Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков утверждена постановлением Правительства субъекта РФ и значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчетами об оценке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление акционерной компании "Алроса" (открытое акционерного общество) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя акционерной компании "Алроса" Зиняковой А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
АК "Алроса" (ОАО), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, территория аэропорта "Ленск", общей площадью 841 524,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения взлетно-посадочной полосы и объектов обслуживающего комплекса аэропорта "Ленск" и земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, территория аэропорта "Витим", общей площадью 442 388,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, аэропортов, аэровокзалов, обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, равной рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 72 624 000 рубля и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, равной рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 40 067 000 рублей.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 и значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчетами об оценке от 07 апреля 2014 г. N 2575/7 и от 07 апреля 2014 г. N 2575/1.
Определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2015 г. к участию в деле были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия), администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений (Республика Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 г. заявление АК "Алроса" (ОАО) удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 названного Кодекса).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.12 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 04 мая 2010 г. между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и АК "Алроса" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, общей площадью 841524 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск, территория аэропорта "Ленск".
15 июля 2011 г. между Муниципальным образованием "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" и АК "Алроса" (ОАО) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, общей площадью 442388 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, аэропорт "Витим".
Приложениями N 1 к каждому из указанных договоров аренды установлено, что размер арендной платы по договорам определен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков.
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37 по состоянию на 01 января 2012 г. установлена в размере 47 661 432,34 рубля, земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2 по состоянию на 01 января 2012 г., в размере 381 286 109,16 рублей, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2015 г., выданными Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д. 13-14, 203).
Считая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков завышенными, АК "Алроса" (ОАО) обратилось с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая решением от 23 июля 2014 г. N 9 отклонила данное заявление.
Обращаясь в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, АК "Алроса" (ОАО) в подтверждение своих доводов представлены отчеты об оценке аналитического центра оценки и консалтинга "Интеллект" от 07 апреля 2014 г. N 2575/7 и N 2575/1, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2 составляет 72 624 000 рублей, по состоянию на 01 января 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37 составляет 40 067 000 рублей, по состоянию на 01 января 2012 г.
Соответствие отчетов об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертными заключениями Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 22 мая 2014 г. N 1738-7/2014 и N 1738-1/2014.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал достоверной итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, установленную в отчетах об оценке, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.
Также суд принял во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в отчетах об оценке и в экспертных заключениях выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, участвующими в деле лицами не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуального законодательства, выразившемся в неправильном определении вида судопроизводства и состава лиц, участвующих в деле, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, кроме того, сами по себе нарушения норм процессуального права, ссылка на которые содержится в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены судебного постановления, поскольку в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы о ничтожности договора о проведении оценки земельных участков и недействительности отчетов об установлении их рыночной стоимости, судебная коллегия также отклоняет ввиду их несостоятельности, поскольку АК "Алроса" (ОАО) как арендатор земельных участков, права и обязанности которого затрагивают результаты определения кадастровой стоимости, может выступать заказчиком проведения оценки рыночной стоимости земельных участков в силу положений действующего Федерального закона.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 29.07.2015 N 74-АПГ15-13
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков утверждена постановлением Правительства субъекта РФ и значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчетами об оценке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2015 г. N 74-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия) на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года, которым удовлетворено заявление акционерной компании "Алроса" (открытое акционерного общество) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя акционерной компании "Алроса" Зиняковой А.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
АК "Алроса" (ОАО), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Ленск, территория аэропорта "Ленск", общей площадью 841 524,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения взлетно-посадочной полосы и объектов обслуживающего комплекса аэропорта "Ленск" и земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, территория аэропорта "Витим", общей площадью 442 388,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, аэропортов, аэровокзалов, обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, равной рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 72 624 000 рубля и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, равной рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. в размере 40 067 000 рублей.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что кадастровая стоимость названных земельных участков утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 и значительно выше рыночной стоимости указанных земельных участков, установленной отчетами об оценке от 07 апреля 2014 г. N 2575/7 и от 07 апреля 2014 г. N 2575/1.
Определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2015 г. к участию в деле были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия), администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных и земельных отношений (Республика Саха (Якутия).
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 г. заявление АК "Алроса" (ОАО) удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Саха (Якутия) просит отменить судебное постановление ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 названного Кодекса).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.12 приведенного Федерального закона предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 04 мая 2010 г. между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (арендодатель) и АК "Алроса" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2, общей площадью 841524 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, г. Ленск, территория аэропорта "Ленск".
15 июля 2011 г. между Муниципальным образованием "Ленский район" Республики Саха (Якутия) в лице муниципального учреждения "Комитет имущественных отношений муниципального образования "Ленский район" и АК "Алроса" (ОАО) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37, общей площадью 442388 кв. м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, п. Витим, аэропорт "Витим".
Приложениями N 1 к каждому из указанных договоров аренды установлено, что размер арендной платы по договорам определен на основании данных о кадастровой стоимости земельных участков.
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 г. N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37 по состоянию на 01 января 2012 г. установлена в размере 47 661 432,34 рубля, земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2 по состоянию на 01 января 2012 г., в размере 381 286 109,16 рублей, что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 января 2015 г., выданными Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (л.д. 13-14, 203).
Считая результаты определения кадастровой стоимости указанных земельных участков завышенными, АК "Алроса" (ОАО) обратилось с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которая решением от 23 июля 2014 г. N 9 отклонила данное заявление.
Обращаясь в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, АК "Алроса" (ОАО) в подтверждение своих доводов представлены отчеты об оценке аналитического центра оценки и консалтинга "Интеллект" от 07 апреля 2014 г. N 2575/7 и N 2575/1, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 14:14:050120:2 составляет 72 624 000 рублей, по состоянию на 01 января 2012 г.; земельного участка с кадастровым номером 14:14:020016:37 составляет 40 067 000 рублей, по состоянию на 01 января 2012 г.
Соответствие отчетов об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертными заключениями Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 22 мая 2014 г. N 1738-7/2014 и N 1738-1/2014.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал достоверной итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, установленную в отчетах об оценке, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.
Также суд принял во внимание, что доказательств, опровергающих изложенные в отчетах об оценке и в экспертных заключениях выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, участвующими в деле лицами не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуального законодательства, выразившемся в неправильном определении вида судопроизводства и состава лиц, участвующих в деле, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, кроме того, сами по себе нарушения норм процессуального права, ссылка на которые содержится в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены судебного постановления, поскольку в силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы о ничтожности договора о проведении оценки земельных участков и недействительности отчетов об установлении их рыночной стоимости, судебная коллегия также отклоняет ввиду их несостоятельности, поскольку АК "Алроса" (ОАО) как арендатор земельных участков, права и обязанности которого затрагивают результаты определения кадастровой стоимости, может выступать заказчиком проведения оценки рыночной стоимости земельных участков в силу положений действующего Федерального закона.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)