Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.11.2014 ПО ДЕЛУ N А08-2135/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. по делу N А08-2135/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
- от Администрации Белгородского района Белгородской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью УК "Трансюжстрой": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Белгородского района Белгородской области на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.06.2014 по делу N А08-2135/2014 (судья Полухин Р.О.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Трансюжстрой" к Администрации Белгородского района Белгородской области о признании незаконным бездействия Администрации Белгородского района Белгородской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения, по вопросу предоставления земельного участка в собственность ООО УК "Трансюжстрой", обязании Администрации Белгородского района Белгородской области принять соответствующее решение по вопросу предоставления в собственность ООО УК "Трансюжстрой" испрашиваемого земельного участка, обязать Администрацию Белгородского района Белгородской области осуществить подготовку проекта договора купли-продажи испрашиваемого объекта недвижимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Трансюжстрой" (далее - ООО УК "Трансюжстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Администрации Белгородского района Белгородской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по вопросу предоставления земельного участка площадью 204,0 кв. м с кадастровым номером 31:15:0801001:444, под нежилым зданием, назначение: промышленное, общая площадь 111,7 кв. м, адрес: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, ул. Лейтенанта Павлова, 5М в собственность обществу с ограниченной ответственностью УК "Трансюжстрой", об обязании Администрации Белгородского района Белгородской области принять решение по вопросу о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью УК "Трансюжстрой" указанного земельного участка, об обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.06.2014, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Бездействие Администрации Белгородского района Белгородской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность ООО УК "Трансюжстрой" признано незаконным. Администрация обязана принять решение по вопросу предоставления в собственность Общества испрашиваемого земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого объекта недвижимости и направить его заявителю с предложением о заключении договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда области отменить.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы указывает на то, что суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в нарушение положений ст. 33 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при отсутствии произведенных в установленном порядке расчетов площади земельного участка, необходимого для эксплуатации нежилого здания площадью 111,7 кв. м
Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в соответствии с нормами действующего законодательства если суд установит, что письменное обращение не рассмотрено в течение установленного срока, суду следует признать действие (бездействие) незаконным и обязать рассмотреть обращение заявителя в установленный срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Вместе с тем суд первой инстанции в резолютивной части обжалуемого решения обязал Администрацию подготовить соответствующий договор с Обществом.
Указывает на то, что распоряжение Администрации от 12.07.2013 N 1471 "О формировании земельного участка в п. Новосадовый" отменено распоряжением Администрации от 23.07.2014 N 1837 по причине не соответствия требованиям ст. 33 ЗК РФ, в связи с чем, ссылки Общества и суда первой инстанции на распоряжение от 12.07.2013 N 1471 безосновательны.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
ООО УК "Трансюжстрой" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО УК "Трансюжстрой" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание, промышленного назначения, общей площадью 111,7 кв. м, инвентарный N 14311, Литер А7, этажность 1, кадастровый номер: 31:15:00:00:14311/02:1001/А7, расположенное по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый. Право собственности ООО УК "Трансюжстрой" подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 31-АВ N 088204, выданным 09.02.2011 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.2010 сделана запись о регистрации за N 31-31-01/282/2010-085.
Как указывает ООО УК "Трансюжстрой", последнему принадлежит производственный комплекс, расположенный на земельном участке площадью 69 934 кв. м с кадастровым номером 31:15:0801001:11, местоположение: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, куда в свою очередь входит указанный выше объект недвижимости.
В целях упорядочения землепользования и на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 30.11.2011 ООО УК "Трансюжстрой" обратилось к главе Администрации Белгородского района Белгородской с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 25 556 кв. м, расположенного непосредственно под нежилыми зданиями, принадлежащими Обществу на праве собственности и образующими производственный комплекс. Указанный земельный участок является частью земельного участка площадью 69 934 кв. м с кадастровым номером 31:15:0801001:11.
В ответ на указанное заявление 30.12.2011 Администрация Белгородского района Белгородской области в лице Комитета по управлению муниципальной собственность Белгородского района, сообщила, что рассмотреть обращение не представляется возможным в связи с отсутствием пакета документов, необходимого для рассмотрения и принятия решения. Кроме того Администрация указала, что испрашиваемая заявителем площадь земельного участка является необоснованной. ООО УК "Трансюжстрой" было предложено подготовить землеустроительный материал (включающий в себя акт выбора земельного участка, согласование с представителями служб, входящих в комиссию, межевой план земельного участка, осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет) для дальнейшего предоставления, согласно действующему законодательству.
