Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дубинской С.А., по доверенности от 26.02.2014 N 04,
от заинтересованного лица - Чернуха Ю.А., по доверенности от 22.04.2014 N 1724-исх,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу N А41-12118/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" (ОГРН 1067746252639; ИНН 7714635464) к администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525; ИНН 5047009801), третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027739884292; ИНН 7708129773), Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков", о признании недействительным постановления, и понуждении к заключению договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" (далее - ООО "Строй Гарант", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ:
- 1. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 29 от 21.01.2014 "О признании недействующим постановления администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" места размещения культурно-развлекательного сооружения, на земельном участке, расположенном на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 2. признать действующим постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" места размещения культурно-развлекательного сооружения на земельном участке, расположенном на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 3. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 166 от 18.02.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 263 196 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 4. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 442 от 11.04.2014 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект";
- 5. обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в силу обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 2323 +/- 17 кв. м, расположенного по адресу Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им Л.Н. Толстого с координатами, соответствующими ранее учтенному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, с указанием категории земли - "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования - "для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения";
- 6. обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение одного месяца с момента восстановления на кадастровом учете/постановки на кадастровый учет земельного участка, площадью 2323 +/- 17 кв. м, расположено по адресу Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им Л.Н. Толстого с координатами, соответствующими ранее учтенному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, с указанием категории земли - "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования - "для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения" заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" договор аренды земельного участка, сроком на 49 лет (т. 2 л.д. 4 - 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков".
Решением от 29 августа 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Строй Гарант" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества указал, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 согласно постановлению N 1356 от 14.08.2012 предполагалось передать заявителю в аренду. В последующем администрация постановлением N 29 от 21.01.2014 отменила постановление N 1356, в связи с приведением в соответствие границ парка им. Л.Н. Толстого. Администрация поставила на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:10:00101313:5863, площадью 263196 кв. м, в состав которого вошла территория бывшего участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, после чего администрация передала новый участок в постоянное бессрочное пользование МАУК "Объединенная дирекция парков". Общество полагает, что земельный участок с кадастровым номером N 50:10:0010313:5654 не препятствовал приведению границ парка "в соответствие".
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Муниципального автономного учреждения культуры "Объединенная дирекция парков", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 14.08.2012 N 1356 администрация городского округа Химки Московской области предварительно согласовала ООО "Строй Гарант" место размещения культурно-развлекательного сооружения на земельном участке площадью 2 323 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, категория земель - "земли населенных пунктов", утвердила акт выбора и схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой карте территории городского округа Химки, намеченного к предоставлению в аренду ООО "Строй Гарант" для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения (т. 1 л.д. 25 - 26).
19.11.2012 ООО "Строй Гарант" поставило вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:10:0010313:5654, что подтверждается кадастровым паспортом от 20.11.2012 N МО-12/ЗВ-885762 (т. 1 л.д. 11 - 14).
Письмом от 16.08.2013 N 25 ООО "Строй Гарант" обратилось в администрацию городского округа Химки Московской области с просьбой предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 16).
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 21.01.2014 N 29 было признано недействительным постановление администрации от 14.08.2012 N 1356 (т. 1 л.д. 24).
10.02.2014 ООО "Строй Гарант" из публичной кадастровой карты стало известно, что данные о спорном земельном участке аннулированы.
В материалы дела представлено решение N МО-14/РКФ-242091 от 23.04.2014, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 имеет статус "аннулированный" и снят с кадастрового учета 10.02.2014 (т. 2 л.д. 3).
Постановлением от 18.02.2014 N 166 администрация утвердила схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой карте территории городского округа Химки, общей площадью 263 196 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого", рекомендовала Муниципальному автономному учреждению культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" (далее - МАУК "Объединенная дирекция парков") обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области для постановки земельного участка на кадастровый учет (т. 1 л.д. 150).
11.04.2014 администрация городского округа Химки Московской области издала постановление N 442, которым МАУК "Объединенная дирекция парков" был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5863, площадью 263 196 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5863 на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит МАУК "Объединенная дирекция парков" (т. 2 л.д. 9).
Считая свои права нарушенными, ООО "Строй Гарант" обратилось с заявлением в суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений статьи 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренному статьей 29 Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом такое решение является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, постановление администрации г.о. Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 является предварительным и не влечет возникновение (изменение, либо прекращение) у лица прав на земельный участок, по которому дано положительное либо отрицательное заключение.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ и части 12 статьи 35 Устава городского округа Химки муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Согласно Постановлению N 568 от 27.06.2013 администрация постановила создать в городском округе Химки муниципальное автономное учреждение культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" (далее - МАУК "Объединенная дирекция парков"), утвердить Устав МАУК "Объединенная дирекция парков" и наделила указанную организацию функциями по благоустройству, эксплуатации, ремонту и реконструкции территорий и объектов паркового хозяйства, в том числе парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, по обеспечению создания, развития и сохранности объектов садово-паркового хозяйства, озеленения, досуга и отдыха населения и др.
