Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Фикс Э.А. (паспорт, доверенность от 19.09.2014), Зайнак О.А. (паспорт, доверенность от 09.06.2014),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "УралЕвроПарк"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2014 года
по делу N А50-10891/2014,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению ООО "УралЕвроПарк" (ОГРН 1095904000697, ИНН 5904201743)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми,
о признании решения незаконным,
установил:
ООО "УралЕвроПарк" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, о возложении на ответчика обязанности предоставить заявителю в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельный участок площадью 249 кв. м, расположенный южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28 в г. Перми, под модульный объект некапитального типа для хранения продуктов и услуги общепита.
В соответствии со ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми.
Решением суда от 25.08.2014 (резолютивная часть от 15.08.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 25.08.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что им испрашивался земельный участок под модульный объект некапитального типа для хранения продуктов и услуг общепита, где не предполагается оптовая и розничная торговля, и реализация товаров. Также в отсутствие утвержденного проекта планировки, содержащего красные линии, заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок частично расположен на территории общего пользования. Кроме того, нахождение земельного участка на землях общего пользования, по мнению заявителя, не влечет невозможности его предоставления в аренду. Заявитель просит решение суда от 25.08.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на получение отрицательных заключений функциональных органов по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Ответчик указывает на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории кварталов частично расположен на территории общего пользования, просит оставить решение суда от 25.08.2014 без изменения.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми против доводов апелляционной жалобы также возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.01.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 249 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28, для размещения модульного объекта некапитального типа для хранения продуктов и оказания услуг общепита.
Решением от 07.03.2014 ответчик отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на отрицательные заключения функциональных органов, а также на нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне АЗС.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрено ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.7 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
Пунктом 1.6 Порядка определены условия, при которых невозможно предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно заключениям Администрации Мотовилихинского района города Перми, Управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в аренду для испрашиваемых целей.
В заключении Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 04.02.2014 N 6381 также указано о невозможности предоставления земельного участка площадью 249 кв. м в аренду для размещения модульного объекта некапитального типа для хранения продуктов и услуг общепита, поскольку земельный участок в соответствии с проектом планировки (в части установления красных линий) и проектом межевания территории кварталов N 1727, 1782, ограниченных ул. Технической, ул. Дружбы, ул. Тургенева, ул. Добролюбова, ул. Макаренко Мотовилихинского района города Перми, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 08.07.2010 N 412, а также в соответствии с проектом детальной планировки жилого района Городские Горки - Садовый, утвержденным решением Исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от 02.06.1977 N 383, частично расположен на территории общего пользования.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, что подтверждается схемой расположения земельного участка относительно красных линий, утвержденных решением Пермского горисполкома от 02.08.1977 N 383. Ссылка заявителя на то, что красные линии могут быть установлены только проектом планировки территории, является необоснованной.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление в аренду земельного участка, находящегося на территории общего пользования, ограничит беспрепятственный доступ к нему неограниченного круга лиц, что противоречит положениям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также целевому использованию этих территорий.
Ссылка заявителя на возможность предоставления в аренду земельного участка из земель общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Иного разрешенного использования для испрашиваемого земельного участка, в том числе, предусматривающего размещение на землях общего пользования временного объекта, в установленном порядке не определено.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правительством Пермского края издано Постановление от 11.08.2010 N 483-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми не включен. В связи с чем, основания для размещения этого объекта на землях общего пользования отсутствуют.
Ссылка заявителя на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 3333/12 судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. изложенная в этом Постановлении правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, не тождественных обстоятельствам настоящего дела.
Довод заявителя о том, что предполагаемый к размещению объект не относится к торговым объектам, также подлежит отклонению. Как следует из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, в указанную Схему включены также нестационарные объекты, предназначенные для общественного питания и оказания услуг населению.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 25.08.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2014 года по делу N А50-10891/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2014 N 17АП-13919/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10891/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. N 17АП-13919/2014-ГК
Дело N А50-10891/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой О.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Фикс Э.А. (паспорт, доверенность от 19.09.2014), Зайнак О.А. (паспорт, доверенность от 09.06.2014),
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованных лиц - представители не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "УралЕвроПарк"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 25 августа 2014 года
по делу N А50-10891/2014,
принятое судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению ООО "УралЕвроПарк" (ОГРН 1095904000697, ИНН 5904201743)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
заинтересованные лица: Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми,
о признании решения незаконным,
установил:
ООО "УралЕвроПарк" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (ответчик) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, о возложении на ответчика обязанности предоставить заявителю в аренду сроком на 4 года 11 месяцев земельный участок площадью 249 кв. м, расположенный южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28 в г. Перми, под модульный объект некапитального типа для хранения продуктов и услуги общепита.
В соответствии со ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, Администрация Мотовилихинского района города Перми.
