Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-1170

Требование: О признании незаконным приказа об отмене результатов аукциона, понуждении к заключению договора аренды.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Был проведен аукцион, победителем которого признан истец, однако ответчиком был издан приказ об отмене результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 марта 2015 г. по делу N 33-1170


Судья Бирюкова И.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Тришкиной М.А., Аршиновой Е.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению П.Л.Ю. к управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным приказа об отмене результатов аукциона по продаже права аренды на земельный участок, понуждении к заключению договора аренды земельного участка, по встречному исковому заявлению управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области к П.Л.Ю. о признании недействительным результатов аукциона по продаже права аренды земельного участка от <дата> в части лота N 17, по апелляционной жалобе представителя управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Л. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 ноября 2014 года, которым исковые требования по первоначально предъявленному исковому заявлению удовлетворены, в удовлетворении встречного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, Л., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

П.Л.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным приказа об отмене результатов аукциона по продаже права аренды на земельный участок, понуждении к заключению договора аренды земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что в июле 2014 года им в управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области была подана заявка на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м сроком на пять лет с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (лот N 17).
<дата> управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области был проведен аукцион, победителем которого признан истец. Организатором торгов был подписан протокол об итогах аукциона, который опубликован в установленном порядке в средствах массовой информации.
<дата> управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области был издан приказ N "Об отмене результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок (лоты NN 1 - 17)". Истец полагает, что данный приказ является незаконным, поскольку у органа местного самоуправления отсутствует право по своему усмотрению отменять результаты проведенного аукциона. Действия ответчика противоречат положениям статьи 38.1 ЗК РФ и препятствует истцу в заключении договора аренды земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
- Истец просил суд признать незаконным приказ начальника управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> от <дата> N "Об отмене результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок (лоты NN 1 - 17)" в части лота N 17, а также в части возвращения задатка, внесенного за участие в торгах;
- обязать управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области заключить с ним сроком на пять лет договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, находящегося в собственности Балаковского муниципального района и расположенного по адресу: <адрес> (район Балаковского дома-интерната для престарелых и инвалидов).
Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области обратилось к П.Л.Ю. со встречным исковым заявлением о признании недействительными результатов аукциона от <дата> в части лота N 17.
В обоснование требований управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области указало на то, что в ходе проведения аукциона были допущены нарушения принципа открытости и публичности участия неопределенного круга лиц в аукционе по продаже права аренды на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Нарушения выразились в том, что на основании уведомления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области о поступлении жалобы ФИО7 на действия организатора торгов приказом управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области N (с изменениями, внесенными приказами NN от <дата>) было приостановлено проведение аукциона, о чем соответствующая информация размещена в газете и на сайте Интернет. После устранения оснований, повлекших приостановление аукциона, <дата> действия по проведению аукциона были возобновлены, информация о возобновлении аукциона была размещена в сети Интернет на сайте torgi.gov.ru. Однако приказ о возобновлении аукциона управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области не издавался и в средствах массовой информации не публиковался, что повлекло нарушение прав неопределенного круга на участие в аукционе.
В порядке самоконтроля начальником управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области <дата> был издан приказ N "Об отмене результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок (лоты 1 - 17)". П.Л.Ю. направлено уведомление о возвращении задатка, разъяснено право на повторное участие в аукционе по лоту N 17.
Решением Балаковского районного Саратовской области от 17 ноября 2014 года исковые требования П.Л.Ю. удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Л. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований П.Л.Ю. и удовлетворении встречного искового заявления.
Автор жалобы полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства. Суд, удовлетворяя исковые требования П.Л.Ю., не принял во внимание, что целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц для участия в аукционе и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
По мнению автора жалобы, отсутствие надлежащего информирования заинтересованных лиц о возобновлении аукциона по лоту N является существенным нарушением требований закона, влекущим признание результатов аукциона недействительными.
Автор жалобы полагает, что по смыслу статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Таким образом, приказ начальника управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> от <дата> N "Об отмене результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок" является законным и обоснованным. П.Л.Ю. был уведомлен органом местного самоуправления о проведении повторного аукциона, который планировался в ближайшее время.
В суде апелляционной инстанции представитель комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Л. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Л. в суде апелляционной инстанции пояснила, что в настоящее время управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области переименовано в комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 12 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу п. 3 и п. 5 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Статья 38 ЗК РФ (пункты 1 - 3, 5 в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений между сторонами) предусматривала, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса.
