Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.03.2015 N 15АП-14718/2011 ПО ДЕЛУ N А32-28549/2011

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2015 г. N 15АП-14718/2011

Дело N А32-28549/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.,
при участии:
- от истца - Гордиенко М.Г. по доверенности от 05.08.2014;
- от ответчика - Романадзе С.Ф. по доверенности от 26.08.2013
от ФКУ Упрдор "Черноморье" - Свиридкина Е.А. по доверенности N 49 от 06.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Куправы Резо Кукуриевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07 ноября 2011 года по делу N А32-28549/2011
по иску Департамента олимпийского наследия Краснодарского края
к индивидуальному предпринимателю Куправе Резо Кукуриевичу,
при участии третьих лиц - ФКУ Упрдор "Черноморье", администрации муниципального образования города-курорта Сочи, общества с ограниченной ответственностью "АФК-Аудит" о прекращении права собственности на объекты недвижимости, принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,

установил:

Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ИП Куправе Резо Кукуриевичу (далее - ИП Куправа Р.К., ответчик) об изъятии для федеральных нужд в собственность Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенного по адресу: город Сочи, ул. Горького, 72, и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества с перечислением ИП Куправе Р.К. денежной суммы в размере 77 213 434 руб., прекращении права собственности ИП Куправы Р.К. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м и расположенные на нем объекты недвижимости, обязании освободить земельный участок.
Исковое требование департамента об обязании ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" перечислить на банковский счет ИП Куправы Р.К. 77 213 434 руб. в счет компенсации убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием для федеральных нужд земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:10, и расположенных на нем объектов недвижимости выделены в отдельное производство.
Ответчик ИП Куправа Р.К. подал встречный иск о признании недостоверным отчета об оценке изымаемого у него имущества и убытков, причиненных таким изъятием, выполненного ООО "АФК-Аудит".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.11.2011 исковые требования департамента удовлетворены. Суд обязал федеральное казенное учреждение "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" перечислить на банковский счет ИП Куправы Р.К. 77 213 434 руб. в счет компенсации убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием для федеральных нужд путем прекращения права собственности ИП Куправы Р.К. на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Горького, 72, и расположенные на нем иные объекты недвижимости, принадлежащие ИП Куправе Р.К. Производство по встречному иску прекращено в связи с отказом предпринимателя от исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Куправа Р.К. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда от 07.11.2011 изменить в части присужденной к взысканию в его пользу суммы компенсации, увеличив ее до 127 095 276 рублей. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель указывает, что судом произведено изъятие имущества ответчика без разрешения вопросов о равноценном возмещении изъятого имущества. Сведения в отчете об оценке ООО "АФК-Аудит" N 1185/2011 являются недостоверными. Департамент не включил в соглашение об изъятии убытки в отношении административного здания (литер А), административно-торгового комплекса (литер Д-Е), поскольку указанные объекты были реконструированы без соответствующего разрешения. Недвижимое имущество (литеры А, Д и Е), на которые у предпринимателя имеются свидетельства о праве собственности (N 878107, N 717948 и N 878106), имеют вспомогательное назначение и для их реконструкции разрешения не требуется. Передача указанного имущества безвозмездно противоречит положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации. В настоящее время спорные постройки снесены в связи с исполнением решения суда от 06.09.2011, что лишило возможности проведения судебной строительной экспертизы в отношении спорных объектов.
Определением суда апелляционной инстанции от 10.04.2012 производство по настоящему делу приостановлено до вступления в силу окончательного судебного акта по делу N А32-14995/2011.
Определением суда от 15.10.2014 производство по делу возобновлено.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Куправе Р.К. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Горького, 72, а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества: здание навеса на заправочной литер Г1, общей площадью 85 кв. м; здание административного блока, литер Ж, общей площадью 733,4 кв. м; нежилое здание административное, литер А, Б, Г, общей площадью 310 кв. м, здание диспетчерской, литер В, В1, общей площадью 59,2 кв. м, здание склада, литер Е, общей площадью 26,9 кв. м, здание гаража, литер Д, общей площадью 47 кв. м.
Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 788-р от 16.08.2010 для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер" Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)", который будет образован в результате раздела земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Горького,72, в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.07.2009 N 316 изъят путем прекращения права собственности Куправа Р.К. земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2011 по делу N А32-16416/2011 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Горького, 72, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества: здание навеса на заправочной литер Г1, общей площадью 85 кв. м; здание административного блока, литер Ж, общей площадью 733,4 кв. м; нежилое здание административное, литер А, Б, Г, общей площадью 310 кв. м, здание диспетчерской, литер В, В1, общей площадью 59,2 кв. м, здание склада, литер Е, общей площадью 26,9 кв. м, здание гаража, литер Д, общей площадью 47 кв. м изъят для федеральных нужд в собственность Российской Федерации с прекращением права собственности Куправа Р.К. на указанные земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Суд обязал Куправа Р.К. освободить земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:10 площадью 3030 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Горького, 72.
На основании отчета N 1185/2011 об оценке рыночной стоимости принадлежащего предпринимателю недвижимого имущества, подлежащего изъятию и размера убытков, подлежащих возмещению, департаментом подготовлен проект соглашения, пунктом 2 раздела 2 которого предусмотрена выплата Куправе Р.К. 77 213 434 руб. компенсации. Указанное соглашение предпринимателем не подписано.
С целью принудительного изъятия земельного участка и обязания ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" перечислить соответствующую сумму компенсации ИП Куправе Р.К. Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации к основаниям прекращения права собственности отнесено отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка в порядке статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации допускается в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в силу статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, убытки.
Статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации установлено корреспондирующее предписаниям Конституции Российской Федерации правило о запрете принудительного отчуждения земельного участка для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок изъятия земельных участков в целях строительства олимпийских объектов определен статьей 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310-ФЗ).
Согласно пунктам 16, 17, 18 названной статьи решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края. При этом допускается принятие указанного решения, в том числе в случае, если права на указанные земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
В случае, если в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов предусмотрено образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, решение принимается до образования земельного участка из существующего земельного участка после осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Установленной указанной статьей процедурой также предусмотрено определение оценщиком на договорной основе рыночной стоимости изымаемых земельных участков и находящихся на них иных объектов недвижимого имущества, а также убытков, причиненных таких изъятием. Отчет об оценке является основанием заключения соглашения, содержащего, в том числе, условия о выкупной цене земельного участка и (или) иного объекта недвижимости, размере убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Соглашение должно содержать выкупную цену имущества, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием и иные существенные условия.
По смыслу положений статьи 15 Закона N 310-ФЗ принятое администрацией Краснодарского края решение об изъятии может считаться исполненным только при фактически заключенном соглашении об условиях изъятия имущества и выплаченных правообладателю рыночной стоимости изымаемых земельных участков и находящихся на них иных объектов недвижимого имущества, а также убытков, причиненных таким изъятием.
В случае, если соглашение не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымается имущество, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрации Краснодарского края или органу местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи предоставлено право на обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении прав на них и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества (пункт 31 статьи 15 Закона N 310-ФЗ).
Согласно пункту 33.2 статьи 15 Закона N 310-ФЗ по вышеназванному иску судом принимается решение как об изъятии, так и о предоставлении денежной компенсации, которая в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляется на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом.
В рамках настоящего дела ИП Куправа Р.К. выразил несогласие с определенной департаментом суммой компенсации за изъятие принадлежащего ему имущества, указав на недостоверность выводов эксперта, изложенных в отчете от 02.02.2011 N 1185/2011, на основании которого департаментом определена сумма компенсации.
Согласно указанному отчету рыночная стоимость объекта оценки составила 72 806 246 руб., из которых: рыночная стоимость земельного участка - 28 445 677 руб.; зданий - 41 091 315 руб.; иных правомерно возведенных объектов - 3 269 254 руб.; размер убытков, причиненных изъятием - 19 292 159 руб.
В силу с ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции принимает во внимание преюдициальное значение обстоятельств, установленных постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А32-14995/2011, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 07.08.2014, которым ИП Куправе Р.К. отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недостоверным отчета от 02.02.2011 N 1185/2011, подготовленного ООО "АКФ-Аудит", об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:10 и находящихся на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества.
