Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А41-10848/14

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А41-10848/14


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алиазова К.Ш. на решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2014 по делу N А41-10848/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,

установил:

Алиазов К.Ш. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) со следующими требованиями:
- определить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общей площадью 176 480 кв. м, кадастровый номер 50:03:0070380:21, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Петровское, участок находится примерно в 650 м по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: д. Спецово, д. 4е (далее - спорный земельный участок N 1) в размере его рыночной стоимости, соответствующей 33 908 867 рублей с момента установления кадастровой стоимости в отношении земельного участка;
- определить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, общей площадью 309 716 кв. м, кадастровый номер 50:03:0070380:9, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, сельское поселение Петровское, участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на юг, д. Дятлово, д. 2 (далее - спорный земельный участок N 2) в размере его рыночной стоимости, соответствующей 60 828 222 рублей с момента установления кадастровой стоимости в отношении земельного участка;
- определить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых домов с правом регистрации проживания в них и хозяйственных строений и сооружений, общей площадью 180 466 кв. м, кадастровый номер 50:03:0060480:149, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, примерно в 100 м от д. Богаиха, по направлению на севере (далее - спорный земельный участок N 3) в размере его рыночной стоимости, соответствующей 32 085 050 рублей с момента установления кадастровой стоимости в отношении земельного участка;
- обязать кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, в отношении спорного земельного участка N 1 указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно: 33 908 867 рублей;
- обязать кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, в отношении спорного земельного участка N 2 указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно: 60 828 222 рублей;
- обязать кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр объектов недвижимости, в отношении спорного земельного участка N 3 указав кадастровую стоимость в размере рыночной, а именно: 32 085 050 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Правительство Московской области (далее - Правительство), администрация Клинского муниципального района Московской области (далее - администрация), ИФНС по г. Клину Московской области (далее - инспекция), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - МИО МО), Алиазов Ш.В.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.05.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Алиазов К.Ш. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель Алиазова К.Ш. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель МИО МО в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей кадастровой палаты, управления, инспекции, Правительства, Алиазова Ш.В.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Алиазову К.Ш. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:03:0070380:21, 50:03:0070380:9; 50:03:0060280:149, расположенные в Московской области, Клинском районе, отнесенные к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, что подтверждается копиями кадастровых паспортов и свидетельств о государственной регистрации права на земельные участки.
Как указывает Алиазов К.Ш. в исковом заявлении, распоряжением Минэкологии от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2008;
- - средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.2008.
В соответствии с указанным распоряжением в отношении спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 402 рублей 59 копеек за 1 кв. м, что повлекло соответствующее изменение их кадастровой стоимости, исчисляемой путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь каждого земельного участка.
Для определения рыночной стоимости земельных участков Алиазов К.Ш. обратился к независимому оценщику. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков, рыночная стоимость меньше кадастровой стоимости.
В связи с тем, что завышенная кадастровая стоимость земельных участков увеличивает налогооблагаемую базу, Алиазов К.Ш. обратился в Арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на выбор ненадлежащего способа защиты своих прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба Алиазова К.Ш. не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В подпункте 11 пункта 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельного кодекса, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки).
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости) и в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 12.25 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, действовавшего в 2013 году, утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области относилось к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Для определения рыночной стоимости земельного участка судом может быть назначена экспертиза.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11 истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствии с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости. В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11, согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2013 N ВАС-8076/13 содержатся следующие выводы. В постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 указано, что то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 указывается, что правовые последствия установления судом рыночной стоимости земельного участка и внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости наступают с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
Исходя из названных позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не следует, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с более раннего момента.
Аналогичные выводы содержатся и в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2013 N ВАС-17879/12, в котором указано, что из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам части 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Следовательно, требование об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента не соответствует вышеуказанной позиции высшей судебной инстанции.
Кроме того, статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, которой предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, подлежит применению с учетом положений статьи 24.20 данного Закона, устанавливающей, что в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения спора о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Поскольку статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает два способа оспаривания кадастровой стоимости - в арбитражный суд и в административный орган, то положения статьи 24.20 об обязанности органа кадастрового учета вносить изменения в ГКН также должны распространяться на случаи изменения кадастровой стоимости как судом, так и административным органом. Данные выводы суда соответствуют сложившейся судебной практике, в частности, постановлению ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.02.2013 по делу N А74-4866/2011. Согласно данной норме, сведения об измененной кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере рыночной не означает недостоверности прежней кадастровой стоимости, и новая кадастровая стоимость может применяться лишь с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено апелляционным судом, на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.2009 N 121-РМ признано утратившим силу. В государственный кадастр недвижимости внесена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков в ноябре 2013 года. Данную стоимость Алиазов К.Ш. не оспаривает.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости даже без установления того периода, о котором просит истец, повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН и исключить из него вновь установленную в ноябре 2013 года кадастровую стоимость, которая обществом не оспаривалась.
Действие судебного акта по спору данной категории не может распространяться на правоотношения, предшествующие его принятию.
Решение по иску об оспаривании кадастровой стоимости может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, оно не является основанием для аннулирования ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Соответственно, датой внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка является дата вступления в силу судебного акта. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время, во всех правоотношениях, в которых она применяется, новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления в законную силу судебного акта.
Из доводов Алиазова К.Ш., материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 14.05.2014 по делу N А41-10848/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.Ю.БАРХАТОВ

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)