Согласно положениям статьи 38.1 ЗК РФ (пункты 3 - 9, 11, 23, 24, 29, 30) аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка является открытым по составу участников и по форме подачи заявок (далее для целей настоящей статьи - аукцион).
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки.
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи.
Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет".
По смыслу приведенных норм результаты аукциона могут быть признаны недействительными только в том случае, если при проведении аукциона были допущены нарушения норм закона и данные нарушения имеют существенный характер. С иском о признании недействительными результатов аукциона может выступить заинтересованное лицо, т.е. лицо, права которого нарушены. Организатор торгов вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона, известив об этом участников аукциона и иных лиц через средства массовой информации.
Судом первой инстанции установлено, что управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> <дата> был издан приказ N "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок", в соответствии с которым проведение аукциона назначено на <дата> (лоты N 1 - 17). В качестве лота N на торги было выставлено право на заключение договора аренды на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1000 кв.м, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, находящийся в собственности Балаковского муниципального района и расположенный по адресу: <адрес> (район Балаковского Дома-интерната для престарелых и инвалидов). Срок аренды земельного участка - 5 лет. В приказе определены начальный размер годовой арендной платы, шаг аукциона, технические условия подключения объекта к сетям инженерного и технического обеспечения, плата за подключение к сетям. Приказом определен состав аукционной комиссии.
Приложением N к приказу N было утверждено содержание извещения о проведении аукциона, подлежащего публикации в средствах массовой информации, проект договора аренды земли.
Извещение о проведении аукциона было опубликовано в газете "Балаковские вести" от <дата> N 21 д.
<дата> в адрес управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> поступило уведомление Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> N о поступлении жалобы ФИО7 на организатора аукциона и о необходимости приостановления торгов.
Во исполнение данного уведомления были приостановлены мероприятия по проведению аукциона по лоту N 17, о чем <дата> управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> издан приказ N 130, опубликованный в газете "Балаковские вести" от <дата> N (N
Представитель ответчика Л. в суде первой и апелляционной инстанций поясняла, что после проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по <адрес> проверки по доводам жалобы действия по проведению аукциона органом местного самоуправления были возобновлены, <дата> информация об этом размещена на сайте torgi.gov.ru., приказ о возобновлении аукциона не издавался, в средствах массовой информации и на сайте администрации Балаковского муниципального района <адрес> не публиковался.
Согласно протоколу приема заявок от <дата> по лоту N было подано три заявки на участие в аукционе, все три лица, подавших заявки, - П.Л.Ю., ФИО8 и ФИО9 - были допущены к участию в аукционе.
Аукцион состоялся <дата>, согласно протоколу об итогах аукциона победителем аукциона по лоту N объявлен П.Л.Ю. Сообщение об итогах аукциона было опубликовано в газете "Балаковские вести" от <дата> N.
<дата> приказом управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> N результаты аукциона по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок (лоты 1 - 17), состоявшегося <дата>, были отменены, произведен возврат задатков победителям аукциона по лотам NN N. При этом в приказе не были приведены фактические основания для отмены результатов аукциона. Приказ опубликован в газете "Балаковские вести" от <дата> N.
Об отмене результатов аукциона П.Л.Ю. был уведомлен управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> письмом от <дата>.
Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований П.Л.Ю. и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований. Отсутствие приказа о возобновлении аукциона по лоту N не является существенным нарушением норм закона, регламентирующих порядок проведения аукциона, поскольку не повлекло невозможность участия заинтересованных лиц в аукционе. Информация о возобновлении аукциона была размещена на сайте torgi.gov.ru., лица, желающие принять участие в аукционе, подали соответствующие заявки, аукцион проведен, определен его победитель, с которым должен быть заключен договор аренды земельного участка. Оснований для признания торгов по лоту N не состоявшимися в ходе судебного разбирательства не установлено. Судебная коллегия полагает, что при обнаружении каких-либо нарушений порядка проведения аукциона организатор торгов вправе был отказаться от проведения аукциона, однако этого сделано не было. Организатор торгов не является лицом, обладающим правом подачи заявления о признании результатов торгов недействительными, поскольку его права при проведении аукциона не были нарушены, правом подачи заявки на участие в аукционе организатор торгов не обладает, иные лица о нарушенных правах при проведении аукциона не заявляли.
Судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку автора жалобы на положения ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 48 приведенного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не должен нарушать права физических и юридических лиц. Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может быть поставлена в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Изданный управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района <адрес> <дата> приказ N об отмене результатов аукциона не отвечает требованиям закона. Вынесение данного приказа повлекло нарушение прав победителя аукциона по лоту N П.Л.Ю. на заключение договора аренды земельного участка, в связи с чем приказ обоснованно был признан судом недействительным и на ответчика возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с П.Л.Б. договор аренды земельного участка.
Судебные расходы распределены судом между сторонами с учетом положений ст. 98 ГПК РФ.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Балаковского районного суда Саратовской области от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)