Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, ему в течение длительного времени незаконно не предоставляется земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Болотова Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Брянского В.Ю.
при секретаре судебного заседания А.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 02 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Г.М.В.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года
по иску З.Р.Р. к администрации МО г. Михайловска о признании права на получение земельного участка, признании незаконным бездействия, устранения допущенного нарушения права путем предоставления земельного участка в собственность бесплатно,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
установила:
З.Р.Р. обратился в суд с иском к администрации МО г. Михайловска о признании права на получение земельного участка, признании незаконным бездействия, устранения допущенного нарушения права путем предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указав, что в 2006 году он обратился в администрацию города Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту ИЖС) в пределах города Михайловска как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий, исходя из предоставленного ему права на получение земельного участка, закрепленного Законом Ставропольского края "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" от 01.08.2003 года N 28-кз (далее по тексту - "Закон N 28-кз"), действовавшим на том период времени. Однако до 2010 года земельный участок администрацией города Михайловска ему не предоставлен.
Обратившись в Региональную общественную приемную Председателя Партии "<...><...>" В.В.П. (далее по тексту - "РОП "<...><...>") по вопросу предоставления земельного участка, сообщением исх. N <...>от 11.10.2010 года, сообщено, что его заявление рассмотрено, РОП "<...><...>" сделан запрос главе города Михайловска. Из ответа следует, что решение вопроса о предоставлении земельных участков станет возможным после присоединения сельскохозяйственных массивов земли к черте города Михайловска, работа по оформлению заканчивается. При проведении процедуры предоставления участков ветеранам боевых действий будут предоставлены участки в первоочередном порядке. Из ответа главы города Михайловска от 19.11.2010 года N <...>на заявление руководителя общественной приемной партии "<...><...>" N <...>- <...>от 18.10.2010 года, вх. <...>от 21.10.2010 года следует, что заявление от З.Р.Р. о выделении земельного участка под ИЖС поступило в администрацию города Михайловска 09.02.2006 года и зарегистрировано 10.02.2006 года вх. N <...>, а также, что З.Р.Р. состоит в льготной очереди под номером <...> (приложение к заявлению).
13.03.2013 года обратившись к и.о. главы города Михайловска с заявлением о выдаче копии заявления о выделении земельного участка под ИЖС, зарегистрированного 10.02.2006 года, вх. N <...>, письмом от 19.03.2013 года N <...>сообщено, что в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденной номенклатурой дел: заявления, обращения граждан, а также журналы по их регистрации хранятся не более пяти лет. В связи с этим выдать копию заявления о выделении земельного участка за 2006 год не представляется возможным.
Далее он обратился с заявлением в Прокуратуру Шпаковского района СК, письмом N <...>от 30.05.2013 года из администрации города Михайловска получен ответ на заявление в котором указано, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена переданы в администрацию МО г. Михайловска лишь в июле 2012 года, порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан на территории МО города Михайловска утвержден решением Думы МО г. Михайловска N <...> от 26.07.2012 года, единый журнал учета льготных категорий граждан заведен после принятия Думой г. Михайловска решения N <...> от 26.07.2012 года (06.08.2012 года). Указано, что земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий только с 2012 года согласно очередности регистрации заявлений в едином журнале учета, для получения земельного участка ветеранам боевых действий необходимо быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
09.06.2014 года он вновь обратился в администрацию МО города Михайловска с требованием о предоставлении ему письменного разъяснения причин, по которым до настоящего времени ему не предоставлен земельный участок. Письмом N <...> от 10.07.2014 года администрация сообщила, что согласно Закону СК 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года З.Р.Р., как участник боевых действий, должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ. По состоянию на 01.07.2014 года по данным жилищной комиссии он не числился в соответствующем списке граждан, информацией о заявлении на получение земельного участка, написанном, в 2006 году, администрация не располагает.
Из имеющейся переписки с органом местного самоуправления, а также с правоохранительными органами следует, что на его неоднократные заявления в администрацию, в прокуратуру конкретного ответа о сроках предоставления земельного участка не получено. Дан ответ о том, что он имеет право на получение земельного участка только в соответствии с действующим на сегодняшний день краевым законодательством.
