Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области Кудринской И.М. по доверенности от 08.01.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2013 года по делу N А13-3341/2013 (судья Попова С.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологдатрансагентство" (ОГРН 1043500040704; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (далее - ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области, Учреждение) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 11 383 000 руб. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 11 383 000 руб.
Определениями суда от 07.05.2013 и от 13.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Вологды (далее - Администрация), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление), Кушнерев Александр Андреевич.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования на основании результатов судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 10 995 000 руб. и обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 10 995 000 руб.
Уточнение требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2013 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 10 995 000 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 10 995 000 руб. с момента вступления в законную силу решения суда. Кроме того, с ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка она определена на дату 04.03.2013, что противоречит действующему законодательству и судебной практике, так как кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;
- - ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области участвовало в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушали прав истца, поэтому судебные расходы в соответствии со с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.
Представитель ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Департамент в отзыве на жалобу рассмотрение жалобы оставил на усмотрение суда. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Общество и Кушнерев А.А. в соответствии с договором N 24-5753А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города, являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", вступившего в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 установлена в размере 23 765 230 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 04.03.2013 N 10/13, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" Макаренко Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, определенная по состоянию на 04.03.2013 составляет 11 383 000 руб. Согласно справке оценщика Воронцова С.А. от 08.07.2013, по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, аналогична рыночной стоимости этого земельного участка, установленная в отчете N 10/13 по состоянию на 04.03.2013.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономическогоразвития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определением суда от 19.07.2013 по ходатайству Администрации назначена оценочная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, общей площадью 7325 кв. м по состоянию на 02.06.2012. Проведение экспертизы поручено оценщику Сергееву Владимиру Вячеславовичу общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки".
В соответствии с заключением эксперта Сергеева В.В. N 01/026, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 по состоянию на 02.06.2012 составляет 10 995 000 руб.
Ответчик, Администрация, по ходатайству которой назначалась экспертиза, доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет оценщика с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что отчетом об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка определена на дату 04.03.2013, что противоречит действующему законодательству и судебной практике, так как кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно справке оценщика Воронцова С.А. от 08.07.2013, по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, аналогична рыночной стоимости этого земельного участка, установленной в отчете N 10/13 по состоянию на 04.03.2013.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Ссылка Учреждения на отсутствие оснований для возложения на него судебных расходов, отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны; такой стороной в рассмотренном деле является Учреждение, так как Учреждение, наделено функциями кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по делу о рассмотрении требований по настоящему делу, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков. В связи с этим расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены на Учреждение.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2013 года по делу N А13-3341/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2014 ПО ДЕЛУ N А13-3341/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2014 г. по делу N А13-3341/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 января 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области Кудринской И.М. по доверенности от 08.01.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2013 года по делу N А13-3341/2013 (судья Попова С.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологдатрансагентство" (ОГРН 1043500040704; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (далее - ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области, Учреждение) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 11 383 000 руб. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 11 383 000 руб.
Определениями суда от 07.05.2013 и от 13.06.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Вологды (далее - Администрация), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление), Кушнерев Александр Андреевич.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования на основании результатов судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 10 995 000 руб. и обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 10 995 000 руб.
Уточнение требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2013 исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, равной его рыночной стоимости в размере 10 995 000 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 в размере 10 995 000 руб. с момента вступления в законную силу решения суда. Кроме того, с ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка она определена на дату 04.03.2013, что противоречит действующему законодательству и судебной практике, так как кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012;
- - ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области участвовало в качестве ответчика только в связи с осуществлением функций государственного кадастрового учета и действия ответчика не нарушали прав истца, поэтому судебные расходы в соответствии со с пунктом 4 статьи 110 АПК РФ должны быть отнесены на истца.
Представитель ФГБУ "ФКП Росресстра" по Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Департамент в отзыве на жалобу рассмотрение жалобы оставил на усмотрение суда. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Общество и Кушнерев А.А. в соответствии с договором N 24-5753А о предоставлении в аренду земельного участка в черте города, являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания здания для ремонта автомобилей, общей площадью 7325 кв. м, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66.
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области", вступившего в силу 18.01.2012, введены в действие новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 установлена в размере 23 765 230 руб.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости имущества от 04.03.2013 N 10/13, выполненному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости и оценки "Альтернатива" Макаренко Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, определенная по состоянию на 04.03.2013 составляет 11 383 000 руб. Согласно справке оценщика Воронцова С.А. от 08.07.2013, по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, аналогична рыночной стоимости этого земельного участка, установленная в отчете N 10/13 по состоянию на 04.03.2013.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономическогоразвития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Истцом не оспаривается, что кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с требованиями указанных нормативных документов.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Определением суда от 19.07.2013 по ходатайству Администрации назначена оценочная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Гагарина, д. 66, общей площадью 7325 кв. м по состоянию на 02.06.2012. Проведение экспертизы поручено оценщику Сергееву Владимиру Вячеславовичу общества с ограниченной ответственностью "Агентство оценки".
В соответствии с заключением эксперта Сергеева В.В. N 01/026, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51 по состоянию на 02.06.2012 составляет 10 995 000 руб.
Ответчик, Администрация, по ходатайству которой назначалась экспертиза, доводов против результатов экспертизы не заявили.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ отчет оценщика с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, сделал обоснованный вывод о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы о том, что отчетом об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка определена на дату 04.03.2013, что противоречит действующему законодательству и судебной практике, так как кадастровая стоимость земельного участка была установлена по состоянию на 02.06.2012 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно справке оценщика Воронцова С.А. от 08.07.2013, по состоянию на 02.06.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0401013:51, аналогична рыночной стоимости этого земельного участка, установленной в отчете N 10/13 по состоянию на 04.03.2013.
На основании изложенного, следует признать, что рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Ссылка Учреждения на отсутствие оснований для возложения на него судебных расходов, отклоняется, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны; такой стороной в рассмотренном деле является Учреждение, так как Учреждение, наделено функциями кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по делу о рассмотрении требований по настоящему делу, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков. В связи с этим расходы истца по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска на основании статьи 110 АПК РФ правомерно отнесены на Учреждение.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2013 года по делу N А13-3341/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)