Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.12.2013 ПО ДЕЛУ N 3-53/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 декабря 2013 г. по делу N 3-53/2013


Калининградский областной суд в лице судьи - Струковой А.А.
с участием прокурора - Стариковой А.А.
при секретаре - Протас И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению религиозной организации мусульман города Калининграда об оспаривании в части постановления Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон",
установил:

Постановлением Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года утверждены границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, согласно приложению N 1, которое включает в себя, помимо иных, объект культурного наследия регионального значения "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", 1957-1862 гг., расположенный по ул. Дзержинского, 30, 32 в г. Калининграде (пункт N 222 таблицы 1 главы 1 раздела I).
Координаты границ зон охраны этого объекта культурного наследия, графическое изображение его территории объекта культурного наследия и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности этого объекта культурного наследия отражены на схеме N 58 (номер объекта культурного наследия - N 42).
Данное постановление подписано исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области, официально опубликовано в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области" N 143 от 15 августа 2013 года), вступило в силу со дня подписания (пункт 4 постановления).
Религиозная организация мусульман города Калининграда обратилась с заявлением, уточнив заявленные требования в судебном заседании, о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 222 таблицы 1 главы 1 раздела I Приложения N 1 "Границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области" и координаты границ зон охраны вышеназванного объекта культурного наследия.
В обоснование требований заявитель сослался на то, что религиозной организации мусульман города Калининграда с августа 2009 года принадлежат на праве безвозмездного срочного пользования земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:140603:42 и 39:15:140603:43, предназначенные соответственно под строительство религиозно-культурного центра мусульман - мечети и под строительство подъездной автодороги совместного пользования, расположенные по ул. Дзержинского - аллее Смелых в г. Калининграде. Строительство мечети было начато на основании разрешения на строительство, выданного комитетом архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" 7 октября 2010 года на срок до 22 августа 2012 года, действие которого продлено до 31 декабря 2013 года. В дальнейшем 5 декабря 2011 года было зарегистрировано право собственности религиозной организации мусульман города Калининграда на объект незавершенного строительства - мечеть, степень готовности 10%. Земельные участки, на которых возводится мечеть, не имели обременений, за исключением охранных зон инженерных коммуникаций, что подтверждается кадастровыми паспортами этих земельных участков. Однако после принятия оспариваемого постановления Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:140603:42 и 39:15:140603:43 входят в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", в которых запрещено размещение высотных доминант (за исключением восстановления утраченных в исторических габаритах) и допускается строительство отдельных зданий, строений, сооружений при сохранении характеристик окружающей исторической среды и с использованием традиционной стилистики, строительных материалов и цветовых решений (п.п. 2 п. 6 и п.п. 2 ст. 7 Режима использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, утвержденного Приложением N 2 к оспариваемому постановлению Правительства области). В настоящее время муниципальным учреждением культуры "Музей "Фридландские ворота" заявлены в районном суде требования об оспаривании землеотвода религиозной организации мусульман города Калининграда и разрешения на строительство мечети по мотиву их несоответствия градостроительному регламенту и режиму использования земель в границах охранных зон объекта культурного наследия регионального значения "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями". Определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда приняты меры по обеспечению иска в виде запрета на дальнейшее осуществление строительство мечети. Таким образом, по мнению заявителя, фактически оспариваемому постановлению Правительства Калининградской области в нарушение ст. 4 ГК РФ незаконно придана обратная сила (при отсутствии явного указания об этом в тексте нормативного правового акта) путем установления обременения в отношении земельных участков, ранее предоставленных под строительство мечети и дороги без соответствующих ограничений. Кроме того, заявитель полагает, что в силу ст. 18 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство Калининградской области на стадии разработки проекта оспариваемого правового акта должно было выяснить и учесть мнение религиозной организации мусульман города Калининграда как правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:140603:42 и 39:15:140603:43 о возможности их включения в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", что сделано не было.
В судебном заседании представители религиозной организации мусульман города Калининграда уточненные требования поддержали, изложив в их обоснование аналогичные доводы.
Представитель Правительства Калининградской области Готовчик А.Л. полагал заявление не подлежащим удовлетворению, представив письменный отзыв.
Выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о необоснованности заявленных требований, суд приходит к следующему.
На основании п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно п.п. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и п. 4 ст. 9.2, п.п. 11 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения.
В силу ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (п. 1); границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (п. 3); порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
На основании ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации N 315 от 26 апреля 2008 года утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым предусмотрена следующая процедура установления зон охраны объектов культурного наследия:
- - организация органом государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления разработки (в том числе по их инициативе) проектов зон охраны объектов культурного наследия на основании историко-культурных исследований (п.п. 4-8);
- - проведение государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия при том, что положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 13);
