Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чевтайкина Н.А. по доверенности от 11.12.2013 г. (сроком с 16.12.2013 г. по 02.12.2016 г.)
от заинтересованных лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 05 декабря 2013 года по делу N А27-10701/2013 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
к Администрации Прокопьевского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Прокопьевского муниципального района
о признании недействительным распоряжения
установил:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении заявленных требований) о признании недействительным распоряжения Администрации Прокопьевского муниципального района (далее - Администрация) "О передаче земельного участка в собственность ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" от 01.07.2013 N 1597-р в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м в размере 11 202 621 руб. 62 коп., об обязании Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск (далее - Комитет) направить в адрес ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м на условиях выкупной цены в размере 1 120 262 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2013 г. заявленные ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" требования удовлетворены; признано недействительным распоряжение Администрации Прокопьевского муниципального района "О передаче земельного участка в собственность ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" от 01.07.2013 N 1597-р в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м в размере 11 202 621 руб. 62 коп., на Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск возложена обязанность направить в адрес ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м на условиях выкупной цены в размере 1 120 262 руб. 16 коп., с Администрации Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" взысканы о судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению и не применение закона, подлежащего применению, не нарушения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и Комитета при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 28.11.2011 ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось к Главе Прокопьевского района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м, ссылаясь на нахождение на данном участке принадлежащих ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на праве собственности объектов недвижимости и испрашиваемый участок необходим для использования указанного имущества.
Письмом от 20.12.2011 N 4364 Комитет сообщил о нецелесообразности продажи земельного участка в соответствии с подпунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Не согласившись с отказом в выкупе земельного участка, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2012 по делу N А27-8073/2012 отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района признан незаконным.
Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.12.2012 по данному делу на Администрацию Прокопьевского муниципального района и Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района возложены обязанности, соответственно, по принятию решения о предоставлении ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в собственность спорного земельного участка и о подготовке и направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
Администрацией Прокопьевского муниципального района вынесено распоряжение, согласно которому, размер выкупной стоимости определен в размере 11 202 621 руб. 62 коп. (25% от кадастровой стоимости земельного участка).
Полагая, что размер выкупной стоимости земельного участка подлежит исчислению в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, то есть, в размере 1 120 262 руб. 16 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения в части определения выкупной стоимости земельного участка.
В силу статей 198, 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствии оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушении данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд, основываясь на нормах пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", исследовав обстоятельства приобретения зданий и сооружений, установив доказанным приобретение Обществом расположенных на испрашиваемом земельном участке зданий и сооружений из государственной собственности, пришел к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении расчета выкупной стоимости земельного участка по льготной цене.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 01.11.1993 г. N 385 "О преобразовании в акционерное общество открытого типа и приватизации государственного предприятия разреза "Талдинский-Северный", которым, в том числе, утвержден План приватизации имущества государственного предприятия Разреза "Талдинский-Северный" и приложения к Плану приватизации, составляющие его неотъемлемую часть: акты оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. (приложение N 1), незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992 г. (приложение N 2), акт оценки имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 г. разреза "Талдинский-Северный" и автобазы "Талдинская" (приложение N 9); свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" серия 42 АВ N 794129 от 03.07.2008 на нежилое помещение медпункта, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В35п; серия 42 АВ N 794143 от 03.07.2008 на сооружение, общей площадью 125 кв. м, на земельном участке площадью 215 952 кв. м с кадастровым номером 42:10:0107005:46; серия 42 АВ N 794128 от 03.07.2008 на здание ремонтно-механической мастерской, общей площадью 1333,8 кв. м, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В2; серия 42 АВ N 794123 от 03.07.2008 на здание столовой, общей площадью 507,9 кв. м, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В19; и другие перешедшие в собственность заявителя на основании передаточного акта от 28.12.2007, утвержденного решением от 28.12.2007 ОАО "Таежный угольный разрез" (правопреемник ОАО "Разрез "Таежный"), и расположенные на заявленном к выкупу земельном участке.
