Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителя: Пономарев С.В. по доверенности от 25.06.2014;
- от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 30.12.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 сентября 2014 года
по делу N А45-12679/2014 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Сибирь",
р.п. Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская область (ОГРН 1125476136763)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушение прав,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Сибирь" (далее - заявитель, товарищество, ДНТ "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация, апеллянт) о признании незаконным решения от 26.03.2014 N 1335/01-12 об отказе ДНТ "Сибирь" в предоставлении земельного участка площадью 1,1 га; об обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области устранить нарушение прав ДНТ "Сибирь" путем предоставления ему земельного участка площадью 1,1 га согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы о том, что вывод суда о рассмотрении заявления в порядке статьи 34 ЗК РФ является необоснованным; земельный участок не стоит на кадастровом учете и не сформирован, в связи с чем решение суда является неисполнимым; оспариваемое решение заинтересованного лица не нарушает законных прав заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Товарищество в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.02.2014 дачным некоммерческим товариществом "Сибирь" в администрацию Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой возобновления рассмотрения вопроса о выделении земельного участка площадью 1,1 га для организации дачного некоммерческого товарищества по заявлению от 26.11.2013 вх. 16004 согласно статье 31 ЗК РФ.
Решением, изложенным в письме от 26.03.2013 N 1335/01-12, Администрация Новосибирского района Новосибирской области отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, указав на то, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества.
Заявитель, не согласившись с принятым Администрацией Новосибирского района Новосибирской области, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, поскольку ДНТ "Сибирь" выполнило требования законодательства, предъявляемые при обращении в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представив, в том числе, ходатайство от органа местного самоуправления. В свою очередь, Администрация Новосибирского района Новосибирской области необоснованно отказала ему в предоставлении земельного участка для целей, преследуя которые, ДНТ "Сибирь" создано.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно пункта 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Частью 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках определяет орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях, из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений гражданам. Зонирование территории осуществляется по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждается нормативным правовым актом с учетом мнения населения на публичных слушаниях. Цель зонирования территории - это определение границ зон в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, лесным и водным законодательством с последующим определением категории земель и вида их разрешенного использования.
Как следует из материалов дела доказательства личного обращения граждан для предоставления им земельного участка отсутствуют, равно и как наличие списка граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по указанному вопросу, доказательств того, что только кандидаты в члены ДНТ "Сибирь" (л.д. 14) являются нуждающимися в предоставлении участков в указанных целях, в материалах дела не имеется, т.к. нет доказательств того, что органом местного самоуправления такой список составлялся, и производился расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, проводилось зонирование территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровом учете и сформирован, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении ДНТ "Сибирь" процедуры выбора земельного участка, установленного Законом N 66-ФЗ.
Факт регистрации названного ДНП в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации района предоставить ему в льготном порядке земельный участок.
Указанный подход согласуется с позицией, изложенной в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2014 по делу N А75-5564/2013.
Как следует из материалов дела ДНТ "Сибирь" было создано гражданами не в той последовательности и не в том порядке, которые определены статьей 14 Закона N 66-ФЗ. учредители ДНТ "Сибирь", указанные в ЕГРЮЛ (Голубев ЕГ., Патрин Д.Н., Шаров С.Н.), не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им садового или дачного участка. Список кандидатов в члены ДНТ "Сибирь" из семи человек, утвержденный Главой Администрации Мочищенского района без указания даты (л.д. 14), представлен не в рамках указанной процедуры, список граждан, нуждающихся в предоставлении участков в указанных целях, органом местного самоуправления не составлялся, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, не производился, представленное в материалы дела обоснование запрашиваемых земель выполнено ООО "Сибирь-Развитие" для размещения 7 участков, не органом местного самоуправления, как установлено частью 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ. Доказательств того, что производилось зонирование территории Мочищенского сельского поселения, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не представлено. Как следует из ЕГРЮЛ - л.д. 34, Устава ДНТ "Сибирь" - л.д. 21, товарищество имеет место нахождения в р.п. Краснообск, 7а, кандидаты в члены товарищества проживают в г. Новосибирске, взаимосвязь товарищества с Мочищенским сельским поселением из материалов дела не усматривается.
