Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Сараев И.С. по доверенности N 364 от 26.12.2013,
от ответчика - представитель Бурлова Е.Л. по доверенности серии 63 АА N 2415710 от 16.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, принятое по делу N А55-5126/2014 (судья Селиваткин П.В.),
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964),
к ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
о взыскании 17 128 441 руб. 42 коп.,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд с иском к обществу ограниченной ответственностью "Волжская территориальная генерирующая компания" о взыскании 17 128 441 руб. 42 коп., в том числе основного долга в размере 15 615 862 руб. 10 коп., пени за просрочку платежа в размере 1 512 579 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.06.2006 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - арендатор, ответчик) был заключен договор аренды N 027627з земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Кабельная, площадью 665 408,99 кв. м, с целью использования - под золовое поле.
Указанный земельный участок был передан ответчику по акту приема - передачи от 30.06.2006.
Согласно пункту 3.2 данного договора срок его действия истекает 31.10.2006.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 договора аренды N 027627з от 30.06.2006 арендатор принял на себя обязательство по своевременному внесению арендной платы за использование указанного земельного участка.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств послужило истцу основание для обращения в арбитражный суд с заявленным иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство).
Соответственно, в настоящее время права арендодателя по обозначенному договору аренды переданы Министерству имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Сторонами установлен срок действия договора - 31.10.2006 (п. 3.2 договора).
В пункте 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Доказательств, что арендодатель выразил волю на прекращение арендных отношений по договору аренды земельного участка от 30.06.2006 N 027627з суду не представлено.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства возврата ответчиком истцу арендованного имущества или письменного уведомления ответчика о возврате всего имущества после прекращения срока действия договора аренды от 30.10.1997, по правилам статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор считается заключенным сторонами на неопределенный срок.
Истец числит за ответчиком задолженность по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 15 615 862 руб. 10 коп.
Кроме того, истцом на основании п. 7.2 договора аренды земельного участка N 027627з от 30.06.2006 за просрочку арендных платежей начислены пени в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки за период с 11.09.2013 по 31.12.2013 в размере 1 512 579 руб. 32 коп.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 данного Закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
Из материалов дела усматривается, что площадь ГТС золошлакоотвала составляет 665 409 кв. м.
Золошлакоотвал предприятия "Безымянская ТЭЦ" Самарского филиала "ОАО "Волжская ТГК" внесен в Российский регистр гидротехнических сооружений и ему присвоен регистрационный код: 211360000286000.
Нахождение гидротехнического сооружения на спорном земельном участке подтверждаются декларацией безопасности гидротехнических сооружений Безымянской ТЭЦ Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" N 12-12 (00)0040-17-ТЭЦ от 10.05.2012, разрешением на эксплуатацию гидротехнических сооружений N 0040-17-ТЭЦ от 18.05.2012, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, письмом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 07-12/3180-12 от 10.05.2012, заключением идентификации золошлакоотвала Безымянской ТЭЦ как гидротехнического сооружения, выполненного ЗАО "Экоцентр-Агрохимбезопасность", письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N 01-15/11594, письмом Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) N ВН-02-22/5912 от 15.11.2012, выпиской из Российского регистра гидротехнических сооружений исх.N 385 от 01.11.2013, выданной Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", арбитражный суд установил, что арендуемый ответчиком земельный участок, занятый золошлакоотвалом, относится к землям, ограниченным в обороте, поскольку расположен под объектом гидротехнического сооружения.
Предельный размер арендной платы в данном случае является специальной льготой, установленной в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 10.07.2006 г. N 122-э истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 63.1.11.
Договор аренды от 30.06.2006 заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, ставки арендной платы по нему являются регулируемой ценой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.01.2013).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком (размер не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка) являются обязательными для сторон.
Указанные правовые выводы изложены в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 15824/12.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами, которые являются гидротехническими сооружениями, кроме того ограниченными в обороте и не подлежащими приобретению в собственность (ст. 27 ЗК РФ) должен быть установлен в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Указанная правовая позиция подтверждается материалами правоприменительной практики (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 14902/12 по делу А40-111150/11-155-953, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 N 15АП-9417/2010).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что для расчета арендной платы, начиная с 31.08.2013 суду необходимо применять ставку арендной платы, утвержденную приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Исчисление истцом размера арендной платы исходя из методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является неправомерным.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в п. 3 и п. 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, которым в данном случае является ГТС "золошлакоотвал".