ОАО "Разрез "Таежный", в свою очередь, являлся правопреемником ООО "Разрез "Таежный" (в результате преобразования, протокол от 27.12.2002).
ООО "Разрез "Таежный" создан на базе имущества ОАО "Разрез "Талдинский-Северный", со 100% капиталом (протокол N 6 от 08.11.2000 г.).
В собственность последнего - ОАО "Разрез "Талдинский-Северный", объекты недвижимости, в том числе, помещение медпункта, сооружение, общей площадью 125 кв. м; здание ремонтно-механической мастерской здание столовой, здание профилактория для 40-тонных БелАЗов, здание котельной, канализационная сеть, сооружение, общей площадью 302,7 кв. м; здание АБК; здание автозаправки; теплотрассы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 42:10:0107005:46 перешли в порядке приватизации имущества государственного предприятия Разрез "Талдинский-Северный".
Изучив кадастровые паспорта земельных участков с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 (предыдущим номером которого являлся кадастровый номер 42:10:0107005:39), с кадастровым номером 42:10:0107005:39 (предыдущим номером которого являлся кадастровый номер 42:10:0107005:46) с кадастровым номером 42:10:0107005:0046, суд пришел к выводу о том, что заявленный к выкупу земельный участок с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 в конечном итоге, размежеван из земельного участка, предыдущим кадастровым номером которого был 42:10:0107005:0046.
Кроме того, из представленных в материалы дела технических паспортов на нежилые помещения, сооружения, здания, объекты, следует, что данные объекты застроены в период с 1984 по 1989 г.г., то есть до 1993 г. (до приватизации государственного имущества).
При таких обстоятельствах, доводы Комитета о том, что сведения и наименование, технические характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в приложении N 1, 2, 9 к плану приватизации не позволяют идентифицировать приватизированные объекты недвижимости, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку выходят за предмет заявленных требований, передача объектов недвижимости в порядке приватизации КУМИ не оспаривается, в том числе, конкретный перечень, вид таких объектов и объем передаваемых на них прав, кроме того, при наличии регистрации права собственности на объекты в установленном законом порядке.
Ссылки КУМИ на применение судом норм закона, не подлежащих применению пункта 1 статьи 2 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", статьи 1 Закона Кемеровской области N 5-ОЗ "Об установлении цены при продаже земельных участков" и не применил закон, подлежащий применению пункт 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 г. N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельный участков", то есть, выкупная стоимость земельного участка должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости на дату заключения договора купли-продажи, а не на день подачи заявления о выкупе, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Исходя из пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявления, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Учитывая, что с заявлением о выкупе земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось 28.11.2011 г., месячный срок с момента подачи заявления о выкупе до 28.12.2011 г., вместе с тем, Комитетом было отказано в выкупе земельного участка, отказ от 20.12.2011 г. N 4364 признан незаконным по делу N А27-8073/2013, в связи с чем, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Доводы КУМИ о не заявлении Обществом о реализации права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 на льготных условиях, не имеет правового значения, поскольку был предметом оценки в рамках дела N А27-8073/2013 по которому, в выкупе земельного участка по первоначальному заявлению отказано в связи с нецелесообразностью продажи земельного участка, а не по основанию непредставления каких-либо документов; кроме того, предметом спора по настоящему делу является цена выкупа земельного участка, а не реализация права на приватизацию такого участка.
Ссылка КУМИ на отсутствие в материалах дела документов, на основании которых можно установить на каком земельном участке расположены объекты недвижимости, также не имеет значения для настоящего спора, поскольку обжалуемым распоряжением Администрации Прокопьевского муниципального района земельный участок с индивидуальными характеристиками, с разрешенным правом использования в определенных границах передан Обществу и его размеры, а равно относимость к расположенным на нем объектам недвижимости сторонами не оспаривается, предмет спора в определении момента выкупной стоимости земельного участка, которая, по мнению Администрации должна рассчитываться не на день подачи заявления о выкупе, а на дату заключения договора купли-продажи.
