Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Тыва:
- индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны, на основании паспорта;
- от ответчика (МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла"): Монгуш Т.О., представителя по доверенности N 50 от 26.03.2014,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" декабря 2013 года по делу N А69-2643/2013, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мякинина Наталья Геннадьевна (ОГРНИП 3041701322700136, ИНН 170100768403) (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением:
о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство), выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия Мэрии г. Кызыла (далее - мэрия), выразившегося в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Кызыле киоска, имеющего адресные ориентиры: г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка",
о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" (далее Департамент) по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и об обязании ответчиков устранить нарушенные права и законные интересы, возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
Определением арбитражного суда от 12 ноября 2013 года в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование индивидуального предпринимателя Мякининой Н.Г. о признании незаконным бездействия Мэрии г. Кызыла, выразившееся в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Кызыле киоска, имеющего адресные ориентиры: г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка" выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и об обязании ответчиков устранить нарушенные права и законные интересы, возмещении расходов по уплате государственной пошлины, отказано.
Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что при наличии необходимых документов, представленных вместе с заявлением от 22.02.2013, и при отсутствии указанных в законе оснований для отказа в предоставлении земельных участков в аренду министерство обязано в соответствии с требованиями закона принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и заключить договор аренды земельного участка; министерство не обеспечило исполнение возложенной на мэрию г. Кызыла обязанности по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие министерства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и предпринимателем Мякининой Н.Г. (пользователь) заключен договор 01.01.2008 N 890076 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения".
Согласно пункту 1.1 договора Комитет предоставляет, а пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: контейнер, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, с северной стороны парикмахерской "Золушка", именуемое в дальнейшем "место", общей площадью 21,0 кв. м, в целях осуществления торговой деятельности.
Согласно пункту 2.1 договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 01.12.2008.
Согласно пункту 2.2 договора договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2008.
В соответствии с пунктом 2.3 договора, если до окончания срока действия договора пользователь внесет авансовый платеж за следующий год в размере 100% платы и уведомит об этом Комитет, договор автоматически продлевается до 31 декабря года, следующего за текущим. О продлении срока действия договора Комитетом делается соответствующая отметка в виде штампа в договоре (в каждом экземпляре), после чего договор считается продленным на следующий срок.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора по истечении срока его действия пользователь имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить (продлить) договор на новый срок не позднее, чем за 1 (один) месяц до истечения.
10.01.2012 индивидуальный предприниматель Мякинина Н.Г. подала заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о заключении договоров аренды на новый срок, поскольку на основании изменений, внесенных 19 января 2011 года в статью 8.1 Конституционного Закона Республики Тыва "О земле" (N 274 ВХ-I), постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158, вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Кызыла, были переданы в ведение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, вследствие чего Стороной по договору стало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Министерство в ответном письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 отказало индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г. в продлении (перезаключении) договора, мотивировав отказ тем, что в утвержденной постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", киоск, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г., не указан.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных требований предпринимателем требований отказано. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в Министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Посчитав, что бездействие министерства, выразившееся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права и законные интересы Мякининой Н.Г., 01.03.2013 предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением суда от 12 апреля 2013 года по делу А69-429/2013 признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Мякининой Н.Г. отказано.
В октябре 2013 года индивидуальный предприниматель Мякинина Н.Г. подала в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заявление о заключении договора аренды на новый срок.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках настоящего дела рассматриваются следующие материально-правовые требования предпринимателя:
о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что производство по делу в части требования индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для прекращения производства по делу является, в том числе наличие вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта арбитражного суда.
Предмет иска (заявления) - материально-правовое требование истца к ответчику. Основание иска (заявления) - факты, обосновывающие требование о защите права или законного интереса. В основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А69-429/2013 рассмотрено требование предпринимателя к министерству о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Требования предпринимателя в рамках дела N А69-429/2013 основаны на обстоятельствах, связанных с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором предприниматель просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок и т.д.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 отменено, принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Таким образом, имеется вступивший в законную силу судебный акт по требованию предпринимателя к тому же ответчику (министерству) о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013.
В рамках настоящего дела предпринимателем заявлено к министерству аналогичное материально-правовое требование, основанное на тех же обстоятельствах, связанных с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013 (л.д. 42-45).
Учитывая, что в рамках дела N А69-429/2013 рассмотрено аналогичное материально-правовое требование предпринимателя, основанное на тех же обстоятельствах, что и в настоящем деле, то производство по делу в части требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, с учетом следующего.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бездействие выражается в несовершении уполномоченным органом юридически значимых действий, обязанность по совершению которых предусмотрена законом.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Временные мобильные сооружения заявителя - киоск по улице Тувинских добровольцев с северной стороны парикмахерской "Золушка" расположен на землях городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя от 22.02.2013 (далее - Порядок N 81). Указанный Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство), в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее -регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей,
- выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
Как следует из материалов дела, предприниматель обращалась в министерство с заявлением от 22.02.2013 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что предприниматель обращалась с какими-либо заявлениями либо обращениями в Департамент, что в Департамент поступали какие-либо документы, связанные с заявлением предпринимателя от 22.02.2013, в материалы дела не представлено.
Пояснениями Департамента и предпринимателя подтверждается, что каких-либо обращений и документов в отношении предпринимателя в Департамент не поступало.