Просил суд признать за ним - ветераном боевых действий, право на получение земельного участка бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, признать незаконным бездействие администрации МО города Михайловска, выразившееся в непредоставлении земельного участка для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства в пределах города Михайловска Ставропольского края как - ветерану боевых действий, поставленному на учет в 2006 году как военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях и уволенного с военной службы; обязать администрацию МО города Михайловска устранить допущенные нарушения его права - ветерана боевых действий на получение земельного участка бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях путем предоставления бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства земельного участка в установленном законом порядке.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года исковое заявление З.Р.Р. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК Г.М.В. считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а изложенные в нем доводы не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в ответе на обращение истца от 16.04.2014 года N <...>администрация МО г. Михайловска разъяснила, что согласно 21-КЗ от 12.04.2014, истец как участник боевых действий, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 17.03.2015 года по данным жилищной комиссии администрации МО г. Михайловска истец не числиться в соответствующем списке граждан и заявления о признании нуждающимся от истца не поступало. Проследить движение заявления З.Р.Р. с 2006 на выделение земельного участка, написанное более девяти лет назад, не представляется возможным, по причине истечения срока хранения журнала регистрации заявлений, согласно постановлению администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК N <...> от 18.07.2012 года. Для предоставления земельного участка З.Р.Р., должен представить документы, подтверждающие право предоставления бесплатно земельного участка для ИЖС. Указывает, что истец своевременно в 2008 году не сообщил о перемене места жительства и снятия с регистрационного учета.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК Г.М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, З.Р.Р., его представителя К.А.А., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, признаются таковыми и рассматриваются судом по правилам, предусмотренным Главами 23 - 25 ГПК РФ, в случае поступления заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих и муниципальных служащих.
К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что З.Р.Р. является ветераном боевых действий (удостоверение серии <...> N <...>, выдано 04.12.2014 года бессрочно взамен удостоверения пришедшего в негодность серии <...> N <...>, выданного 03.10.2006 года) л.д. 12.
В 2006 году он обратился в администрацию г. Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС в пределах г. Михайловска как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий
До 2010 года земельный участок администрацией г. Михайловска ему не предоставлен. З.Р.Р. получен ответ главы города Михайловска от 19.11.2010 года N <...>на заявление руководителя общественной приемной партии "<...><...>" N <...>от 18.10.2010 года, вх. <...>от 21.10.2010 года.
Сообщением подписанным главой г. Михайловска Л.А.Г. заявление от З.Р.Р. о выделении земельного участка под ИЖС поступило в администрацию города Михайловска 09.02.2006 года и зарегистрировано 10.02.2006 года вх. N <...> (л.д. 14).
Указано, что дата первичного обращения и постановки З.Р.Р. на учет -10.02.2006 года, номер льготной очереди - <...> (л.д. 14).
13.03.2013 года З.Р.Р. обратился к и.о. главы города Михайловска с заявлением о выдаче ему копии заявления о выделении земельного участка под ИЖС, зарегистрированного 10.02.2006 года, вх. N <...> (л.д. 15).
В ответе и.о. главы г. Михайловска П.Н.И. письмом от 19.03.2013 года N <...>сообщено, что в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденной номенклатурой дел: заявления, обращения граждан, а также журналы по их регистрации хранятся не более пяти лет. В связи с этим выдать копию заявления о выделении земельного участка за 2006 года не представляется возможным (л.д. 16). После чего истец был вынужден обратиться с соответствующим заявлением в Прокуратуру Шпаковского района Ставропольского края
30.05.2013 года из администрации г. Михайловска письмом N <...>получен ответ на заявление, направленное на рассмотрение из Прокуратуры в котором ответчик сообщил о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена переданы в администрацию МО г. Михайловска лишь в июле 2012 года, порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан на территории муниципального образования города Михайловска утвержден решением Думы МО г. Михайловска N <...> от 26.07.2012 года, единый журнал учета льготных категорий граждан заведен после принятия Думой города Михайловска решения N <...> от 26.07.2012 года (06.08.2012 года). Таким образом, земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий только с 2012 года согласно очередности регистрации заявлений в едином журнале учета. Кроме того, указано, что для получения земельного участка ветеранам боевых действий необходимо быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Данная правовая позиция Администрации города Михайловска согласуется с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз, принятым и вступившем в законную силу после обращения Истца в Администрацию и постановки его на учет (л.д. 17).
09.06.2014 года он вновь обратился в администрацию МО города Михайловска с требованием о предоставлении ему письменного разъяснения причин, по которым до настоящего времени ему не предоставлен земельный участок (л.д. 19). Письмом N <...> от 10.07.2014 года администрация сообщила, что согласно Закону СК 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года З.Р.Р., как участник боевых действий, должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ. По состоянию на 01.07.2014 года по данным жилищной комиссии он не числился в соответствующем списке граждан, информацией о заявлении на получение земельного участка, написанном, в 2006 году, администрация не располагает (л.д. 20).