Поскольку на момент обращения заявителя к Администрации осуществить постановку земельного участка на государственный кадастровый учет не представлялось возможным в связи с тем, что правообладателем земельного участка площадью 69 934 кв. м с кадастровым номером 31:15:0801001:11 местоположение: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, по данным кадастрового учета являлся АОЗТ "Плодоовощной" (ликвидировано в связи с банкротством), вид права - коллективно-совместная собственность. Администрация Белгородского района Белгородской области обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об указанном земельном участке.
16.05.2012 на основании решения Арбитражного суда Белгородской области от 12.04.2012 N А08-8761/2011 земельный участок площадью 69 934 кв. м с кадастровым номером 31:15:0801001:11 местоположение: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый снят с кадастрового учета.
29.06.2012 и 03.08.2012 ООО УК "Трансюжстрой" повторно обращалось к Администрации Белгородского района Белгородской с заявлением сформировать и предоставить в собственность земельный участок площадью 25 556 кв. м под нежилыми зданиями, принадлежащими ООО УК "Трансюжстрой" на праве собственности и образующими производственный комплекс.
16.08.2012 Администрация Белгородского района Белгородской области сообщила, что для объективного рассмотрения обращения о выделении земельного участка площадью 25 556 кв. м в пос. Новосадовый, ООО УК "Трансюжстрой" необходимо представить следующие документы: согласованный межевой план соответствующего земельного участка, постановление о присвоении географического адреса земельному участку, письмо Администрации Новосадовского сельского поселения, копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на здания, расположенные на земельном участке.
Указанное требование Обществом было исполнено, запрашиваемые документы были представлены, что подтверждается ответом от 19.09.2012.
Письмами от 04.10.2012, от 05.10.2012 Администрация сообщила, что площадь испрашиваемого земельного участка, составляющая 25 556 кв. м, значительно превышает площадь зданий, принадлежащих ООО УК Трансюжстрой" на праве собственности, в связи с чем, оформление правоустанавливающих документов может быть осуществлено на земельный участок площадью, соответствующей площади зданий. Оставшуюся территорию, необходимую для эксплуатации указанных зданий, подлежит оформить в аренду для целей не связанных со строительством.
Во исполнение требований Администрации, изложенных в письмах от 04.10.2012, 05.10.2012 ООО УК "Трансюжстрой" произвело межевание испрашиваемого земельного участка в соответствии с площадью занимаемых зданий.
Таким образом, из единого земельного участка 25 556 кв. м для эксплуатации производственного комплекса ООО УК "Трансюжстрой" по адресу: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, ул. Лейтенанта Павлова, 1 Ж был сформирован земельный участок площадью 204,0 кв. м под нежилым зданием, промышленного назначения, общей площадью 111,7 кв. м. На основании распоряжения главы Администрации Новосадовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области N 173 от 31.10.2012 земельному участку присвоен адрес: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, ул. Лейтенанта Павлова, 5 М.
ООО УК "Трансюжстрой" 15.11.2012 повторно обратилось к Администрации Белгородского района Белгородской области с заявлением предоставить в собственность вновь образованный земельный участок.
Администрация Белгородского района Белгородской области в ответ на указанное заявление повторно потребовала представить документы, подтверждающие право собственности на здание, расположенное на испрашиваемом земельном участке.
Распоряжением от 12.07.2013 N 1471 Администрация сформировала земельный участок площадью 204.0 кв. м для эксплуатации нежилого здания промышленного назначения, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, п. Новосадовый, ул. Лейтенанта Павлова 5М.
Во исполнение указанного распоряжения Общество обеспечило за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ. 29.08.2013 был изготовлен кадастровый паспорт на соответствующий земельный участок в пос. Новосадовый, в результате чего земельный участок был поставлен на кадастровый учет и данному участку присвоен кадастровый номер 31:15:0801001:444. Один экземпляр кадастрового паспорта был предоставлен правообладателю земельного участка - Администрации Белгородской области.
Вместе с тем, письмом от 10.12.2013 Администрация сообщила, что обращение Общества от 22.10.2013 о предоставлении в собственность соответствующих земельных участков, рассмотрено, однако ООО УК "Трансюжстрой" до настоящего времени не представлен кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок. Кроме того, в данном в письме было указано, что Общество обязано оплатить неосновательное обогащение за пользование земельными участками общей площадью 3 333 кв. м.