- - утверждение в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия, границ зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (п. 17).
Как установлено судом, ранее выявленный объект культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями" постановлением Правительства Калининградской области N 132 от 27 марта 2007 года включен в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
Зона охраны этого объекта культурного наследия, равно как и ряда иных объектов культурного наследия на территории Калининградской области, установлена не была.
Это обстоятельство обусловило то, что проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, являлся составной частью проекта Схемы территориального планирования Калининградской области, что не противоречит ст. 14 Градостроительного кодекса РФ.
По согласованию со Службой государственной охраны объектов культурного наследия и Агентством по архитектуре Калининградской области было изменено наименование данного документа на "Предложения по зонам охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области".
При этом на этапе разработки данного документа были соблюдены требования к структуре и содержанию подобной документации, которые предусмотрены п.п. 7, 8 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ N 315 от 26 апреля 2008 года.
В соответствии с постановлением Правительства РФ N 178 от 24 марта 2007 года "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации..." проект Схемы территориального планирования Калининградской области в 2009 году был направлен в Министерство регионального развития РФ.
В процессе согласования этого проекта составная его часть - "Предложения по зонам охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области" - согласована Министерством культуры РФ в ноябре 2009 года.
Государственная историко-культурная экспертиза проекта зон охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области проведена аттестованными в установленном порядке экспертами в декабре 2011 года и согласно акту экспертизы проект "Предложения по зонам охраны объектов культурного наследия регионального значения Калининградской области" в составе проекта Схемы территориального планирования Калининградской области", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон не противоречит действующему законодательству в сфере государственной охраны объектов культурного наследия и является основанием для принятия решения об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, территорий объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах указанных зон.
Законом Калининградской области N 344 от 17 декабря 2003 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области" предусмотрено, что границы территории и зон охраны объекта культурного наследия, находящегося на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы (ст.ст. 7, 23).
Принимая во внимание совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Калининградской области в пределах его компетенции и в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством, а также Законом Калининградской области N 344 от 17 декабря 2003 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области".
Утверждения заявителя о том, что на стадии разработки проекта оспариваемого акта не было выявлено мнение религиозной организации мусульман города Калининграда как пользователей земельными участками с кадастровыми номерами 39:15:140603:42 и 39:15:140603:43 о возможности их включения в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями", не основаны на нормах специального законодательства, регулирующего отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, которыми не предусмотрено согласование проекта зон охраны объекта культурного наследия с заинтересованными землепользователями.
Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что проект оспариваемого постановления Правительства Калининградской области был размещен 6 марта 2013 года на портале Правительства области для публичного обсуждения, в процессе которого получен 21 комментарий от различных государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц, что свидетельствует об обеспечении органом государственной власти Калининградской области возможности заинтересованным лицам представить свои предложения по данному проекту.
Что касается доводов заявителя о том, что вследствие установления зон охраны объекта культурного наследия "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями" у муниципального учреждения культуры "Музей "Фридландские ворота" возникло право требовать признания недействительными ранее заключенного договора о предоставлении земельных участков и ранее выданного разрешения на строительство и таким образом постановлению Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года в оспариваемой части фактически придана обратная сила, суд полагает не влекущими удовлетворение заявленных требований по настоящему делу, поскольку спор о защите субъективных прав подлежит разрешению не в порядке главы 24 ГПК РФ, а в порядке искового производства в районном суде, который и должен разрешить вопрос о возможности применения к правоотношениям, возникшим по поводу предоставления в 2009 году земельных участков и выдачи в 2010 году разрешения на строительство, оспариваемого постановления.
При этом из буквального содержания оспариваемого постановления Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года следует, что оно вступило в силу 6 июня 2013 года, а указание о придании ему обратной силы в тексте постановления отсутствует.
На основании ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание, что оспариваемое постановление Правительства Калининградской области принято в пределах его компетенции и в соответствии с установленной процедурой, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении заявления религиозной организации мусульман города Калининграда о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 222 "Крепостные ворота "Фридландские" с предмостными укреплениями" таблицы 1 главы 1 раздела I Приложения N 1 "Границы территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области" и координат границ зон охраны указанного объекта культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области N 386 от 6 июня 2013 года "Об утверждении границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, находящихся на территории Калининградской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон", - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградской областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2013 года.
Судья Калининградского
областного суда
А.А. Струкова















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)