Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю:
- Самсонова В.М., доверенность от 24.01.2011 N 286/01-23, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 4821;
- от ООО "Транспортная Промышленная Компания":
- Логинов Ю.М., доверенность от 09.10.2011, сроком действия на 1 год, паспорт <...>;
- от Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень:
- Подложнюк А.В., доверенность от 01.07.2011 N 12-1880, сроком действия на 1 год, удостоверение N 86;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень
апелляционное производство N 05АП-7077/2011, 05АП-7128/2011
на решение от 25.08.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-8150/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Транспортная Промышленная Компания" (ИНН 2503028750, ОГРН 1102503000841)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
третьи лица: ООО "Дельта" (ИНН 2536178818, ОГРН 1062536051664), Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень
о признании незаконными пунктов 1, 2 Решения от 27.04.2011 по делу N 08/08-2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная Промышленная Компания" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - "ответчик", "УФАС по Приморскому краю") от 27.04.2011 по делу N 08/08-2011 о признании факта нарушения Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов при наличии более одной заявки о предоставлении этих земельных участков, которое повлекло или могло повлечь ограничение конкуренции на рынке осуществления деятельности - по строительству указанных объектов на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение (в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов).
Решением от 25 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по настоящему делу судебным актом, Общество и Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень подали апелляционные жалобы.
В обоснование жалобы общество привело следующие доводы. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно оценил ситуацию, возникшую после получения обществом решений от 19 ноября 2010 года NN 2068-2072.
Кроме того, как полагает заявитель, УФАС по Приморскому краю не подведомственны споры, возникающие из земельных отношений.
По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы общества и администрации о том, что ООО "Дельта" как не зарегистрированное на территории ЗАТО "Большой камень", в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" не может принимать участие в совершении сделок с недвижимым имуществом.
Признание арбитражным судом первой инстанции права регулирования земельных имущественных отношений Постановлением Правительства от 11 июня 1996 года N 693 противоречит Земельному кодексу РФ и в части, ему противоречащей не может применяться.
Администрация, апелляционная жалоба которой содержит аналогичные доводы, их поддержала.
Общество и администрация просят решение суда первой инстанции отменить.
Управление представило отзыв, из содержания которого следует, что оно считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Дельта", извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие представителя ООО "Дельта".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 28.09.2010 ООО "Транспортная Промышленная Компания" обратилось в администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень с заявлением (вх. N 16-7129 - N 16-7133) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков:
- площадью 1,25 га, расположенный примерно в 1070 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 3 га. расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 0,75 га, расположенный примерно в 820 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 9 га, расположенный примерно в 350 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 2, для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна);
- площадью 12 га, расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень, в Производственной зоне N П 2, для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна).
- 21.10.2010 в администрацию поступило заявление от ООО "Транспортная Промышленная Компания" (вх. N 16-7724) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков для строительства комплекса по переработке зерна (портовый элеватор): площадью 12 га, расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства объектов комплекса по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 9 га, расположенный примерно в 350 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства объектов комплекса по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 0,75 га, расположенный примерно в 390 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 1,25 га, расположенный примерно в 1070 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 3 га, расположенный примерно в 820 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями.
19.11.2010 администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла постановления N 2068 - N 2072, которыми утвердила схемы расположения на кадастровом плане территории в целях использования под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна) и припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна следующие земельные участки: N 1989 общей площадью 3,4516 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 820 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1993 общей площадью 0,4257 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 816 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1986 общей площадью 0,5571 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 363 метрах на северо-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1988 общей площадью 1,9589 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 1084 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1994 общей площадью 0,6066 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 1013 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1990 общей площадью 12 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 98 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1991 общей площадью 7,5486 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 350 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1992 общей площадью 2,1680 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 242 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная.
30.11.2010 администрацией ГО ЗАТО Большой Камень в газете "ЗАТО" N 93 (844) были опубликованы сообщения о приеме заявлений по вопросу о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 5571 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 363 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 19589 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1084 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 34516 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 820 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 120000 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 98 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 75486 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 350 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 21680 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 242 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 4257 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 816 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 6066 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1013 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна.
