Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.07.2014 N 33-3048/2014

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. N 33-3048/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.,
судей Герман М.В., Косарева И.Э.,
при секретаре М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года, которым были удовлетворены заявленные к ней исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя администрации МО "Колтушское сельское поселение" Н., поддержавшей доводы жалобы, старшего помощника Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Бокуц Е.Ю., возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, находящуюся около разработанного карьера у населенного пункта Орово, путем вывоза отходов на лицензированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований истец указывал, что комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Всеволожского района Ленинградской области, в результате которой на территории МО "Колтушское сельское поселение" были выявлены три места несанкционированного сброса грунта с отходами производства и потребления непосредственно на почву. Площадь захламленного земельного участка по визуальному наблюдению составляет 50 кв. м, общий объем размещенных на почве отходов - 30 куб. м. Ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по охране земель ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, находящихся на территории поселения, и негативно влияет на состояние природной среды.
В ходе судебного разбирательства в связи с поступлением сведений о том, что место размещения отходов расположено во Всеволожском участковом лесничестве, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ЛОГКУ "Ленобллес" (л.д. 20).
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года исковые требования природоохранного прокурора были удовлетворены, суд постановил обязать администрацию МО "Колтушское сельское поселение" ликвидировать несанкционированную свалку отходов (л.д. 44 - 45).
В апелляционной жалобе администрация МО "Колтушское сельское поселение" просит обжалуемое решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных к ней природоохранным прокурором требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение имеющих значение для дела обстоятельств. Так, при принятии решения суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии со ст. 14 Областного закона "Об обращении с отходами в Ленинградской области" от 04.03.2010 N 7-ОЗ органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В случае передачи земельного участка в собственность, владение, пользование иным лицам, бремя содержания участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами несет, соответственно, собственник, землевладелец либо арендатор. Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что правообладателем земельного участка, на котором образована несанкционированная свалка, является ЛОГКУ "Ленобллес", администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие иных извещенных, но неявившихся лиц, участвующих в деле, включая ответчика ЛОГКУ "Ленобллес", судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что на территории МО "Колтушское сельское поселение", около разработанного карьера у населенного пункта Орлово, были выявлены три места несанкционированного сброса отходов производства и потребления непосредственно на почву. Площадь захламленного земельного участка составляет 50 кв. м, общий объем размещенных на почве отходов - 30 куб. м.
Материалами дела также подтверждается, что место размещения отходов расположено на территории Всеволожского участкового лесничества квартал 74 выдел 13 - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", и в чью-либо аренду указанный земельный участок не предоставлен (л.д. 22).
Разрешая исковые требования и принимая решение о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию МО "Колтушское сельское поселение", суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Обязанность органов местного самоуправления предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам, предусмотрена пунктами 4, 5 статьи 14 Областного закона Ленинградской области от 04.03.2010 N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области". При наличии у земельного участка собственника, землепользователя, землевладельца либо арендатора такая обязанность возлагается на соответствующее лицо.
В то же время, находящийся на территории муниципального образования "Колтушское сельское поселение" земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка, в аренду либо в пользование на ином праве не передан. Согласно положениям приобщенного к материалам дела устава ЛОГКУ "Ленобллес", созданного для организации исполнения государственных полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в сферу его ведения обязанность по принятию мер по защите земель лесного фонда от загрязнения и недопущению организации на них свалок отходов и их ликвидации не входит (п. 2.2.6 устава).
В связи с изложенным, вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки на ЛОКГУ "Ленобллес", на территории Всеволожского участкового лесничества которого она находится, не имеется. Возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию МО "Колтушское сельское поселение" произведено судом правомерно, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, разрешая спор с удовлетворением иска в части требований, обращенных к местной администрации, суд первой инстанции в нарушение требований процессуального законодательства (ст. 195 - 198 ГПК РФ) в резолютивной части решения не указал на результат рассмотрения требований в отношении ЛОГКУ "Ленобллес", в связи с чем судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в иске к ЛОКГУ "Ленобллес".
Руководствуясь ст. 327.1, ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Резолютивную часть решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года дополнить абзацем следующего содержания:
в удовлетворении исковых требований прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ЛОКБУ "Ленобллес" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов - отказать.
В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО "Колтушское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)