815142, ОГРН 1117746813590) к Правительству Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547) об оспаривании нормативных правовых актов, с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, с участием в деле прокуратуры Волгоградской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Орт" (далее - ЗАО "Орт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующими постановления губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 "Об утверждении официального толкования постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", в части вступления настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемых актов положениям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельному кодексу Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 производство по прекращено, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В кассационной жалобе ЗАО "Орт" просит определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.02.2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В отзывах Аппарат губернатора и Правительства Волгоградской области, Прокуратура Волгоградской области, полагая определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 обоснованным и законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей (кроме прокуратуры) в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя прокуратуры, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области, проведенной по состоянию на 01.01.2010, утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 постановления от 20.11.2012 N 1130 настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 утверждено официальное толкование постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области", согласно которому формулировка пункта 4 постановления от 20.11.2012 N 1130 о вступлении настоящего постановления в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования не предусматривает применение обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу.
Закрытое акционерное общество "Орт" полагает, что данные постановления приняты в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Земельного кодекса Российской Федерации и указывает, что согласно статье 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Предыдущая кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением главы администрации Волгоградской области от 3.08.2005, поэтому, по мнению заявителя, новая кадастровая стоимость земельных участков должна была утверждена не позднее 3.08.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемый акт губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" принят органом государственной власти, его содержание составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, соответственно, оспариваемое постановление относится к нормативному правовому акту.
Оспариваемый нормативный акт издан уполномоченным органом и опубликован в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 41 Закона Волгоградской области от 01.10.2002 N 736-ОД "О законах и иных областных нормативных правовых актах" официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение законов и иных областных нормативных правовых актов или их предписаний правомочным нормотворческим органом области. Официальное толкование законов и иных областных нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании законов и иных областных нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения. Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими областные нормативные правовые акты.
Таким образом, оспариваемое постановление губернатора Волгоградской области от 29.05.2013 N 507 "Об утверждении официального толкования постановления губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 N 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" является нормативным правовым актом.
По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58).
Согласно пункту 1 статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Указанные нормы права не определяют виды нормативных актов, предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности данной категории дел, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Разрешение вопроса о подведомственности арбитражному суду дела по заявлению о признании недействующим нормативного правового акта зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, согласно которому к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела, в том числе, отнесенные к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также названные в статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, если арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Однако данной нормой закона арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать такие заявления.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Между тем ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ни иным федеральным законом к подведомственности арбитражного суда не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков.
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" также не называют арбитражный суд в качестве суда, в котором могут быть оспорены нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие порядок утверждения государственной кадастровой оценки земель.
Поскольку статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность рассмотрения данной категории споров (оспаривание нормативных актов в сфере земельных правоотношений) в арбитражном суде, отсутствует федеральный закон, относящий рассмотрение споров об обжаловании указанных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к компетенции арбитражных судов, то настоящий спор неподведомственен арбитражному суду.
Соответствующая правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.03.2008 N 9504/07 и в последующем указана в пунктах 2, 2.2, 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы суда первой инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что к спорным правоотношениям применимы положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135 "Об оценочной деятельности Российской Федерации" несостоятельна, поскольку оспариваемые обществом нормативные правовые акты не регулируют правоотношения в сфере оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права, а основаны на ошибочном толковании законодательства и направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2013 по делу N А12-21760/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
С.В.МОСУНОВ
Н.Н.САФИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)