06.12.2010 ООО "Дельта" обратилась с заявлением в Администрацию о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 21680 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 242 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора; площадью 75486 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 350 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора; площадью 6066 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1013 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 4257 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 816 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 34516 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 820 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 19589 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1084 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 5571 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 363 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 120000 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 98 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора.
29.12.2010 на основании п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления ООО "Транспортная Промышленная Компания" Администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла постановления N 2352-2359 о предоставлении земельных участков, в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона).
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта", не согласившись с действиями Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по предоставлению в аренду земельных участков ООО "Транспортная Промышленная Компания" для строительства элеватора и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов на предмет соответствия этих действий антимонопольном законодательству, обратилось в Управление ФАС России с заявлением исх. N 75 от 09.02.2011, вх. N 840 от 15.02.2011 о проверке ее действий.
Решением от 27.04.2011 по делу N 8/08-2011 Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю признала факт нарушения Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов при наличии более одной заявки о предоставлении этих земельных участков, которое повлекло или могло повлечь ограничение конкуренции на рынке осуществления деятельности - по строительству указанных объектов на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение (в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов) и прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень и ООО "Транспортная Промышленная Компания" в части нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием этого нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях.
Общество обжаловало указанное решение, обратившись с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Приморского края, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела следует, что Администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла решение о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без предварительного согласования размещения объекта в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденными Решением Думы ГО ЗАТО Большой Камень от 14.01.2010 N 420.
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка (подпункт 1): выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3).
Руководствуясь приведенными выше нормами права, коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок после предварительной и заблаговременной публикации соответствующего сообщения предоставление такого участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта может осуществляться только по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, после опубликования сообщения о приеме заявлений в газете "ЗАТО" от 30.11.2010 от ООО "Дельта" поступили заявления о предоставлении земельных участков, указанных в публикации. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает право иных заинтересованных лиц обратиться с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении земельных участков при наличии обращения первого из заинтересованных лиц, которое послужило поводом для публикации сообщения о приеме заявлений. Это право не ограничено во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц. Земельный кодекс также не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов на земельные участки.
Таким образом, поскольку на одни и те же земельные участки после предварительной публикации соответствующего сообщения имелось две заявки - от ООО "Транспортная Промышленная Компания" и ООО "Дельта" - у администрации городского округа ЗАТО Большой Камень не имелось оснований для принятия постановлений о предоставлении земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов, администрация ГО ЗАТО Большой Камень должна была принять решения (постановления) о проведении торгов (конкурса, аукциона) на право заключения договоров аренды этих земельных участков.
Кроме изложенного выше, давая оценку правомерности спорного решения УФАС, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сообщение о приеме заявлений, опубликованное администрацией в газете "ЗАТО", не направлено на обеспечение равного доступа к использованию указанных в нем земельных участков, не содержит прямого указания на наличие предлагаемых для передачи земельных участков, а также о том, что принимаются заявления о предоставлении указанных земельных участков, что противоречит пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ. В сообщении также отсутствовал срок, в течение которого заявления подлежат приемке, что не соответствует требованию о заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков.
С учетом изложенного выше, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятые администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень постановления N 2352-N 2359 от 29.12.2010 о предоставлении земельных участков без проведения торгов при наличии заявлений ООО "Дельта" свидетельствуют о преимущественном положении ООО "Транспортная Промышленная Компания" перед другими участниками в вопросе предоставления земельных участков, ограничивают конкуренцию хозяйствующих субъектов, а действия Администрации образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Общества о том, что ООО "Дельта" не может являться претендентом на получение земельного участка для осуществления деятельности по строительству элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, а также подавать заявление (заявку) на предоставление указанных земельных участков для осуществления строительной деятельности, так как к сделкам с недвижимостью, согласно статьи 8 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", допускаются только юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории ЗАТО, судом апелляционной коллегии отклоняется, поскольку указанное выше не ограничивает права субъектов, не зарегистрированных на территории ЗАТО, но осуществляющих на указанной территории деятельность через филиалы и представительства, подавать заявки на участие в торгах.
Даже если принять во внимание те ограничения, которые установлены указанной статьей в отношении сделок с недвижимым имуществом то следует учитывать и исключение их указанного правила, согласно которому участие юридических лиц, не указанных в пункте 1 этой статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.