Управлению по земельным отношениям администрации г.о. Химки постановлено организовать работу по формированию земельных участков, занимаемых Парками и по постановке соответствующих земельных участков на кадастровый учет, по закреплению за МАУК "Объединенная дирекция парков" земельных участков, занимаемых Парками, на праве постоянного бессрочного пользования.
Постановлением администрации г.о. Химки от 12.11.2013 N 1226 утверждена Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Культура городского округа Химки на 2014 - 2018 годы", в перечень подпрограмм которых включена, в том числе, подпрограмма VII "Парки городского округа Химки" (т. 1 л.д. 139).
Из пояснений представитель администрации следует, что при установлении границ земельного участка, на котором находится парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, было выявлено наложение на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, в связи с чем данный участок был снят с кадастрового учета.
В соответствии с ситуационным планом от 09.06.2014 N 05-01/1776 земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 налагается на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5863.
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В пункте 53 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Поскольку границы земельного участка, который ранее имел характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 на момент рассмотрения спора налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5863, между заявителем ООО "Строй Гарант" и Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков" имеется спор о праве на земельный участок в конкретных границах.
Общество, обратившись в суд за защитой своего права на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 в порядке главы 24 АПК РФ, не указало, каким образом будут восстановлены его права в случае удовлетворения требований.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильном выводу о выборе ООО "Строй Гарант" ненадлежащего способа защиты своего права, который не приведет к восстановлению нарушенных прав.
По смыслу статей 1, 11, 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации избрание ненадлежащего способа защиты прав является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Строй Гарант", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.08.2014 по делу N А41-12118/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 N 10АП-12559/2014 ПО ДЕЛУ N А41-12118/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А41-12118/14
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Дубинской С.А., по доверенности от 26.02.2014 N 04,
от заинтересованного лица - Чернуха Ю.А., по доверенности от 22.04.2014 N 1724-исх,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 августа 2014 года по делу N А41-12118/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" (ОГРН 1067746252639; ИНН 7714635464) к администрации городского округа Химки Московской области (ОГРН 1025006177525; ИНН 5047009801), третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ОГРН 1027739884292; ИНН 7708129773), Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков", о признании недействительным постановления, и понуждении к заключению договора,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" (далее - ООО "Строй Гарант", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 АПК РФ:
- 1. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 29 от 21.01.2014 "О признании недействующим постановления администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" места размещения культурно-развлекательного сооружения, на земельном участке, расположенном на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 2. признать действующим постановление администрации городского округа Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" места размещения культурно-развлекательного сооружения на земельном участке, расположенном на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 3. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 166 от 18.02.2014 "Об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 263 196 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки";
- 4. признать недействительным постановление администрации городского округа Химки Московской области N 442 от 11.04.2014 "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект";
- 5. обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в силу обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, площадью 2323 +/- 17 кв. м, расположенного по адресу Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им Л.Н. Толстого с координатами, соответствующими ранее учтенному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, с указанием категории земли - "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования - "для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения";
- 6. обязать администрацию городского округа Химки Московской области в течение одного месяца с момента восстановления на кадастровом учете/постановки на кадастровый учет земельного участка, площадью 2323 +/- 17 кв. м, расположено по адресу Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им Л.Н. Толстого с координатами, соответствующими ранее учтенному земельному участку с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, с указанием категории земли - "земли населенных пунктов" и вида разрешенного использования - "для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения" заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Строй Гарант" договор аренды земельного участка, сроком на 49 лет (т. 2 л.д. 4 - 5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков".
Решением от 29 августа 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Строй Гарант" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества указал, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 согласно постановлению N 1356 от 14.08.2012 предполагалось передать заявителю в аренду. В последующем администрация постановлением N 29 от 21.01.2014 отменила постановление N 1356, в связи с приведением в соответствие границ парка им. Л.Н. Толстого. Администрация поставила на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 50:10:00101313:5863, площадью 263196 кв. м, в состав которого вошла территория бывшего участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, после чего администрация передала новый участок в постоянное бессрочное пользование МАУК "Объединенная дирекция парков". Общество полагает, что земельный участок с кадастровым номером N 50:10:0010313:5654 не препятствовал приведению границ парка "в соответствие".
Представитель администрации возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Муниципального автономного учреждения культуры "Объединенная дирекция парков", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 14.08.2012 N 1356 администрация городского округа Химки Московской области предварительно согласовала ООО "Строй Гарант" место размещения культурно-развлекательного сооружения на земельном участке площадью 2 323 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, на территории парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, категория земель - "земли населенных пунктов", утвердила акт выбора и схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой карте территории городского округа Химки, намеченного к предоставлению в аренду ООО "Строй Гарант" для строительства и эксплуатации культурно-развлекательного сооружения (т. 1 л.д. 25 - 26).