Решением суда от 25.08.2014 (резолютивная часть от 15.08.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 25.08.2014 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что им испрашивался земельный участок под модульный объект некапитального типа для хранения продуктов и услуг общепита, где не предполагается оптовая и розничная торговля, и реализация товаров. Также в отсутствие утвержденного проекта планировки, содержащего красные линии, заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок частично расположен на территории общего пользования. Кроме того, нахождение земельного участка на землях общего пользования, по мнению заявителя, не влечет невозможности его предоставления в аренду. Заявитель просит решение суда от 25.08.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на получение отрицательных заключений функциональных органов по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду. Ответчик указывает на то, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории кварталов частично расположен на территории общего пользования, просит оставить решение суда от 25.08.2014 без изменения.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми против доводов апелляционной жалобы также возражает, в отзыве на апелляционную жалобу указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 16.01.2014 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 249 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, южнее жилого дома по ул. Макаренко, 28, для размещения модульного объекта некапитального типа для хранения продуктов и оказания услуг общепита.
Решением от 07.03.2014 ответчик отказал в предоставлении земельного участка, ссылаясь на отрицательные заключения функциональных органов, а также на нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне АЗС.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, предусмотрено ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Условия предоставления земельных участков на территории города Перми для целей, не связанных со строительством, определены Пермской городской Думой путем принятия решения от 23.10.2007 N 260 "Об утверждении Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 1.7 указанного Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. Земельные участки для размещения временных объектов предоставляются исключительно в аренду без права приобретения земельного участка в собственность.
Пунктом 1.6 Порядка определены условия, при которых невозможно предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2.5. Порядка уполномоченный орган в сфере земельных отношений не позднее десяти дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку на соответствие критериям невозможности предоставления земельного участка.
При отсутствии указанных критериев уполномоченный орган в сфере земельных отношений направляет запросы в функциональные и территориальные органы администрации города Перми, перечень которых устанавливается администрацией города Перми, о подготовке заключения о возможности (невозможности) предоставления земельного.
Указанные в настоящем пункте органы в течение десяти дней с момента отправления запроса в порядке, по форме и содержанию, установленным администрацией города Перми, готовят и направляют в уполномоченный орган в сфере земельных отношений соответствующее заключение.
Уполномоченный орган в сфере земельных отношений в двухнедельный срок с момента поступления всех заключений принимает решение о возможности (невозможности) предоставления земельного участка и уведомляет заявителя о принятом решении простым письмом (п. 2.6. Порядка).
Согласно заключениям Администрации Мотовилихинского района города Перми, Управления по развитию потребительского рынка администрации города Перми, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в аренду для испрашиваемых целей.
В заключении Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от 04.02.2014 N 6381 также указано о невозможности предоставления земельного участка площадью 249 кв. м в аренду для размещения модульного объекта некапитального типа для хранения продуктов и услуг общепита, поскольку земельный участок в соответствии с проектом планировки (в части установления красных линий) и проектом межевания территории кварталов N 1727, 1782, ограниченных ул. Технической, ул. Дружбы, ул. Тургенева, ул. Добролюбова, ул. Макаренко Мотовилихинского района города Перми, утвержденным Постановлением администрации города Перми от 08.07.2010 N 412, а также в соответствии с проектом детальной планировки жилого района Городские Горки - Садовый, утвержденным решением Исполнительного комитета Пермского городского совета народных депутатов от 02.06.1977 N 383, частично расположен на территории общего пользования.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Как правильно указано судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен на землях общего пользования, что подтверждается схемой расположения земельного участка относительно красных линий, утвержденных решением Пермского горисполкома от 02.08.1977 N 383. Ссылка заявителя на то, что красные линии могут быть установлены только проектом планировки территории, является необоснованной.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление в аренду земельного участка, находящегося на территории общего пользования, ограничит беспрепятственный доступ к нему неограниченного круга лиц, что противоречит положениям п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, а также целевому использованию этих территорий.
Ссылка заявителя на возможность предоставления в аренду земельного участка из земель общего пользования, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Иного разрешенного использования для испрашиваемого земельного участка, в том числе, предусматривающего размещение на землях общего пользования временного объекта, в установленном порядке не определено.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правительством Пермского края издано Постановление от 11.08.2010 N 483-п, которым утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми не включен. В связи с чем, основания для размещения этого объекта на землях общего пользования отсутствуют.
Ссылка заявителя на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 3333/12 судом апелляционной инстанции отклоняется, т.к. изложенная в этом Постановлении правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, не тождественных обстоятельствам настоящего дела.
Довод заявителя о том, что предполагаемый к размещению объект не относится к торговым объектам, также подлежит отклонению. Как следует из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Перми, утвержденной Постановлением администрации города Перми от 27.09.2012 N 572, в указанную Схему включены также нестационарные объекты, предназначенные для общественного питания и оказания услуг населению.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 25.08.2014 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 августа 2014 года по делу N А50-10891/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
Судьи
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)