Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Салихова Х.А., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Е.В. на решение ... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований П.Е.В. к Администрации ... о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., участок ... с кадастровым номером ... в порядке приватизации - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
П.Е.В. обратилась с иском к Администрации ... о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., участок N ....
Иск был мотивирован тем, что спорный земельный участок входит в территорию СНТ ..., ранее предоставленную решением Исполнительного комитета ... от дата N ..., и закреплен за П.Е.В., которая является членом садоводческого товарищества, пользуется земельным участком и уплачивает все необходимые сборы с дата. Ранее указанным земельным участком владел и пользовался отец истца с дата. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ... от дата N ... членам СНТ ... было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемы земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе П.Е.В. просила его отменить, поскольку ответчиками не доказан факт нахождения спорного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов, более того, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, не является санитарной зоной охраны источников водоснабжения, предусмотренной нормами ГрК Российской Федерации, ВК Российской Федерации, и основана на утративших силу нормах, а также не зарегистрирована в установленном порядке.
Кроме того, в апелляционной жалобе содержится довод о том, что постановлением администрации от дата N ... часть земельных участков в СНТ ... ответчиком во внесудебном порядке были переданы в собственность членам товарищества.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив апелляционную жалобу, заслушав представителей П.Е.В. - Ч.Н.С., Т.А.Т., председателя СНТ ... Ч.Н.С., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Администрации ..., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Согласно п. 6 ст. 28 обозначенного закона основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 43 ВК Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Исходя из положений п. п. 2, 5 ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как подтверждается материалами дела, Решением исполнительного комитета ... от дата N ... отведены земельные участки под коллективные сады в районе ... общей площадью ... га (л.д. N ...).
Согласно членской книжке садовода СНТ ... П.Е.В. с дата имеет в пользовании земельный участок N ... площадью ... кв. м (л.д. N ...).
Управлением по земельным ресурсам администрации ... письмом от дата N ... председателю СНТ ... Ч.Н.С. было отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с их нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и, как следствие, отнесенным к землям, ограниченным в обороте (л.д. N ...).
Как указано в представленном истцом кадастровом паспорте спорного земельного участка от дата, он полностью входит в санитарную зону охраны водозаборов, ... пояс, сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа ... от дата N ... (л.д. N ...).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в пределах второго пояса зон санитарной охраны водных объектов и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, соответствующего обстоятельствам дела, которые подтверждаются имеющимися доказательствами.
Исходя из п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, вышеуказанным Решением Совета городского округа ... от дата N ... указание на зоны санитарной охраны включено в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения ...", что следует из ст. 50 Правил землепользования и застройки городского округа город ....
Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения ..." согласован Уфимским городским центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. N ...). На основании и в границах указанного проекта распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес.
Вхождение спорного земельного участка N ... с кадастровым номером ... в границу... пояса зоны санитарной охраны питьевых водозаборов подтверждено как кадастровым паспортом от дата. Доказательств иного истцом не предоставлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером... общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., уч. N ..., относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям по землепользованию, возникшим в дата, распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку возможность оформления права собственности на земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданину-члену такого объединения установлена законом только с дата.
При этом обязательность установления зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих водопровод, установлена не утратившим силу Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", которое не признано утратившим силу в связи с принятием иных нормативно-правовых актов, в том числе, ЗК Российской Федерации, ВК Российской Федерации.
Так, п. 1 вышеназванного постановления от 17 мая 1937 года предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод. Согласно п. п. 2, 4 постановления зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим; второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Таким образом, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, в границах, определенных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес", утвержденная распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, свидетельствует об установлении в порядке, предусмотренном до введения в действие ВК РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" второго пояса зоны санитарной охраны на территорию, в состав которой вошел спорный земельный участок.
Режим использования земельных участков во втором поясе зоне санитарной охраны источников водоснабжения, предписанный Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года, соответствует режиму использования земельных участков второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, в пределах указанных земельных участков запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) прав на спорный земельный участок судебная коллегия полагает не имеющим правового значения, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. При этом положениями ст. 27 ЗК Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов обязательность государственной регистрации ограничений в связи с установлением зоны санитарной охраны не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении земельных участков в границах СНТ ... иным членам товарищества во внесудебном порядке не может быть принят в качестве основания для отмены либо изменения решения суда, поскольку не имеет преюдициального значения и предметом рассмотрения по настоящему спору не является.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также находит не состоятельными и не являющимися основанием для отмены или изменения решения суда в связи с наличием в ЗК Российской Федерации вышеприведенного прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение ... от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Х.А.САЛИХОВ
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-15625/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N 33-15625/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Салихова Х.А., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Е.В. на решение ... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований П.Е.В. к Администрации ... о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., участок ... с кадастровым номером ... в порядке приватизации - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
П.Е.В. обратилась с иском к Администрации ... о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., участок N ....