В рассматриваемом случае, поскольку ООО "Дельта" не ограничено в праве на участие в торгах в силу приведенных выше норм Земельного кодекса РФ, то оно имело право подать заявку и участвовать в этих торгах, по результатам проведения которых орган местного самоуправления должен принять решение о совершении сделки с указанным лицом, либо отказе в ее совершении с соответствующей мотивировкой. Однако указанная процедура была нарушена.
Кроме того, следует учитывать, что особенности землепользования в закрытом административном образовании устанавливаются статьей 6 Федерального закона от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Пунктом 4 статьи 6 Закона о ЗАТО установлено, что особый режим использования земель в этих образованиях устанавливается по решению Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Положение).
Данное положение разработано в соответствии и во исполнение Закона о ЗАТО в целях создания условий для безопасного функционирования расположенных на территории закрытого образования объектов Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Деятельность юридических лиц на территории ЗАТО определяется пунктом 30 раздела YII Положения, в соответствии с которым на территории закрытого образования зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства) осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Таким образом, Правительством РФ на территории закрытого образования разрешается деятельность юридических лиц не только зарегистрированных на территории ЗАТО, но и юридических лиц, в установленном порядке поставленных на учет по месту нахождения своего филиала на территории закрытого образования.
Для осуществления деятельности юридическим лицам необходимо недвижимое имущество (помещения, здания), для отдельных видов деятельности, например, строительной деятельности, земельные участки.
Юридические лица, поставленные на учет по месту нахождения своего филиала (представительства) на территории закрытого образования, для осуществления своей деятельности вправе приобретать в пользование недвижимое имущество, земельные участки.
Юридические лица, поставленные на учет по месту нахождения своих филиалов в закрытом образовании вправе осуществлять деятельность на территории этого закрытого образования, а также вправе приобретать (получать) в пользование недвижимое имущество, в том числе, земельные участки для осуществления деятельности, при этом, орган местного, самоуправления не вправе ограничивать юридических лиц, а также их филиалы, представительства в реализации данных прав.
Материалами проверки подтверждается, что ООО "Дельта" является юридическим лицом, зарегистрированным ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока 09.11.2006, свидетельство о регистрации юридического лица серия 25 N 002756641, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1062536056164, поставлено 31.10.2008 на учет в Межрайонной ИФНС N 1 по Приморскому краю по месту нахождения обособленного подразделения Филиал ЗАТО г. Большой Камень - по ул. Рабочая, 8 "в" (уведомление ИФНС N 1 от 21.11.2008 N 461428).
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень отсутствовали правовые основания для ограничения права ООО "Дельта", зарегистрированного в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в ЗАТО Большой Камень осуществлять деятельность на территории, в том числе обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельных участков для строительства, получать их в пользование, а также участвовать в торгах.
Постановлением от 29.03.2011 N 416 Администрация ГО ЗАТО Большой Камень отменила постановления от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна на территории ГО ЗАТО Большой Камень без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Учитывая то, что вывод Управления о нарушении Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359, является законным и обоснованным, пункт 2 оспариваемого постановления о прекращении рассмотрения дела в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, то есть в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов, отмене не подлежит и оснований для признания его незаконным не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 августа 2011 года по делу N А51-8150/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2011 N 05АП-7077/2011 ПО ДЕЛУ N А51-8150/2011
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2011 г. N 05АП-7077/2011
Дело N А51-8150/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной
судей Н.В. Алферовой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю:
- Самсонова В.М., доверенность от 24.01.2011 N 286/01-23, сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 4821;
- от ООО "Транспортная Промышленная Компания":
- Логинов Ю.М., доверенность от 09.10.2011, сроком действия на 1 год, паспорт <...>;
- от Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень:
- Подложнюк А.В., доверенность от 01.07.2011 N 12-1880, сроком действия на 1 год, удостоверение N 86;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень
апелляционное производство N 05АП-7077/2011, 05АП-7128/2011
на решение от 25.08.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-8150/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Транспортная Промышленная Компания" (ИНН 2503028750, ОГРН 1102503000841)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170)
третьи лица: ООО "Дельта" (ИНН 2536178818, ОГРН 1062536051664), Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень
о признании незаконными пунктов 1, 2 Решения от 27.04.2011 по делу N 08/08-2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная Промышленная Компания" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными пунктов 1, 2 Решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - "ответчик", "УФАС по Приморскому краю") от 27.04.2011 по делу N 08/08-2011 о признании факта нарушения Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов при наличии более одной заявки о предоставлении этих земельных участков, которое повлекло или могло повлечь ограничение конкуренции на рынке осуществления деятельности - по строительству указанных объектов на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение (в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов).
