Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4514/2014

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает, что имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу N 33-4514/2014


Судья Мишина Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего Крамаренко О.А.
судей Шевченко С.В., Мариной С.В.
при секретаре У.
с участием прокурора Маркеловой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 24 июня 2014 года, которым иск прокурора г. Черняховска Калининградской области в интересах Д. удовлетворен.
На Правительство Калининградской области возложена обязанность обеспечить Д. жилым помещением специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм, за счет средств бюджета Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., возражения Д. и мнение прокурора Маркеловой Г.И., считавших решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы стороны ответчика, судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Черняховска Калининградской области обратился в суд с иском в интересах Д., указав, что Д. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Черняховского городского суда Калининградской области от 5 мая 2010 года ее мать Т. была лишена родительских прав, отец Б. умер 6 мая 2005 года.
Прокурор указывал, что постановлением администрации МО "Черняховский район" N от 27 июля 2005 года несовершеннолетняя Д. была признана оставшейся без попечения родителей и за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Впоследствии, постановлением администрации МО "Черняховский район" N закрепление указанного помещения было отменено, т.к. оно принадлежит на праве собственности ее бабушке Р. на основании договора купли-продажи земельного участка с расположенным на нем жилым домом от 15 июня 1999 года.
В настоящее время Д. достигла возраста 18 лет. 30 июня 2014 оканчивает обучение в ГБОУ ВО КО "<данные изъяты>".
Согласно выписке из приказа Министерства социальной политики N от 17 февраля 2014 года, Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под номером N.
Таким образом, Д. имеет право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
В этой связи прокурор просил суд обязать Правительство Калининградской области предоставить Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области.
В суде первой инстанции прокурор и истица Д. исковые требования поддержали.
Правительство Калининградской области иск не признало.
Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Калининградской области, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы указывает, что Правительство Калининградской области, являясь постоянно действующим органом государственной власти субъекта РФ, принимает постановления, обязательные к исполнению на территории Калининградской области, в пределах своей компетенции.
В установленном законодательством области порядке Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее право на получение жилья из специализированного жилого фонда не оспаривается, в постановке на учет отказано не было.
Указывает, что в связи с изменениями, внесенными в законодательство о порядке обеспечения жильем граждан из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лица указанной категории утратили право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, что судом учтено не было.
Настаивает, что действующим законодательством не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилого помещения лицам указанной категории.
В суд апелляционной инстанции явились Д., прокурор.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
При рассмотрении дела судом установлено, что Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Д., в качестве ее родителей указаны Т. и Б.
Вступившим в законную силу решением Черняховского городского суда Калининградской области от 5 мая 2010 года мать девочки - Т. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Д..
Отец Д. - Б. умер 06 мая 2005 года, что подтверждено свидетельством о смерти.
В этой связи постановлением администрации МО "Черняховский район" N от 27 июля 2005 года Р. назначена опекуном над несовершеннолетней Д.
Этим же постановлением органа местного самоуправления за Д. закреплено жилье по адресу: <адрес>.
Впоследствии постановлением администрации МО "Черняховский муниципальный район" N от 6 декабря 2012 года внесены изменения в постановление администрации МО "Черняховский район" от 27 июля 2005 года N "Об установлении опеки над Д.", которым п. 2 указанного постановления о закреплении жилья исключен.
Д. до настоящего времени сохраняет регистрацию по адресу: <адрес>, собственником жилого дома является Р. на основании договора купли-продажи N от 15 июня 1999 года.
Судом установлено также, что согласно справке N от 3 апреля 2014 года, выданной ГБОУ ВО КО "<данные изъяты>", Д. является обучающейся по <данные изъяты>.
Обучается с 1 сентября 2010 года по 30 апреля 2014 года в соответствии с приказом о зачислении N от 6 августа 2010 года, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; находилась на полном государственном обеспечении с 1 августа 2013 года (Приказ о назначении полного государственного обеспечения N от 23 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. (Приказ об отмене полного государственного обеспечения N от 11 июня 2014 г. в связи с выпуском).
Согласно представленным доказательствам, жилое помещение по договору социального найма Д. не предоставлялось.
В настоящее время постановлением администрации МО "Черняховский муниципальный район" N от 12 декабря 2012 года Д. предоставлено жилое помещение на территории г. Черняховска Калининградской области по окончанию срока пребывания на государственном обеспечении.
При этом в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на недвижимое имущество, Д. не значится, что подтверждается соответствующими сведениями Калининградского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и уведомлением об отсутствии подобной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, выданного Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области.
Д. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под N, что подтверждено сообщением Министерства социальной политики Калининградской области.
Однако, как бесспорно установлено судом, до настоящего времени Д. жильем не обеспечена.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования и соглашаясь с их обоснованностью, суд первой инстанции, полно и правильно установив все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь надлежащими нормами материального права и учтя наличие у истца нереализованного права на предоставление жилья, пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на Правительство Калининградской области обязанность предоставить Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Вышеизложенная позиция суда подробно мотивирована в решении, с чем апелляционная инстанция соглашается.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал в соответствии со ст. 67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Правительства Калининградской области, которые сводятся к несогласию с принятым решением, изложенные в судебном акте выводы суда не опровергают.
Подобные доводы приводились представителем Правительства Калининградской области суду первой инстанции, исследовались судом и обоснованно отклонены.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств, в частности, при достижении совершеннолетия.
При этом положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно новой редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8).
Согласно п. 2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 N 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, действующего в новой редакции.
Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. N 191) с 1 января 2013 года введена глава 6.1, которой урегулированы вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43.3 указанного Закона (в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43.4 Закона, а статьями 43.6 и 43.7 - порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4 апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление N 210 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.
Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до 1 октября 2013 года решались Министерством образования Калининградской области, а с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление N 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. N 673, Министерством социальной политики Калининградской области.
Поскольку, как установлено судом, Д. была в установленном законом порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.е. ее право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано - жилое помещение ей не предоставлено, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Д. такого жилья на Правительство Калининградской области, к полномочиям которого оно отнесено законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.
Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.
Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными.
Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)