19.11.2012 ООО "Строй Гарант" поставило вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:10:0010313:5654, что подтверждается кадастровым паспортом от 20.11.2012 N МО-12/ЗВ-885762 (т. 1 л.д. 11 - 14).
Письмом от 16.08.2013 N 25 ООО "Строй Гарант" обратилось в администрацию городского округа Химки Московской области с просьбой предоставить спорный земельный участок в аренду сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 16).
Постановлением администрации городского округа Химки Московской области от 21.01.2014 N 29 было признано недействительным постановление администрации от 14.08.2012 N 1356 (т. 1 л.д. 24).
10.02.2014 ООО "Строй Гарант" из публичной кадастровой карты стало известно, что данные о спорном земельном участке аннулированы.
В материалы дела представлено решение N МО-14/РКФ-242091 от 23.04.2014, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 имеет статус "аннулированный" и снят с кадастрового учета 10.02.2014 (т. 2 л.д. 3).
Постановлением от 18.02.2014 N 166 администрация утвердила схему расположения земельного участка, выполненную на кадастровой карте территории городского округа Химки, общей площадью 263 196 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого", рекомендовала Муниципальному автономному учреждению культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" (далее - МАУК "Объединенная дирекция парков") обратиться в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области для постановки земельного участка на кадастровый учет (т. 1 л.д. 150).
11.04.2014 администрация городского округа Химки Московской области издала постановление N 442, которым МАУК "Объединенная дирекция парков" был предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5863, площадью 263 196 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Химки, Ленинский проспект, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5863 на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит МАУК "Объединенная дирекция парков" (т. 2 л.д. 9).
Считая свои права нарушенными, ООО "Строй Гарант" обратилось с заявлением в суд.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений статьи 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению, предусмотренному статьей 29 Кодекса, исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом такое решение является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункты 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, постановление администрации г.о. Химки Московской области от 14.08.2012 N 1356 является предварительным и не влечет возникновение (изменение, либо прекращение) у лица прав на земельный участок, по которому дано положительное либо отрицательное заключение.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ и части 12 статьи 35 Устава городского округа Химки муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Согласно Постановлению N 568 от 27.06.2013 администрация постановила создать в городском округе Химки муниципальное автономное учреждение культуры городского округа Химки Московской области "Объединенная дирекция парков" (далее - МАУК "Объединенная дирекция парков"), утвердить Устав МАУК "Объединенная дирекция парков" и наделила указанную организацию функциями по благоустройству, эксплуатации, ремонту и реконструкции территорий и объектов паркового хозяйства, в том числе парка культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, по обеспечению создания, развития и сохранности объектов садово-паркового хозяйства, озеленения, досуга и отдыха населения и др.
Управлению по земельным отношениям администрации г.о. Химки постановлено организовать работу по формированию земельных участков, занимаемых Парками и по постановке соответствующих земельных участков на кадастровый учет, по закреплению за МАУК "Объединенная дирекция парков" земельных участков, занимаемых Парками, на праве постоянного бессрочного пользования.
Постановлением администрации г.о. Химки от 12.11.2013 N 1226 утверждена Муниципальная программа городского округа Химки Московской области "Культура городского округа Химки на 2014 - 2018 годы", в перечень подпрограмм которых включена, в том числе, подпрограмма VII "Парки городского округа Химки" (т. 1 л.д. 139).
Из пояснений представитель администрации следует, что при установлении границ земельного участка, на котором находится парк культуры и отдыха им. Л.Н. Толстого, было выявлено наложение на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654, в связи с чем данный участок был снят с кадастрового учета.
В соответствии с ситуационным планом от 09.06.2014 N 05-01/1776 земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 налагается на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5863.
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В пункте 53 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
Поскольку границы земельного участка, который ранее имел характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 на момент рассмотрения спора налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010313:5863, между заявителем ООО "Строй Гарант" и Муниципальное автономное учреждение культуры "Объединенная дирекция парков" имеется спор о праве на земельный участок в конкретных границах.
Общество, обратившись в суд за защитой своего права на земельный участок с кадастровым номером 50:10:0010313:5654 в порядке главы 24 АПК РФ, не указало, каким образом будут восстановлены его права в случае удовлетворения требований.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильном выводу о выборе ООО "Строй Гарант" ненадлежащего способа защиты своего права, который не приведет к восстановлению нарушенных прав.
По смыслу статей 1, 11, 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации избрание ненадлежащего способа защиты прав является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "Строй Гарант", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.08.2014 по делу N А41-12118/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)