Решением от 25 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по настоящему делу судебным актом, Общество и Администрация городского округа ЗАТО Большой Камень подали апелляционные жалобы.
В обоснование жалобы общество привело следующие доводы. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции неправильно оценил ситуацию, возникшую после получения обществом решений от 19 ноября 2010 года NN 2068-2072.
Кроме того, как полагает заявитель, УФАС по Приморскому краю не подведомственны споры, возникающие из земельных отношений.
По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно отклонил доводы общества и администрации о том, что ООО "Дельта" как не зарегистрированное на территории ЗАТО "Большой камень", в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" не может принимать участие в совершении сделок с недвижимым имуществом.
Признание арбитражным судом первой инстанции права регулирования земельных имущественных отношений Постановлением Правительства от 11 июня 1996 года N 693 противоречит Земельному кодексу РФ и в части, ему противоречащей не может применяться.
Администрация, апелляционная жалоба которой содержит аналогичные доводы, их поддержала.
Общество и администрация просят решение суда первой инстанции отменить.
Управление представило отзыв, из содержания которого следует, что оно считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Дельта", извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило. Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества в отсутствие представителя ООО "Дельта".
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 28.09.2010 ООО "Транспортная Промышленная Компания" обратилось в администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень с заявлением (вх. N 16-7129 - N 16-7133) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков:
- площадью 1,25 га, расположенный примерно в 1070 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 3 га. расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 0,75 га, расположенный примерно в 820 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 4, для строительства припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна;
- площадью 9 га, расположенный примерно в 350 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень в Производственной зоне N П 2, для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна);
- площадью 12 га, расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 а в г. Большой Камень, в Производственной зоне N П 2, для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна).
- 21.10.2010 в администрацию поступило заявление от ООО "Транспортная Промышленная Компания" (вх. N 16-7724) о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков для строительства комплекса по переработке зерна (портовый элеватор): площадью 12 га, расположенный примерно в 450 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства объектов комплекса по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 9 га, расположенный примерно в 350 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства объектов комплекса по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 0,75 га, расположенный примерно в 390 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 1,25 га, расположенный примерно в 1070 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями;
- площадью 3 га, расположенный примерно в 820 м на юго-запад от ориентира, адрес ориентира: ул. Колхозная, 105 в г. Большой Камень, для строительства отгрузочных устройств зерна на суда, входящих в комплекс по переработке зерна (элеватор зерновой) с подъездными путями.
19.11.2010 администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла постановления N 2068 - N 2072, которыми утвердила схемы расположения на кадастровом плане территории в целях использования под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна) и припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна следующие земельные участки: N 1989 общей площадью 3,4516 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 820 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1993 общей площадью 0,4257 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 816 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1986 общей площадью 0,5571 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 363 метрах на северо-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1988 общей площадью 1,9589 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 1084 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1994 общей площадью 0,6066 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 1013 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1990 общей площадью 12 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 98 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1991 общей площадью 7,5486 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 350 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная; N 1992 общей площадью 2,1680 га, расположенный в ЗАТО Большой Камень в 242 метрах на юго-запад от здания N 105а по ул. Колхозная.
30.11.2010 администрацией ГО ЗАТО Большой Камень в газете "ЗАТО" N 93 (844) были опубликованы сообщения о приеме заявлений по вопросу о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 5571 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 363 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 19589 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1084 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 34516 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 820 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 120000 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 98 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 75486 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 350 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 21680 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 242 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора (сооружения для хранения зерна); площадью 4257 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 816 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 6066 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1013 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна.
06.12.2010 ООО "Дельта" обратилась с заявлением в Администрацию о предоставлении в аренду земельных участков: площадью 21680 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 242 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора; площадью 75486 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 350 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора; площадью 6066 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1013 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 4257 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 816 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 34516 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 820 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 19589 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 1084 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 5571 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 363 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна; площадью 120000 кв. м, расположенный в ГО ЗАТО Большой Камень в 98 м на юго-запад от здания N 105 а по ул. Колхозная под строительство элеватора.