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании ст. 71 Устава, органы местного самоуправления г. Ставрополя самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством.
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Земельные участки, находящиеся в собственности г. Ставрополя являются муниципальным имуществом города.
В соответствии с п. 1 пп. 2 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом: для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий: военнослужащим, уволенным в запас (отставку); иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию.
В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года N 28-кз (в редакции действовавшей на момент обращения) "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Таким образом, Закон СК N 21-кз, устанавливающий дополнительные, по сравнению с Законом СК 28-кз условия получения в собственность земельных участков ветеранами боевых действий, является законом, ухудшающим положение определенной категории граждан, а именно, граждан России - ветеранов боевых действий, обратившихся за реализацией своих прав до вступления его в законную силу.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что истец поставлен и состоял на учете для получения земельного участка как участник боевых действий с 10 февраля 2006 года по нормам ранее действовавшего Закона СК 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", установив, что на 19.11.2010 года З.Р.Р. значился в льготной очереди под N <...>, правильно руководствовался положениями п. 1 ст. 4 ГК РФ, п. п. 1 - 2 ст. 6 ЖК РФ, Законом Ставропольского края "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" от 18.06.2012 года N 56-кз, исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ (Постановление от 29.01.2004 года N 2-П, от 24.05.2001 года N 8-П, от 24.10.1996 года N 17-П; Определения от 15.04.2008 года N 262-0 от 4.10.2005 года N 364-0) ст. 28 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ пришел к выводу, что требования истца о признании за З.Р.Р. - ветераном боевых действий, права на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, предусмотренное Законом Ставропольского края от 01.08.2003 года "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" N 28-кз - являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Г.М.В. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33А-500/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению истца, ему в течение длительного времени незаконно не предоставляется земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июня 2015 г. по делу N 33А-500/2015
Судья: Болотова Л.А.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Брянского В.Ю.
при секретаре судебного заседания А.А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 02 июня 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Г.М.В.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года
по иску З.Р.Р. к администрации МО г. Михайловска о признании права на получение земельного участка, признании незаконным бездействия, устранения допущенного нарушения права путем предоставления земельного участка в собственность бесплатно,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
установила:
З.Р.Р. обратился в суд с иском к администрации МО г. Михайловска о признании права на получение земельного участка, признании незаконным бездействия, устранения допущенного нарушения права путем предоставления земельного участка в собственность бесплатно, указав, что в 2006 году он обратился в администрацию города Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту ИЖС) в пределах города Михайловска как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий, исходя из предоставленного ему права на получение земельного участка, закрепленного Законом Ставропольского края "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" от 01.08.2003 года N 28-кз (далее по тексту - "Закон N 28-кз"), действовавшим на том период времени. Однако до 2010 года земельный участок администрацией города Михайловска ему не предоставлен.
Обратившись в Региональную общественную приемную Председателя Партии "<...><...>" В.В.П. (далее по тексту - "РОП "<...><...>") по вопросу предоставления земельного участка, сообщением исх. N <...>от 11.10.2010 года, сообщено, что его заявление рассмотрено, РОП "<...><...>" сделан запрос главе города Михайловска. Из ответа следует, что решение вопроса о предоставлении земельных участков станет возможным после присоединения сельскохозяйственных массивов земли к черте города Михайловска, работа по оформлению заканчивается. При проведении процедуры предоставления участков ветеранам боевых действий будут предоставлены участки в первоочередном порядке. Из ответа главы города Михайловска от 19.11.2010 года N <...>на заявление руководителя общественной приемной партии "<...><...>" N <...>- <...>от 18.10.2010 года, вх. <...>от 21.10.2010 года следует, что заявление от З.Р.Р. о выделении земельного участка под ИЖС поступило в администрацию города Михайловска 09.02.2006 года и зарегистрировано 10.02.2006 года вх. N <...>, а также, что З.Р.Р. состоит в льготной очереди под номером <...> (приложение к заявлению).
13.03.2013 года обратившись к и.о. главы города Михайловска с заявлением о выдаче копии заявления о выделении земельного участка под ИЖС, зарегистрированного 10.02.2006 года, вх. N <...>, письмом от 19.03.2013 года N <...>сообщено, что в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденной номенклатурой дел: заявления, обращения граждан, а также журналы по их регистрации хранятся не более пяти лет. В связи с этим выдать копию заявления о выделении земельного участка за 2006 год не представляется возможным.