С учетом указанного, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Администрации района в предоставлении испрашиваемого участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и Закону N 66-ФЗ, не нарушены права и законные интересы товарищества, т.к. оно не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры обеспечения ему выбора земельного участка, установленной Законом N 66-ФЗ при соблюдении им положений указанного Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Несмотря на то, что решение Администрации от 26.03.2014 N 1335/01-12 с учетом основания отказа, изложенного в нем (наличие объектов недвижимости), надлежащими доказательствами неподтвержденного, не соответствует положениям земельного законодательства и принято без учета специальных норм Закона N 66-ФЗ, однако, указанное решение не нарушает права и законные интересы товарищества, поскольку при обращении в Администрацию по вопросу о предоставлении земельного участка, в отсутствие доказательств личного обращения граждан для предоставления земельного участка нет оснований удовлетворении заявленных требований товарищества, т.е. отсутствует совокупность условий, установленная частью 1 статьи 198 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решения, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда в части удовлетворения требований налогоплательщика, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе товариществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, удовлетворяя апелляционную жалобу Администрации.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 сентября 2014 года по делу N А45-12679/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Дачному некоммерческому товариществу "Сибирь" в удовлетворении требований о признании незаконным (недействительным) отказа (решения) Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 26.03.2014 N 1335/01-12.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2014 ПО ДЕЛУ N А45-12679/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу N А45-12679/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Ю.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
- от заявителя: Пономарев С.В. по доверенности от 25.06.2014;
- от заинтересованного лица: Тимошенко И.В. по доверенности от 30.12.2013;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации Новосибирского района Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 сентября 2014 года
по делу N А45-12679/2014 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Сибирь",
р.п. Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская область (ОГРН 1125476136763)
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушение прав,
установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Сибирь" (далее - заявитель, товарищество, ДНТ "Сибирь") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация, апеллянт) о признании незаконным решения от 26.03.2014 N 1335/01-12 об отказе ДНТ "Сибирь" в предоставлении земельного участка площадью 1,1 га; об обязании Администрации Новосибирского района Новосибирской области устранить нарушение прав ДНТ "Сибирь" путем предоставления ему земельного участка площадью 1,1 га согласно схеме расположения испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы апеллянт приводит доводы о том, что вывод суда о рассмотрении заявления в порядке статьи 34 ЗК РФ является необоснованным; земельный участок не стоит на кадастровом учете и не сформирован, в связи с чем решение суда является неисполнимым; оспариваемое решение заинтересованного лица не нарушает законных прав заявителя.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Товарищество в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Администрации в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, настаивала на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, 20.02.2014 дачным некоммерческим товариществом "Сибирь" в администрацию Новосибирского района Новосибирской области подано заявление с просьбой возобновления рассмотрения вопроса о выделении земельного участка площадью 1,1 га для организации дачного некоммерческого товарищества по заявлению от 26.11.2013 вх. 16004 согласно статье 31 ЗК РФ.
Решением, изложенным в письме от 26.03.2013 N 1335/01-12, Администрация Новосибирского района Новосибирской области отказала заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, указав на то, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимого имущества.
Заявитель, не согласившись с принятым Администрацией Новосибирского района Новосибирской области, обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого им земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, поскольку ДНТ "Сибирь" выполнило требования законодательства, предъявляемые при обращении в соответствующий уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, представив, в том числе, ходатайство от органа местного самоуправления. В свою очередь, Администрация Новосибирского района Новосибирской области необоснованно отказала ему в предоставлении земельного участка для целей, преследуя которые, ДНТ "Сибирь" создано.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно пункта 2 статьи 13 Закона N 66-ФЗ регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Согласно статье 13 Закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Частью 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ установлено, что потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках определяет орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Законом N 66-ФЗ предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений. Согласно статье 12 указанного Закона при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 66-ФЗ на территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).