29.12.2010 на основании п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления ООО "Транспортная Промышленная Компания" Администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла постановления N 2352-2359 о предоставлении земельных участков, в аренду без проведения торгов (конкурса, аукциона).
Общество с ограниченной ответственностью "Дельта", не согласившись с действиями Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень по предоставлению в аренду земельных участков ООО "Транспортная Промышленная Компания" для строительства элеватора и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов на предмет соответствия этих действий антимонопольном законодательству, обратилось в Управление ФАС России с заявлением исх. N 75 от 09.02.2011, вх. N 840 от 15.02.2011 о проверке ее действий.
Решением от 27.04.2011 по делу N 8/08-2011 Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю признала факт нарушения Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов при наличии более одной заявки о предоставлении этих земельных участков, которое повлекло или могло повлечь ограничение конкуренции на рынке осуществления деятельности - по строительству указанных объектов на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение (в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов) и прекратила рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень и ООО "Транспортная Промышленная Компания" в части нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием этого нарушения в рассматриваемых Комиссией действиях.
Общество обжаловало указанное решение, обратившись с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Приморского края, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из материалов дела следует, что Администрация ГО ЗАТО Большой Камень приняла решение о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и припортовых и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без предварительного согласования размещения объекта в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа ЗАТО Большой Камень, утвержденными Решением Думы ГО ЗАТО Большой Камень от 14.01.2010 N 420.
Пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка (подпункт 1): выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка (подпункт 3).
Руководствуясь приведенными выше нормами права, коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что при наличии двух и более заявок на один и тот же земельный участок после предварительной и заблаговременной публикации соответствующего сообщения предоставление такого участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта может осуществляться только по результатам проведения торгов (конкурса, аукциона).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, после опубликования сообщения о приеме заявлений в газете "ЗАТО" от 30.11.2010 от ООО "Дельта" поступили заявления о предоставлении земельных участков, указанных в публикации. При этом Земельный кодекс РФ не ограничивает право иных заинтересованных лиц обратиться с заявлением в орган местного самоуправления о предоставлении земельных участков при наличии обращения первого из заинтересованных лиц, которое послужило поводом для публикации сообщения о приеме заявлений. Это право не ограничено во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц. Земельный кодекс также не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов на земельные участки.
Таким образом, поскольку на одни и те же земельные участки после предварительной публикации соответствующего сообщения имелось две заявки - от ООО "Транспортная Промышленная Компания" и ООО "Дельта" - у администрации городского округа ЗАТО Большой Камень не имелось оснований для принятия постановлений о предоставлении земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов, администрация ГО ЗАТО Большой Камень должна была принять решения (постановления) о проведении торгов (конкурса, аукциона) на право заключения договоров аренды этих земельных участков.
Кроме изложенного выше, давая оценку правомерности спорного решения УФАС, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что сообщение о приеме заявлений, опубликованное администрацией в газете "ЗАТО", не направлено на обеспечение равного доступа к использованию указанных в нем земельных участков, не содержит прямого указания на наличие предлагаемых для передачи земельных участков, а также о том, что принимаются заявления о предоставлении указанных земельных участков, что противоречит пункту 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ. В сообщении также отсутствовал срок, в течение которого заявления подлежат приемке, что не соответствует требованию о заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков.
С учетом изложенного выше, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятые администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень постановления N 2352-N 2359 от 29.12.2010 о предоставлении земельных участков без проведения торгов при наличии заявлений ООО "Дельта" свидетельствуют о преимущественном положении ООО "Транспортная Промышленная Компания" перед другими участниками в вопросе предоставления земельных участков, ограничивают конкуренцию хозяйствующих субъектов, а действия Администрации образуют состав нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Довод Общества о том, что ООО "Дельта" не может являться претендентом на получение земельного участка для осуществления деятельности по строительству элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна на территории городского округа ЗАТО Большой Камень, а также подавать заявление (заявку) на предоставление указанных земельных участков для осуществления строительной деятельности, так как к сделкам с недвижимостью, согласно статьи 8 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", допускаются только юридические лица, расположенные и зарегистрированные на территории ЗАТО, судом апелляционной коллегии отклоняется, поскольку указанное выше не ограничивает права субъектов, не зарегистрированных на территории ЗАТО, но осуществляющих на указанной территории деятельность через филиалы и представительства, подавать заявки на участие в торгах.