По данному делу суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что по результатам судебной экспертизы установлено соответствие отчета N 1185/2011 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченных федеральных органов, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценки. Расхождение установленной различными оценщиками величины рыночной стоимости исследуемых объектов само по себе не может являться свидетельством недостоверности одного из отчетов (заключений).
Таким образом, достоверность отчета об оценке рыночной стоимости имущества ИП Куправы Р.К., подлежащего изъятию, установлена в судебном порядке.
Ссылка предпринимателя на то обстоятельство, что в сумму компенсации департаментом необоснованно не включена сумма убытков в отношении административного здания и административно-торгового комплекса, не принимается апелляционным судом.
Из материалов дела усматривается, что на принадлежащем ИП Куправе Р.К. земельном участке находились объекты недвижимости, принадлежавшие предпринимателю на праве собственности, а именно: здание навеса на заправочной (литера Г1) общей площадью 85 кв. м; здание административного блока (литера Ж) общей площадью 733, 4 кв. м; административное здание (литеры А, Б, Г) общей площадью 310 кв. м; здание диспетчерской (литеры В, В1) общей площадью 59,2 кв. м; здание склада (литера Е) общей площадью 26,9 кв. м; здание гаража (литера Д) общей площадью 47 кв. м.
Из отчета об определении рыночной стоимости принадлежащего предпринимателю имущества N 1185/2011 следует, что в итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости, расположенных на изымаемом земельном участке, включена стоимость всех вышеперечисленных объектов, в том числе: нежилое административное здание (лит. А, Б, Г), здание гаража (лит. Д), здание склада (лит. Е), которые впоследствии были переоборудованы (лист 3 отчета - т. 3 л.д. 3).
В соответствии с пунктами 25, 26 статьи 15 Закона N 310-ФЗ соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, должно содержать:
1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности;
2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием.
Согласно части 23.1 статьи 15 Закона N 310-ФЗ правообладатели подлежащих изъятию в целях размещения олимпийских объектов в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества обязаны представить в администрацию Краснодарского края имеющиеся у них копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на указанные земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, а также обеспечить доступ к указанным земельным участкам и (или) расположенным на них иным объектам недвижимого имущества в целях выполнения кадастровых работ, работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации, определения их рыночной стоимости не позднее двух рабочих дней со дня получения правообладателями соответствующих обращений администрации Краснодарского края.
В случаях, если копии соответствующих правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов не представлены и (или) правообладатели не обеспечили доступ к указанным земельным участкам и (или) расположенным на них иным объектам недвижимого имущества, такие правообладатели несут риски, связанные с оценкой земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, а также убытков, подлежащих возмещению в связи с их изъятием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Невключение департаментом в сумму компенсации определенного оценщиком размера убытков, связанных с изъятием административного здания (лит. А) и административно-торгового комплекса (лит. Д-Е), обусловлено тем, что указанные объекты реконструированы в отсутствие соответствующего разрешения. Государственная регистрация прав ИП Куправы Р.К. на данное имущество не произведена.
Ссылка предпринимателя на наличие у него свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество - литеры А, Д и Е, которое было реконструировано, не принимается апелляционным судом, поскольку после реконструкции указанные объекты перестали существовать в том виде и с теми характеристиками, которые указаны в правоустанавливающих документах.
Предприниматель указывает, что спорные строения имеют вспомогательное назначение, для реконструкции которых соответствующего разрешения не требуется.
Между тем, в настоящее время не представляется возможным определить характер изменений вышеназванных объектов недвижимости для вывода о необходимости получения разрешения на реконструкцию или отсутствии таковой по причине отсутствия спорных объектов.
Объект - "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер курортного проспекта" от км 172 федеральной автодороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПК "р. Агура", для строительства которого у предпринимателя изымался участок и расположенные на нем объекты, введен в эксплуатацию 28.01.2014 (разрешение N 03-1/2). Сумма компенсации в размере 77 213 434 руб. перечислена предпринимателю по платежному поручению N 3617331 от 16.11.2011.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 ноября 2011 года по делу N А32-28549/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Т.Р.ФАХРЕТДИНОВ

Судьи
М.В.ИЛЬИНА
О.Х.ТИМЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)