Следовательно, Правительство РФ, разрабатывая общие принципы и начала определения арендной платы за земельные участки, не намерено было отказываться от государственного регулирования цен на землепользование под спорными объектами и передавать свои полномочия в этой части субъектам РФ.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал подлежащую применению судами с момента опубликования постановления правовую позицию, о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 и подтверждено впоследствии Президиумом ВАС РФ в постановлении N 14902/12 от 02.04.2013, эти ставки арендной платы являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдачи в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями. Указанные правовые позиции обосновывают необходимость применения для расчета арендной платы к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, положений Постановление N 582 от 16.07.2009.
Ежегодная плата за земельный участок в данном случае рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Довод истца о том, что правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, была скорректирована посредством принятия постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 17.11.2011 N 73" правомерно признан необоснованным.
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13, постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 не содержит разъяснений по вопросам определения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной и федеральной собственности.
Таким образом, за период с 01.01.2013 по 30.08.2013 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. За период с 31.08.2013 по 31.12.2013 размер арендной платы должен быть исчислен в соответствии с приказом Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013.
Судом установлено, что за спорный период задолженность у ответчика отсутствует, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела (л.д. 223-234 т. 2).
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, принятое по делу N А55-5126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-5126/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А55-5126/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
при участии в заседании:
от истца - представитель Сараев И.С. по доверенности N 364 от 26.12.2013,
от ответчика - представитель Бурлова Е.Л. по доверенности серии 63 АА N 2415710 от 16.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, принятое по делу N А55-5126/2014 (судья Селиваткин П.В.),
по иску Министерства имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964),
к ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946),
о взыскании 17 128 441 руб. 42 коп.,
установил:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд с иском к обществу ограниченной ответственностью "Волжская территориальная генерирующая компания" о взыскании 17 128 441 руб. 42 коп., в том числе основного долга в размере 15 615 862 руб. 10 коп., пени за просрочку платежа в размере 1 512 579 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в жалобе доводам, просил суд апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.06.2006 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - арендатор, ответчик) был заключен договор аренды N 027627з земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Кабельная, площадью 665 408,99 кв. м, с целью использования - под золовое поле.
Указанный земельный участок был передан ответчику по акту приема - передачи от 30.06.2006.
Согласно пункту 3.2 данного договора срок его действия истекает 31.10.2006.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 договора аренды N 027627з от 30.06.2006 арендатор принял на себя обязательство по своевременному внесению арендной платы за использование указанного земельного участка.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств послужило истцу основание для обращения в арбитражный суд с заявленным иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство).
Соответственно, в настоящее время права арендодателя по обозначенному договору аренды переданы Министерству имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Сторонами установлен срок действия договора - 31.10.2006 (п. 3.2 договора).
В пункте 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Доказательств, что арендодатель выразил волю на прекращение арендных отношений по договору аренды земельного участка от 30.06.2006 N 027627з суду не представлено.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства возврата ответчиком истцу арендованного имущества или письменного уведомления ответчика о возврате всего имущества после прекращения срока действия договора аренды от 30.10.1997, по правилам статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации указанный договор считается заключенным сторонами на неопределенный срок.
Истец числит за ответчиком задолженность по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 15 615 862 руб. 10 коп.
Кроме того, истцом на основании п. 7.2 договора аренды земельного участка N 027627з от 30.06.2006 за просрочку арендных платежей начислены пени в размере 0,1% с просроченной суммы за каждый день просрочки за период с 11.09.2013 по 31.12.2013 в размере 1 512 579 руб. 32 коп.
В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 данного Закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, для применения порядка определения размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, не имеет значения, заключался договор аренды земельного участка в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, достаточным основанием для применения льготного порядка определения размера арендной платы является вид и принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, передаваемых в аренду.