Таким образом, предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом N 66-ФЗ, без проведения торгов на основании заявлений граждан, нуждающихся в предоставлении земель в указанных целях и обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении им земельного участка в таких целях, из фонда перераспределения земель с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений гражданам. Зонирование территории осуществляется по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации и утверждается нормативным правовым актом с учетом мнения населения на публичных слушаниях. Цель зонирования территории - это определение границ зон в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, лесным и водным законодательством с последующим определением категории земель и вида их разрешенного использования.
Как следует из материалов дела доказательства личного обращения граждан для предоставления им земельного участка отсутствуют, равно и как наличие списка граждан, обратившихся в орган местного самоуправления по указанному вопросу, доказательств того, что только кандидаты в члены ДНТ "Сибирь" (л.д. 14) являются нуждающимися в предоставлении участков в указанных целях, в материалах дела не имеется, т.к. нет доказательств того, что органом местного самоуправления такой список составлялся, и производился расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, проводилось зонирование территории, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности, испрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровом учете и сформирован, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении ДНТ "Сибирь" процедуры выбора земельного участка, установленного Законом N 66-ФЗ.
Факт регистрации названного ДНП в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности Администрации района предоставить ему в льготном порядке земельный участок.
Указанный подход согласуется с позицией, изложенной в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 07.02.2014 по делу N А75-5564/2013.
Как следует из материалов дела ДНТ "Сибирь" было создано гражданами не в той последовательности и не в том порядке, которые определены статьей 14 Закона N 66-ФЗ. учредители ДНТ "Сибирь", указанные в ЕГРЮЛ (Голубев ЕГ., Патрин Д.Н., Шаров С.Н.), не обращались в органы местного самоуправления по месту проживания с заявлениями о предоставлении им садового или дачного участка. Список кандидатов в члены ДНТ "Сибирь" из семи человек, утвержденный Главой Администрации Мочищенского района без указания даты (л.д. 14), представлен не в рамках указанной процедуры, список граждан, нуждающихся в предоставлении участков в указанных целях, органом местного самоуправления не составлялся, расчет потребности в земельных участках с учетом количества нуждающихся граждан, земель для размещения имущества общего пользования, исходя из установленных норм предоставления земель, не производился, представленное в материалы дела обоснование запрашиваемых земель выполнено ООО "Сибирь-Развитие" для размещения 7 участков, не органом местного самоуправления, как установлено частью 4 статьи 13 Закона N 66-ФЗ. Доказательств того, что производилось зонирование территории Мочищенского сельского поселения, в пределах которой находится испрашиваемый земельный участок, для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений с учетом природных условий и транспортной доступности не представлено. Как следует из ЕГРЮЛ - л.д. 34, Устава ДНТ "Сибирь" - л.д. 21, товарищество имеет место нахождения в р.п. Краснообск, 7а, кандидаты в члены товарищества проживают в г. Новосибирске, взаимосвязь товарищества с Мочищенским сельским поселением из материалов дела не усматривается.
С учетом указанного, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Администрации района в предоставлении испрашиваемого участка не противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и Закону N 66-ФЗ, не нарушены права и законные интересы товарищества, т.к. оно не лишено возможности обратиться с повторным заявлением в рамках обязательной процедуры обеспечения ему выбора земельного участка, установленной Законом N 66-ФЗ при соблюдении им положений указанного Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Несмотря на то, что решение Администрации от 26.03.2014 N 1335/01-12 с учетом основания отказа, изложенного в нем (наличие объектов недвижимости), надлежащими доказательствами неподтвержденного, не соответствует положениям земельного законодательства и принято без учета специальных норм Закона N 66-ФЗ, однако, указанное решение не нарушает права и законные интересы товарищества, поскольку при обращении в Администрацию по вопросу о предоставлении земельного участка, в отсутствие доказательств личного обращения граждан для предоставления земельного участка нет оснований удовлетворении заявленных требований товарищества, т.е. отсутствует совокупность условий, установленная частью 1 статьи 198 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решения, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда в части удовлетворения требований налогоплательщика, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе товариществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, удовлетворяя апелляционную жалобу Администрации.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 сентября 2014 года по делу N А45-12679/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Дачному некоммерческому товариществу "Сибирь" в удовлетворении требований о признании незаконным (недействительным) отказа (решения) Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 26.03.2014 N 1335/01-12.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)