Далее он обратился с заявлением в Прокуратуру Шпаковского района СК, письмом N <...>от 30.05.2013 года из администрации города Михайловска получен ответ на заявление в котором указано, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена переданы в администрацию МО г. Михайловска лишь в июле 2012 года, порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан на территории МО города Михайловска утвержден решением Думы МО г. Михайловска N <...> от 26.07.2012 года, единый журнал учета льготных категорий граждан заведен после принятия Думой г. Михайловска решения N <...> от 26.07.2012 года (06.08.2012 года). Указано, что земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий только с 2012 года согласно очередности регистрации заявлений в едином журнале учета, для получения земельного участка ветеранам боевых действий необходимо быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
09.06.2014 года он вновь обратился в администрацию МО города Михайловска с требованием о предоставлении ему письменного разъяснения причин, по которым до настоящего времени ему не предоставлен земельный участок. Письмом N <...> от 10.07.2014 года администрация сообщила, что согласно Закону СК 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года З.Р.Р., как участник боевых действий, должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ. По состоянию на 01.07.2014 года по данным жилищной комиссии он не числился в соответствующем списке граждан, информацией о заявлении на получение земельного участка, написанном, в 2006 году, администрация не располагает.
Из имеющейся переписки с органом местного самоуправления, а также с правоохранительными органами следует, что на его неоднократные заявления в администрацию, в прокуратуру конкретного ответа о сроках предоставления земельного участка не получено. Дан ответ о том, что он имеет право на получение земельного участка только в соответствии с действующим на сегодняшний день краевым законодательством.
Просил суд признать за ним - ветераном боевых действий, право на получение земельного участка бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, признать незаконным бездействие администрации МО города Михайловска, выразившееся в непредоставлении земельного участка для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства в пределах города Михайловска Ставропольского края как - ветерану боевых действий, поставленному на учет в 2006 году как военнослужащего, принимавшего участие в боевых действиях и уволенного с военной службы; обязать администрацию МО города Михайловска устранить допущенные нарушения его права - ветерана боевых действий на получение земельного участка бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях путем предоставления бесплатно в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства земельного участка в установленном законом порядке.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года исковое заявление З.Р.Р. удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК Г.М.В. считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, а изложенные в нем доводы не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в ответе на обращение истца от 16.04.2014 года N <...>администрация МО г. Михайловска разъяснила, что согласно 21-КЗ от 12.04.2014, истец как участник боевых действий, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 17.03.2015 года по данным жилищной комиссии администрации МО г. Михайловска истец не числиться в соответствующем списке граждан и заявления о признании нуждающимся от истца не поступало. Проследить движение заявления З.Р.Р. с 2006 на выделение земельного участка, написанное более девяти лет назад, не представляется возможным, по причине истечения срока хранения журнала регистрации заявлений, согласно постановлению администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК N <...> от 18.07.2012 года. Для предоставления земельного участка З.Р.Р., должен представить документы, подтверждающие право предоставления бесплатно земельного участка для ИЖС. Указывает, что истец своевременно в 2008 году не сообщил о перемене места жительства и снятия с регистрационного учета.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО г. Михайловска Шпаковского района СК Г.М.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, З.Р.Р., его представителя К.А.А., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, дела, возникающие из публичных правоотношений, признаются таковыми и рассматриваются судом по правилам, предусмотренным Главами 23 - 25 ГПК РФ, в случае поступления заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих и муниципальных служащих.
К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что З.Р.Р. является ветераном боевых действий (удостоверение серии <...> N <...>, выдано 04.12.2014 года бессрочно взамен удостоверения пришедшего в негодность серии <...> N <...>, выданного 03.10.2006 года) л.д. 12.
В 2006 году он обратился в администрацию г. Михайловска с заявлением о предоставлении земельного участка для ИЖС в пределах г. Михайловска как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий
До 2010 года земельный участок администрацией г. Михайловска ему не предоставлен. З.Р.Р. получен ответ главы города Михайловска от 19.11.2010 года N <...>на заявление руководителя общественной приемной партии "<...><...>" N <...>от 18.10.2010 года, вх. <...>от 21.10.2010 года.
Сообщением подписанным главой г. Михайловска Л.А.Г. заявление от З.Р.Р. о выделении земельного участка под ИЖС поступило в администрацию города Михайловска 09.02.2006 года и зарегистрировано 10.02.2006 года вх. N <...> (л.д. 14).