Иск был мотивирован тем, что спорный земельный участок входит в территорию СНТ ..., ранее предоставленную решением Исполнительного комитета ... от дата N ..., и закреплен за П.Е.В., которая является членом садоводческого товарищества, пользуется земельным участком и уплачивает все необходимые сборы с дата. Ранее указанным земельным участком владел и пользовался отец истца с дата. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ... от дата N ... членам СНТ ... было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемы земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе П.Е.В. просила его отменить, поскольку ответчиками не доказан факт нахождения спорного участка во втором поясе санитарной охраны водозаборов, более того, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, не является санитарной зоной охраны источников водоснабжения, предусмотренной нормами ГрК Российской Федерации, ВК Российской Федерации, и основана на утративших силу нормах, а также не зарегистрирована в установленном порядке.
Кроме того, в апелляционной жалобе содержится довод о том, что постановлением администрации от дата N ... часть земельных участков в СНТ ... ответчиком во внесудебном порядке были переданы в собственность членам товарищества.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив апелляционную жалобу, заслушав представителей П.Е.В. - Ч.Н.С., Т.А.Т., председателя СНТ ... Ч.Н.С., поддержавших апелляционную жалобу, представителя Администрации ..., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Согласно п. 6 ст. 28 обозначенного закона основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 43 ВК Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Исходя из положений п. п. 2, 5 ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как подтверждается материалами дела, Решением исполнительного комитета ... от дата N ... отведены земельные участки под коллективные сады в районе ... общей площадью ... га (л.д. N ...).
Согласно членской книжке садовода СНТ ... П.Е.В. с дата имеет в пользовании земельный участок N ... площадью ... кв. м (л.д. N ...).
Управлением по земельным ресурсам администрации ... письмом от дата N ... председателю СНТ ... Ч.Н.С. было отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с их нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и, как следствие, отнесенным к землям, ограниченным в обороте (л.д. N ...).
Как указано в представленном истцом кадастровом паспорте спорного земельного участка от дата, он полностью входит в санитарную зону охраны водозаборов, ... пояс, сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа ... от дата N ... (л.д. N ...).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в пределах второго пояса зон санитарной охраны водных объектов и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, соответствующего обстоятельствам дела, которые подтверждаются имеющимися доказательствами.
Исходя из п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, вышеуказанным Решением Совета городского округа ... от дата N ... указание на зоны санитарной охраны включено в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения ...", что следует из ст. 50 Правил землепользования и застройки городского округа город ....
Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения ..." согласован Уфимским городским центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. N ...). На основании и в границах указанного проекта распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес.
Вхождение спорного земельного участка N ... с кадастровым номером ... в границу... пояса зоны санитарной охраны питьевых водозаборов подтверждено как кадастровым паспортом от дата. Доказательств иного истцом не предоставлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером... общей площадью ... кв. м, расположенный по адресу: адрес, СНТ ..., уч. N ..., относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям по землепользованию, возникшим в дата, распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку возможность оформления права собственности на земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданину-члену такого объединения установлена законом только с дата.
При этом обязательность установления зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих водопровод, установлена не утратившим силу Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", которое не признано утратившим силу в связи с принятием иных нормативно-правовых актов, в том числе, ЗК Российской Федерации, ВК Российской Федерации.
Так, п. 1 вышеназванного постановления от 17 мая 1937 года предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод. Согласно п. п. 2, 4 постановления зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим; второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Таким образом, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, в границах, определенных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес", утвержденная распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, свидетельствует об установлении в порядке, предусмотренном до введения в действие ВК РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" второго пояса зоны санитарной охраны на территорию, в состав которой вошел спорный земельный участок.
Режим использования земельных участков во втором поясе зоне санитарной охраны источников водоснабжения, предписанный Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года, соответствует режиму использования земельных участков второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, в пределах указанных земельных участков запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) прав на спорный земельный участок судебная коллегия полагает не имеющим правового значения, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. При этом положениями ст. 27 ЗК Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов обязательность государственной регистрации ограничений в связи с установлением зоны санитарной охраны не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении земельных участков в границах СНТ ... иным членам товарищества во внесудебном порядке не может быть принят в качестве основания для отмены либо изменения решения суда, поскольку не имеет преюдициального значения и предметом рассмотрения по настоящему спору не является.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также находит не состоятельными и не являющимися основанием для отмены или изменения решения суда в связи с наличием в ЗК Российской Федерации вышеприведенного прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение ... от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Х.А.САЛИХОВ
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)