Доводы КУМИ о том, что сущность спора состоит не в оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, а в преддоговорном споре, в части размера выкупной цены, то есть, утверждения судом договора купли-продажи в определенной редакции, соответственно, предметом требования должен быть иск заявителя о понуждении к заключению договора на определенных условиях, не принимаются судом апелляционной инстанции, в силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в данном случае предметом оценки суда не являлось понуждение сторон к заключению договора на определенных условиях, а проверялось соответствие закону и наличие основания у Администрации для принятия распоряжения о передаче Обществу в собственность земельного участка в части установления цены выкупа земельного участка, а не существенных условий договора купли-продажи.
Избранный судом в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ способ устранения нарушенных прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем обязания Комитета направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка, не свидетельствует о наличии между сторонами иного спора, не подлежащего рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер выкупной цены, исходя из условий, предусмотренных законом, действующих в период рассматриваемых по делу правоотношений (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка), что составляет 1 120 262, 16 руб. (44 810 486, 47 руб. х 2,5%), суд первой инстанции признал требования заявителя основанными на нормах действующего земельного законодательства, законодательства о приватизации государственного имущества, и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, оснований для которой, суд апелляционной инстанции по исследованным материалам дела не усматривает.
При принятии обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции надлежащим образом исследовал имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 декабря 2013 года по делу N А27-10701/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 ПО ДЕЛУ N А27-10701/2013
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N А27-10701/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Чевтайкина Н.А. по доверенности от 11.12.2013 г. (сроком с 16.12.2013 г. по 02.12.2016 г.)
от заинтересованных лиц: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 05 декабря 2013 года по делу N А27-10701/2013 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"
к Администрации Прокопьевского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Прокопьевского муниципального района
о признании недействительным распоряжения
установил:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (в редакции заявления об уточнении заявленных требований) о признании недействительным распоряжения Администрации Прокопьевского муниципального района (далее - Администрация) "О передаче земельного участка в собственность ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" от 01.07.2013 N 1597-р в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м в размере 11 202 621 руб. 62 коп., об обязании Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск (далее - Комитет) направить в адрес ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м на условиях выкупной цены в размере 1 120 262 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.12.2013 г. заявленные ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" требования удовлетворены; признано недействительным распоряжение Администрации Прокопьевского муниципального района "О передаче земельного участка в собственность ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" от 01.07.2013 N 1597-р в части установления цены выкупа земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м в размере 11 202 621 руб. 62 коп., на Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск возложена обязанность направить в адрес ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м на условиях выкупной цены в размере 1 120 262 руб. 16 коп., с Администрации Прокопьевского муниципального района, г. Прокопьевск в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" взысканы о судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение спора в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на применение судом закона, не подлежащего применению и не применение закона, подлежащего применению, не нарушения прав и законных интересов оспариваемым распоряжением, просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в представленном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации и Комитета при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 28.11.2011 ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось к Главе Прокопьевского района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383, площадью 154 727 кв. м, ссылаясь на нахождение на данном участке принадлежащих ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на праве собственности объектов недвижимости и испрашиваемый участок необходим для использования указанного имущества.
Письмом от 20.12.2011 N 4364 Комитет сообщил о нецелесообразности продажи земельного участка в соответствии с подпунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Не согласившись с отказом в выкупе земельного участка, ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2012 по делу N А27-8073/2012 отказ Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района признан незаконным.
Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.12.2012 по данному делу на Администрацию Прокопьевского муниципального района и Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района возложены обязанности, соответственно, по принятию решения о предоставлении ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в собственность спорного земельного участка и о подготовке и направлению в адрес общества проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
Администрацией Прокопьевского муниципального района вынесено распоряжение, согласно которому, размер выкупной стоимости определен в размере 11 202 621 руб. 62 коп. (25% от кадастровой стоимости земельного участка).