Указано, что дата первичного обращения и постановки З.Р.Р. на учет -10.02.2006 года, номер льготной очереди - <...> (л.д. 14).
13.03.2013 года З.Р.Р. обратился к и.о. главы города Михайловска с заявлением о выдаче ему копии заявления о выделении земельного участка под ИЖС, зарегистрированного 10.02.2006 года, вх. N <...> (л.д. 15).
В ответе и.о. главы г. Михайловска П.Н.И. письмом от 19.03.2013 года N <...>сообщено, что в соответствии с правилами делопроизводства и утвержденной номенклатурой дел: заявления, обращения граждан, а также журналы по их регистрации хранятся не более пяти лет. В связи с этим выдать копию заявления о выделении земельного участка за 2006 года не представляется возможным (л.д. 16). После чего истец был вынужден обратиться с соответствующим заявлением в Прокуратуру Шпаковского района Ставропольского края
30.05.2013 года из администрации г. Михайловска письмом N <...>получен ответ на заявление, направленное на рассмотрение из Прокуратуры в котором ответчик сообщил о том, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена переданы в администрацию МО г. Михайловска лишь в июле 2012 года, порядок предоставления земельных участков льготной категории граждан на территории муниципального образования города Михайловска утвержден решением Думы МО г. Михайловска N <...> от 26.07.2012 года, единый журнал учета льготных категорий граждан заведен после принятия Думой города Михайловска решения N <...> от 26.07.2012 года (06.08.2012 года). Таким образом, земельные участки предоставляются ветеранам боевых действий только с 2012 года согласно очередности регистрации заявлений в едином журнале учета. Кроме того, указано, что для получения земельного участка ветеранам боевых действий необходимо быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с Жилищным Кодексом РФ. Данная правовая позиция Администрации города Михайловска согласуется с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз, принятым и вступившем в законную силу после обращения Истца в Администрацию и постановки его на учет (л.д. 17).
09.06.2014 года он вновь обратился в администрацию МО города Михайловска с требованием о предоставлении ему письменного разъяснения причин, по которым до настоящего времени ему не предоставлен земельный участок (л.д. 19). Письмом N <...> от 10.07.2014 года администрация сообщила, что согласно Закону СК 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года З.Р.Р., как участник боевых действий, должен быть признан жилищной комиссией нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с ЖК РФ. По состоянию на 01.07.2014 года по данным жилищной комиссии он не числился в соответствующем списке граждан, информацией о заявлении на получение земельного участка, написанном, в 2006 году, администрация не располагает (л.д. 20).
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со ст. ст. 11, 29 ЗК РФ, п. 26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя относится к компетенции органа местного самоуправления.
На основании ст. 71 Устава, органы местного самоуправления г. Ставрополя самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством.
Администрация города Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Земельные участки, находящиеся в собственности г. Ставрополя являются муниципальным имуществом города.
В соответствии с п. 1 пп. 2 ст. 12 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом: для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий: военнослужащим, уволенным в запас (отставку); иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию.
В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года N 28-кз (в редакции действовавшей на момент обращения) "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" земли на территории Ставропольского края предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Таким образом, Закон СК N 21-кз, устанавливающий дополнительные, по сравнению с Законом СК 28-кз условия получения в собственность земельных участков ветеранами боевых действий, является законом, ухудшающим положение определенной категории граждан, а именно, граждан России - ветеранов боевых действий, обратившихся за реализацией своих прав до вступления его в законную силу.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что истец поставлен и состоял на учете для получения земельного участка как участник боевых действий с 10 февраля 2006 года по нормам ранее действовавшего Закона СК 28-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", установив, что на 19.11.2010 года З.Р.Р. значился в льготной очереди под N <...>, правильно руководствовался положениями п. 1 ст. 4 ГК РФ, п. п. 1 - 2 ст. 6 ЖК РФ, Законом Ставропольского края "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края" от 18.06.2012 года N 56-кз, исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным судом РФ (Постановление от 29.01.2004 года N 2-П, от 24.05.2001 года N 8-П, от 24.10.1996 года N 17-П; Определения от 15.04.2008 года N 262-0 от 4.10.2005 года N 364-0) ст. 28 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 года N 5-ФЗ пришел к выводу, что требования истца о признании за З.Р.Р. - ветераном боевых действий, права на получение земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, как военнослужащему, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, предусмотренное Законом Ставропольского края от 01.08.2003 года "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" N 28-кз - являются обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Г.М.В. не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 18 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)