Даже если принять во внимание те ограничения, которые установлены указанной статьей в отношении сделок с недвижимым имуществом то следует учитывать и исключение их указанного правила, согласно которому участие юридических лиц, не указанных в пункте 1 этой статьи, в совершении сделок, предусмотренных этим пунктом, допускается по решению органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования, согласованному с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование.
В рассматриваемом случае, поскольку ООО "Дельта" не ограничено в праве на участие в торгах в силу приведенных выше норм Земельного кодекса РФ, то оно имело право подать заявку и участвовать в этих торгах, по результатам проведения которых орган местного самоуправления должен принять решение о совершении сделки с указанным лицом, либо отказе в ее совершении с соответствующей мотивировкой. Однако указанная процедура была нарушена.
Кроме того, следует учитывать, что особенности землепользования в закрытом административном образовании устанавливаются статьей 6 Федерального закона от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
Пунктом 4 статьи 6 Закона о ЗАТО установлено, что особый режим использования земель в этих образованиях устанавливается по решению Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 года N 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Положение).
Данное положение разработано в соответствии и во исполнение Закона о ЗАТО в целях создания условий для безопасного функционирования расположенных на территории закрытого образования объектов Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Деятельность юридических лиц на территории ЗАТО определяется пунктом 30 раздела YII Положения, в соответствии с которым на территории закрытого образования зарегистрированные в установленном порядке юридические лица (филиалы, представительства) осуществляют деятельность, направленную на решение производственных задач и удовлетворение социально-культурных и иных потребностей жителей закрытого образования.
Таким образом, Правительством РФ на территории закрытого образования разрешается деятельность юридических лиц не только зарегистрированных на территории ЗАТО, но и юридических лиц, в установленном порядке поставленных на учет по месту нахождения своего филиала на территории закрытого образования.
Для осуществления деятельности юридическим лицам необходимо недвижимое имущество (помещения, здания), для отдельных видов деятельности, например, строительной деятельности, земельные участки.
Юридические лица, поставленные на учет по месту нахождения своего филиала (представительства) на территории закрытого образования, для осуществления своей деятельности вправе приобретать в пользование недвижимое имущество, земельные участки.
Юридические лица, поставленные на учет по месту нахождения своих филиалов в закрытом образовании вправе осуществлять деятельность на территории этого закрытого образования, а также вправе приобретать (получать) в пользование недвижимое имущество, в том числе, земельные участки для осуществления деятельности, при этом, орган местного, самоуправления не вправе ограничивать юридических лиц, а также их филиалы, представительства в реализации данных прав.
Материалами проверки подтверждается, что ООО "Дельта" является юридическим лицом, зарегистрированным ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока 09.11.2006, свидетельство о регистрации юридического лица серия 25 N 002756641, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1062536056164, поставлено 31.10.2008 на учет в Межрайонной ИФНС N 1 по Приморскому краю по месту нахождения обособленного подразделения Филиал ЗАТО г. Большой Камень - по ул. Рабочая, 8 "в" (уведомление ИФНС N 1 от 21.11.2008 N 461428).
Коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень отсутствовали правовые основания для ограничения права ООО "Дельта", зарегистрированного в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в ЗАТО Большой Камень осуществлять деятельность на территории, в том числе обращаться в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельных участков для строительства, получать их в пользование, а также участвовать в торгах.
Постановлением от 29.03.2011 N 416 Администрация ГО ЗАТО Большой Камень отменила постановления от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна на территории ГО ЗАТО Большой Камень без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Учитывая то, что вывод Управления о нарушении Администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в принятии постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359, является законным и обоснованным, пункт 2 оспариваемого постановления о прекращении рассмотрения дела в отношении Администрации ГО ЗАТО Большой Камень в части нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, то есть в связи с отменой постановлений от 29.12.2010 N 2352-N 2359 о предоставлении земельных участков для строительства элеватора (сооружения для хранения зерна) и портовых сооружений для выгрузки/погрузки зерна без проведения торгов, отмене не подлежит и оснований для признания его незаконным не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 августа 2011 года по делу N А51-8150/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи
Н.В.АЛФЕРОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)