Из материалов дела усматривается, что площадь ГТС золошлакоотвала составляет 665 409 кв. м.
Золошлакоотвал предприятия "Безымянская ТЭЦ" Самарского филиала "ОАО "Волжская ТГК" внесен в Российский регистр гидротехнических сооружений и ему присвоен регистрационный код: 211360000286000.
Нахождение гидротехнического сооружения на спорном земельном участке подтверждаются декларацией безопасности гидротехнических сооружений Безымянской ТЭЦ Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК" N 12-12 (00)0040-17-ТЭЦ от 10.05.2012, разрешением на эксплуатацию гидротехнических сооружений N 0040-17-ТЭЦ от 18.05.2012, выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, письмом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 07-12/3180-12 от 10.05.2012, заключением идентификации золошлакоотвала Безымянской ТЭЦ как гидротехнического сооружения, выполненного ЗАО "Экоцентр-Агрохимбезопасность", письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N 01-15/11594, письмом Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) N ВН-02-22/5912 от 15.11.2012, выпиской из Российского регистра гидротехнических сооружений исх.N 385 от 01.11.2013, выданной Федеральным агентством водных ресурсов (Росводресурсы).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и руководствуясь подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", арбитражный суд установил, что арендуемый ответчиком земельный участок, занятый золошлакоотвалом, относится к землям, ограниченным в обороте, поскольку расположен под объектом гидротехнического сооружения.
Предельный размер арендной платы в данном случае является специальной льготой, установленной в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 10.07.2006 г. N 122-э истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 63.1.11.
Договор аренды от 30.06.2006 заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, ставки арендной платы по нему являются регулируемой ценой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 (в редакции от 25.01.2013).
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком (размер не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка) являются обязательными для сторон.
Указанные правовые выводы изложены в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 15824/12.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что размер арендной платы за пользование земельными участками под линейными объектами, которые являются гидротехническими сооружениями, кроме того ограниченными в обороте и не подлежащими приобретению в собственность (ст. 27 ЗК РФ) должен быть установлен в пределах 1,5% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Указанная правовая позиция подтверждается материалами правоприменительной практики (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 14902/12 по делу А40-111150/11-155-953, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 N 15АП-9417/2010).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что для расчета арендной платы, начиная с 31.08.2013 суду необходимо применять ставку арендной платы, утвержденную приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009.
Исчисление истцом размера арендной платы исходя из методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является неправомерным.
Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в п. 3 и п. 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, которым в данном случае является ГТС "золошлакоотвал".
Следовательно, Правительство РФ, разрабатывая общие принципы и начала определения арендной платы за земельные участки, не намерено было отказываться от государственного регулирования цен на землепользование под спорными объектами и передавать свои полномочия в этой части субъектам РФ.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11 сформулировал подлежащую применению судами с момента опубликования постановления правовую позицию, о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации, и земель, государственная собственность на которые не разграничена) не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 и подтверждено впоследствии Президиумом ВАС РФ в постановлении N 14902/12 от 02.04.2013, эти ставки арендной платы являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдачи в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями. Указанные правовые позиции обосновывают необходимость применения для расчета арендной платы к земельным участкам, собственность на которые не разграничена, положений Постановление N 582 от 16.07.2009.
Ежегодная плата за земельный участок в данном случае рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013.
Довод истца о том, что правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, была скорректирована посредством принятия постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13 "О внесении дополнений в постановление Пленума ВАС от 17.11.2011 N 73" правомерно признан необоснованным.
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13, постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 не содержит разъяснений по вопросам определения размера ставок арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной и федеральной собственности.
Таким образом, за период с 01.01.2013 по 30.08.2013 ответчик должен был уплатить арендную плату в размере, не превышающем 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка. За период с 31.08.2013 по 31.12.2013 размер арендной платы должен быть исчислен в соответствии с приказом Минэкономразвития N 347 от 18.06.2013.
Судом установлено, что за спорный период задолженность у ответчика отсутствует, что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела (л.д. 223-234 т. 2).
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2014, принятое по делу N А55-5126/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Н.Ю.ПЫШКИНА
Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)