Полагая, что размер выкупной стоимости земельного участка подлежит исчислению в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, то есть, в размере 1 120 262 руб. 16 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения в части определения выкупной стоимости земельного участка.
В силу статей 198, 201 АПК РФ требование о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствии оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушении данным решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд, основываясь на нормах пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 3 статьи 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", исследовав обстоятельства приобретения зданий и сооружений, установив доказанным приобретение Обществом расположенных на испрашиваемом земельном участке зданий и сооружений из государственной собственности, пришел к выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении расчета выкупной стоимости земельного участка по льготной цене.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Судом установлено, решением Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 01.11.1993 г. N 385 "О преобразовании в акционерное общество открытого типа и приватизации государственного предприятия разреза "Талдинский-Северный", которым, в том числе, утвержден План приватизации имущества государственного предприятия Разреза "Талдинский-Северный" и приложения к Плану приватизации, составляющие его неотъемлемую часть: акты оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 г. (приложение N 1), незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования по состоянию на 01.07.1992 г. (приложение N 2), акт оценки имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992 г. разреза "Талдинский-Северный" и автобазы "Талдинская" (приложение N 9); свидетельства о государственной регистрации права собственности ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" серия 42 АВ N 794129 от 03.07.2008 на нежилое помещение медпункта, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В35п; серия 42 АВ N 794143 от 03.07.2008 на сооружение, общей площадью 125 кв. м, на земельном участке площадью 215 952 кв. м с кадастровым номером 42:10:0107005:46; серия 42 АВ N 794128 от 03.07.2008 на здание ремонтно-механической мастерской, общей площадью 1333,8 кв. м, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В2; серия 42 АВ N 794123 от 03.07.2008 на здание столовой, общей площадью 507,9 кв. м, по адресу: Кемеровская область, Прокопьевский район, с. Большая Талда, ул. Вахрушева, кадастровый (или условный) номер 42:10:0107005:0046:769/2:1000/В19; и другие перешедшие в собственность заявителя на основании передаточного акта от 28.12.2007, утвержденного решением от 28.12.2007 ОАО "Таежный угольный разрез" (правопреемник ОАО "Разрез "Таежный"), и расположенные на заявленном к выкупу земельном участке.
ОАО "Разрез "Таежный", в свою очередь, являлся правопреемником ООО "Разрез "Таежный" (в результате преобразования, протокол от 27.12.2002).
ООО "Разрез "Таежный" создан на базе имущества ОАО "Разрез "Талдинский-Северный", со 100% капиталом (протокол N 6 от 08.11.2000 г.).
В собственность последнего - ОАО "Разрез "Талдинский-Северный", объекты недвижимости, в том числе, помещение медпункта, сооружение, общей площадью 125 кв. м; здание ремонтно-механической мастерской здание столовой, здание профилактория для 40-тонных БелАЗов, здание котельной, канализационная сеть, сооружение, общей площадью 302,7 кв. м; здание АБК; здание автозаправки; теплотрассы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 42:10:0107005:46 перешли в порядке приватизации имущества государственного предприятия Разрез "Талдинский-Северный".
Изучив кадастровые паспорта земельных участков с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 (предыдущим номером которого являлся кадастровый номер 42:10:0107005:39), с кадастровым номером 42:10:0107005:39 (предыдущим номером которого являлся кадастровый номер 42:10:0107005:46) с кадастровым номером 42:10:0107005:0046, суд пришел к выводу о том, что заявленный к выкупу земельный участок с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 в конечном итоге, размежеван из земельного участка, предыдущим кадастровым номером которого был 42:10:0107005:0046.
Кроме того, из представленных в материалы дела технических паспортов на нежилые помещения, сооружения, здания, объекты, следует, что данные объекты застроены в период с 1984 по 1989 г.г., то есть до 1993 г. (до приватизации государственного имущества).