Полагая, что Администрация допускает бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по вопросу предоставления земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что Администрация Белгородского района Белгородской области допустила бездействие относительно принятия решения в установленный законом срок по заявлению Общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанным ненормативным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Из материалов дела усматривается, что Общество является собственником нежилого промышленного здания, общей площадью 111,7 кв. м, адрес: Белгородская область, Белгородский район, пос. Новосадовый, ул. Лейтенанта Павлова, 5, которое в свою очередь входит в производственный комплекс, состоящих и из других зданий. 30.12.2011 ООО УК "Трансюжстрой" обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 25 556 кв. м для эксплуатации производственного комплекса. Впоследствии Общество произвело межевание испрашиваемого земельного участка в соответствии с площадью занимаемых зданий. Таким образом, был сформирован земельный участок площадью 204,0 кв. м под нежилым зданием, промышленного назначения, общей площадью 111,7 кв. м.
Распоряжением от 12.07.2013 N 1471 Администрация сформировала земельный участок площадью 204.0 кв. м для эксплуатации указанного нежилого здания промышленного назначения.
29.08.2013 был изготовлен кадастровый паспорт на указанный земельный участок, который был поставлен на кадастровый учет. Земельному участку площадью 204.0 кв. м присвоен кадастровый номер 31:15:0801001:444. Один экземпляр кадастрового паспорта был предоставлен правообладателю земельного участка - Администрации Белгородской области.
Также из материалов дела следует, что необходимый пакет документов, в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" представлялся Обществом в Администрацию Белгородского района Белгородской области, а именно документ подтверждающий право собственности на нежилое помещение промышленного назначения общей площадью 111,7 кв. м, расположенное под испрашиваемым земельным участком, кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка. Данный факт Администрацией не оспорен.
Вместе с тем, Администрацией в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок не принято решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность ООО УК "Трансюжстрой".
Принимая во внимание данные обстоятельства, арбитражный суд удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, соглашаясь с выводами суда области, учитывает, что испрашиваемый заявителем земельный участок не изъят и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Доказательств иного в материалах дела не представлено.
В письме исх. N 427 от 31.01.2014 Администрация Белгородского района Белгородской области не указала объективных обстоятельств, которые бы в соответствии с нормами действующего законодательства могли послужить препятствием к принятию решения о предоставлении заявителю права собственности на испрашиваемый земельный участок и заключению договора купли-продажи.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие Администрации Белгородского района Белгородской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по вопросу о предоставлении земельного участка в собственность ООО УК "Трансюжстрой" и обязал Администрацию принять решение по вопросу предоставления в собственность Общества испрашиваемого объекта недвижимости, направить последнему подготовленный договор купли-продажи земельного участка.
Довод заявителя жалобы об отсутствии произведенных в установленном порядке расчетов площади земельного участка необходимого для эксплуатации нежилого здания площадью 111,7 кв. м отклоняется апелляционной коллегией, поскольку земельный участок площадью 204.0 кв. м был сформирован Администрацией для эксплуатации нежилого промышленного помещения, принадлежащего Обществу на праве собственности, указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что площадь испрашиваемого земельного участка является объективно завышенной, Администрацией в материалы дела не представлено.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на то, что суд области неправомерно указал в резолютивной части обжалуемого судебного акта на обязанность Администрации подготовить соответствующий проект договора купли-продажи испрашиваемого Обществом земельного участка и направить его последнему отклоняется апелляционной коллегией за несостоятельностью.
Довод заявителя жалобы о том, что распоряжение Администрации от 12.07.2013 N 1471 "О формировании земельного участка в п. Новосадовый" отменено распоряжением Администрации от 23.07.2014 N 1837 по причине не соответствия требованиям ст. 33 ЗК РФ, в связи с чем, ссылки Общества и суда первой инстанции на распоряжение от 12.07.2013 N 1471 безосновательны, не принимается апелляционным судом. Данный акт, согласно его дате, издан после принятия обжалуемого судебного акта и не мог быть принят во внимание при рассмотрении судом настоящего спора. Суд правомерно оценил все представленные доказательства и фактические обстоятельства.
Иные доводы не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения требований заявителя жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.06.2014 по делу N А08-2135/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через
арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)