Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "15" июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20б, ОГРН 1027700475757, ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014, судья Пономарев А.В.,
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20б, ОГРН 1027700475757, ИНН 7705401340)
заинтересованное лицо: Кашкин С.М., Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей: Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - представитель Кочетов Г.В., по доверенности N 94 от 04.02.2014
без участия в судебном заседании представителей: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Кашкина С.М., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления NN 78205-78207 приобщены к материалам дела)
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - заявитель, Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, в котором просило незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 как несоответствующие п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с.Песчанка ул. Школьная, 5.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014 требования Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
- Действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 признаны несоответствующими п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087;
- На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с.Песчанка ул. Школьная, 5.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в порядке статьи 81 АПК РФ представило письменные объяснения.
В судебном заседании представитель Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Кашкина С.М., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило обращение Кашкина Сергея Митрофановича о приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815, площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Школьная, 5.
К обращению, в числе прочих документов, был приложен кадастровый паспорт от 08.10.2013 земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, полагая, что постановка земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815, площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Школьная, 5, незаконна в связи с чем, основания для приватизации земельного участка в испрашиваемом размере отсутствуют, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствуют п/п 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), п. 3 ст. 33 \\Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087, в связи с чем нарушают права заявителя как собственника имущества.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ под постановкой объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет понимаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, действия уполномоченного органа по осуществлению государственного кадастрового учета могут быть оспорены заинтересованным лицом по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 13 ГК РФ, гл. 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Волгоградской городской Думы N 36/1087 от 15.09.2010 г. в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Волгоградской области, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда, Генеральным планом Волгограда и иными муниципальными правовыми актами Волгограда с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Волгограда, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия и рационального использования природных ресурсов утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград (далее - Правила застройки), которыми, в частности, установлены предельные размеры участков для индивидуального жилищного строительства в размере 1000 кв. м (п. 8.4.1.1).
Судом первой инстанции установлено, что 1 октября 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области осуществлены действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815.
Вместе с тем по договору от 22.01.1993 Кашкиным С.М. был приобретен жилой дом полезной площадью 22,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград ул. Школьная, 5 на земельном участке размером 907 кв. м.
Учитывая, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в период действия Правил, максимальный размер площади земельного участка подлежал определению в соответствии с п. 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в отношении земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка, ул. Школьная, 5, должна была принять решение об отказе в постановке на учет земельного участка, а не осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка, ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815.
Вывод суда о том, что оспариваемые действия органа кадастрового учета нарушают прав и законных интересов Мингосимущества, следует признать правильным, поскольку соблюдение п. 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки при решении вопроса о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка влияет на обеспечение соблюдения Мингосимуществом ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, Закона Волгоградской области от 16.12.2011 N 2272-ОД О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно и установления предельных размеров таких земельных участков и т.п.
Принимая во внимание, изложенное, в настоящем деле имеется совокупность условий, необходимых в силу статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
При этом частью 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ, вступившим в силу 01 марта 2010 года, предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом случае заявление Мингосимущества как собственника спорного земельного участка об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, кадастрового номер 34:03:180002:815 основаны на Законе, прав землепользователя не нарушают.
Следовательно, требования Мингосимущества о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 как несоответствующие п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, сводятся исключительно к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, которое в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2014 ПО ДЕЛУ N А12-4194/2014
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2014 г. по делу N А12-4194/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "15" июля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20б, ОГРН 1027700475757, ИНН 7705401340)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014, судья Пономарев А.В.,
по заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Ткачева, д. 20б, ОГРН 1027700475757, ИНН 7705401340)
заинтересованное лицо: Кашкин С.М., Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 12, ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679)
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании представителей: Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области - представитель Кочетов Г.В., по доверенности N 94 от 04.02.2014
без участия в судебном заседании представителей: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Кашкина С.М., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда (почтовые уведомления NN 78205-78207 приобщены к материалам дела)
установил:
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - заявитель, Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, в котором просило незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 как несоответствующие п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с.Песчанка ул. Школьная, 5.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014 требования Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
- Действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 признаны несоответствующими п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087;
- На ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с.Песчанка ул. Школьная, 5.
Не согласившись с принятым решением, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в порядке статьи 81 АПК РФ представило письменные объяснения.
В судебном заседании представитель Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Кашкина С.М., Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило обращение Кашкина Сергея Митрофановича о приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815, площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Школьная, 5.
К обращению, в числе прочих документов, был приложен кадастровый паспорт от 08.10.2013 земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, полагая, что постановка земельного участка с кадастровым номером 34:03:180002:815, площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Школьная, 5, незаконна в связи с чем, основания для приватизации земельного участка в испрашиваемом размере отсутствуют, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Министерства, суд первой инстанции исходил из того, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" не соответствуют п/п 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), п. 3 ст. 33 \\Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087, в связи с чем нарушают права заявителя как собственника имущества.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ под постановкой объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет понимаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, действия уполномоченного органа по осуществлению государственного кадастрового учета могут быть оспорены заинтересованным лицом по основаниям и в порядке, предусмотренным ст. 13 ГК РФ, гл. 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Решением Волгоградской городской Думы N 36/1087 от 15.09.2010 г. в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Волгоградской области, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда, Генеральным планом Волгограда и иными муниципальными правовыми актами Волгограда с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Волгограда, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия и рационального использования природных ресурсов утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград (далее - Правила застройки), которыми, в частности, установлены предельные размеры участков для индивидуального жилищного строительства в размере 1000 кв. м (п. 8.4.1.1).
Судом первой инстанции установлено, что 1 октября 2013 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области осуществлены действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815.
Вместе с тем по договору от 22.01.1993 Кашкиным С.М. был приобретен жилой дом полезной площадью 22,6 кв. м, расположенный по адресу: г. Волгоград ул. Школьная, 5 на земельном участке размером 907 кв. м.
Учитывая, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в период действия Правил, максимальный размер площади земельного участка подлежал определению в соответствии с п. 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области в отношении земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка, ул. Школьная, 5, должна была принять решение об отказе в постановке на учет земельного участка, а не осуществить действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка, ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815.
Вывод суда о том, что оспариваемые действия органа кадастрового учета нарушают прав и законных интересов Мингосимущества, следует признать правильным, поскольку соблюдение п. 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки при решении вопроса о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка влияет на обеспечение соблюдения Мингосимуществом ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, Закона Волгоградской области от 16.12.2011 N 2272-ОД О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно и установления предельных размеров таких земельных участков и т.п.
Принимая во внимание, изложенное, в настоящем деле имеется совокупность условий, необходимых в силу статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
При этом частью 5 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ, введенного в действие Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ, вступившим в силу 01 марта 2010 года, предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом случае заявление Мингосимущества как собственника спорного земельного участка об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, кадастрового номер 34:03:180002:815 основаны на Законе, прав землепользователя не нарушают.
Следовательно, требования Мингосимущества о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1273 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, с. Песчанка ул. Школьная, 5 и внесению в государственный кадастр недвижимости номера 34:03:180002:815 как несоответствующие п/п 2 п. 3 ст. 27 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 3 ст. 33 ЗК РФ и п/п 2 п. 3 раздела 8.4.1.1 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, сводятся исключительно к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, которое в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2014 года по делу N А12-4194/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)