При таких обстоятельствах, доводы Комитета о том, что сведения и наименование, технические характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в приложении N 1, 2, 9 к плану приватизации не позволяют идентифицировать приватизированные объекты недвижимости, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку выходят за предмет заявленных требований, передача объектов недвижимости в порядке приватизации КУМИ не оспаривается, в том числе, конкретный перечень, вид таких объектов и объем передаваемых на них прав, кроме того, при наличии регистрации права собственности на объекты в установленном законом порядке.
Ссылки КУМИ на применение судом норм закона, не подлежащих применению пункта 1 статьи 2 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", статьи 1 Закона Кемеровской области N 5-ОЗ "Об установлении цены при продаже земельных участков" и не применил закон, подлежащий применению пункт 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 07.02.2013 г. N 10-ОЗ "О порядке определения цены и оплаты земельный участков", то есть, выкупная стоимость земельного участка должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости на дату заключения договора купли-продажи, а не на день подачи заявления о выкупе, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены.
Исходя из пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявления, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Учитывая, что с заявлением о выкупе земельного участка ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" обратилось 28.11.2011 г., месячный срок с момента подачи заявления о выкупе до 28.12.2011 г., вместе с тем, Комитетом было отказано в выкупе земельного участка, отказ от 20.12.2011 г. N 4364 признан незаконным по делу N А27-8073/2013, в связи с чем, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Доводы КУМИ о не заявлении Обществом о реализации права на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 42:10:0107005:1383 на льготных условиях, не имеет правового значения, поскольку был предметом оценки в рамках дела N А27-8073/2013 по которому, в выкупе земельного участка по первоначальному заявлению отказано в связи с нецелесообразностью продажи земельного участка, а не по основанию непредставления каких-либо документов; кроме того, предметом спора по настоящему делу является цена выкупа земельного участка, а не реализация права на приватизацию такого участка.
Ссылка КУМИ на отсутствие в материалах дела документов, на основании которых можно установить на каком земельном участке расположены объекты недвижимости, также не имеет значения для настоящего спора, поскольку обжалуемым распоряжением Администрации Прокопьевского муниципального района земельный участок с индивидуальными характеристиками, с разрешенным правом использования в определенных границах передан Обществу и его размеры, а равно относимость к расположенным на нем объектам недвижимости сторонами не оспаривается, предмет спора в определении момента выкупной стоимости земельного участка, которая, по мнению Администрации должна рассчитываться не на день подачи заявления о выкупе, а на дату заключения договора купли-продажи.
Доводы КУМИ о том, что сущность спора состоит не в оспаривании решений, действий (бездействий) органа местного самоуправления, а в преддоговорном споре, в части размера выкупной цены, то есть, утверждения судом договора купли-продажи в определенной редакции, соответственно, предметом требования должен быть иск заявителя о понуждении к заключению договора на определенных условиях, не принимаются судом апелляционной инстанции, в силу пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в данном случае предметом оценки суда не являлось понуждение сторон к заключению договора на определенных условиях, а проверялось соответствие закону и наличие основания у Администрации для принятия распоряжения о передаче Обществу в собственность земельного участка в части установления цены выкупа земельного участка, а не существенных условий договора купли-продажи.
Избранный судом в соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ способ устранения нарушенных прав и законных интересов ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" путем обязания Комитета направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка, не свидетельствует о наличии между сторонами иного спора, не подлежащего рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размер выкупной цены, исходя из условий, предусмотренных законом, действующих в период рассматриваемых по делу правоотношений (2,5% от кадастровой стоимости земельного участка), что составляет 1 120 262, 16 руб. (44 810 486, 47 руб. х 2,5%), суд первой инстанции признал требования заявителя основанными на нормах действующего земельного законодательства, законодательства о приватизации государственного имущества, и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, оснований для которой, суд апелляционной инстанции по исследованным материалам дела не усматривает.
При принятии обжалуемого судебного акта, суд первой инстанции надлежащим образом исследовал имеющиеся в деле доказательства, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 декабря 2013 года по делу N А27-10701/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Н.А.УСАНИНА
Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
Н.В.МАРЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)