С учетом изложенного, основания для вывода о том, что Департаментом допущено бездействие по непринятию мер по выдаче предпринимателю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию мер по выдаче предпринимателю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания о порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
Таким образом, государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная предпринимателем за рассмотрение требования о признании незаконным бездействия министерства подлежит возврату из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" декабря 2013 года по делу N А69-2643/2013 в части отказа в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации отменить. В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мякининой Наталье Геннадьевне из федерального бюджета 200 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение требования о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2014 ПО ДЕЛУ N А69-2643/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу N А69-2643/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "26" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Тыва:
- индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны, на основании паспорта;
- от ответчика (МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла"): Монгуш Т.О., представителя по доверенности N 50 от 26.03.2014,
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" декабря 2013 года по делу N А69-2643/2013, принятое судьей Хертек А.В.,
установил:
индивидуальный предприниматель Мякинина Наталья Геннадьевна (ОГРНИП 3041701322700136, ИНН 170100768403) (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением:
о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее - министерство), выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия Мэрии г. Кызыла (далее - мэрия), выразившегося в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Кызыле киоска, имеющего адресные ориентиры: г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка",
о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" (далее Департамент) по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и об обязании ответчиков устранить нарушенные права и законные интересы, возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
Определением арбитражного суда от 12 ноября 2013 года в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование индивидуального предпринимателя Мякининой Н.Г. о признании незаконным бездействия Мэрии г. Кызыла, выразившееся в невключении в Схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Кызыле киоска, имеющего адресные ориентиры: г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка" выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации; о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ и об обязании ответчиков устранить нарушенные права и законные интересы, возмещении расходов по уплате государственной пошлины, отказано.
Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласна, ссылается на то, что при наличии необходимых документов, представленных вместе с заявлением от 22.02.2013, и при отсутствии указанных в законе оснований для отказа в предоставлении земельных участков в аренду министерство обязано в соответствии с требованиями закона принять решение о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка и заключить договор аренды земельного участка; министерство не обеспечило исполнение возложенной на мэрию г. Кызыла обязанности по выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие министерства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла и предпринимателем Мякининой Н.Г. (пользователь) заключен договор 01.01.2008 N 890076 "О предоставлении места под установку временного мобильного сооружения".
Согласно пункту 1.1 договора Комитет предоставляет, а пользователь принимает во временное пользование место под установку временного мобильного сооружения типа: контейнер, имеющий адресные ориентиры: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, с северной стороны парикмахерской "Золушка", именуемое в дальнейшем "место", общей площадью 21,0 кв. м, в целях осуществления торговой деятельности.
Согласно пункту 2.1 договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 01.12.2008.
Согласно пункту 2.2 договора договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2008.
В соответствии с пунктом 2.3 договора, если до окончания срока действия договора пользователь внесет авансовый платеж за следующий год в размере 100% платы и уведомит об этом Комитет, договор автоматически продлевается до 31 декабря года, следующего за текущим. О продлении срока действия договора Комитетом делается соответствующая отметка в виде штампа в договоре (в каждом экземпляре), после чего договор считается продленным на следующий срок.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора по истечении срока его действия пользователь имеет право в преимущественном порядке перед другими лицами заключить (продлить) договор на новый срок не позднее, чем за 1 (один) месяц до истечения.
10.01.2012 индивидуальный предприниматель Мякинина Н.Г. подала заявление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва о заключении договоров аренды на новый срок, поскольку на основании изменений, внесенных 19 января 2011 года в статью 8.1 Конституционного Закона Республики Тыва "О земле" (N 274 ВХ-I), постановления Правительства Республики Тыва от 04.03.2011 N 158, вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Кызыла, были переданы в ведение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, вследствие чего Стороной по договору стало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Министерство в ответном письме от 20.01.2012 N ОД-С-234 отказало индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г. в продлении (перезаключении) договора, мотивировав отказ тем, что в утвержденной постановлением Мэра г. Кызыла от 18.08.2011 N 1052 Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", киоск, принадлежащий индивидуальному предпринимателю Мякининой Н.Г., не указан.
Не согласившись с указанным отказом министерства, предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий министерства, выразившихся в отказе в продлении срока действия договора от 01.01.2008 N 890076 и его расторжении, об обязании продлить срок действия договора.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А69-997/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013, в удовлетворении заявленных требований предпринимателем требований отказано. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2013 N ВАС-3959/13 отказано в передаче дела N А69-997/2012 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2013.
22.02.2013 предприниматель Мякинина Н.Г. обратилась в Министерство с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Посчитав, что бездействие министерства, выразившееся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, является незаконным и нарушает права и законные интересы Мякининой Н.Г., 01.03.2013 предприниматель обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением суда от 12 апреля 2013 года по делу А69-429/2013 признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Мякининой Н.Г. отказано.
В октябре 2013 года индивидуальный предприниматель Мякинина Н.Г. подала в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва заявление о заключении договора аренды на новый срок.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В рамках настоящего дела рассматриваются следующие материально-правовые требования предпринимателя:
о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации,
о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Департамент земельных и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла" по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что производство по делу в части требования индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для прекращения производства по делу является, в том числе наличие вступившего в законную силу принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебного акта арбитражного суда.
Предмет иска (заявления) - материально-правовое требование истца к ответчику. Основание иска (заявления) - факты, обосновывающие требование о защите права или законного интереса. В основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения.
Как следует из материалов дела, в рамках дела N А69-429/2013 рассмотрено требование предпринимателя к министерству о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, об обязании предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок; выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, и обращения с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка, принять решение о передаче Мякининой Н.Г. в аренду земельного участка и направлении копии решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Требования предпринимателя в рамках дела N А69-429/2013 основаны на обстоятельствах, связанных с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором предприниматель просила предоставить в аренду земельный участок размером 21 кв. м, местоположение: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Тувинских добровольцев, северная сторона парикмахерской "Золушка", в целях использования его под размещение временного мобильного сооружения путем продления срока действия договора 2008 года, либо заключения самостоятельного договора на новый срок и т.д.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 12 апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 признано незаконным бездействие Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в непринятии решения в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал министерство восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд взыскал с министерства в пользу индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны судебные расходы в сумме 44 071 рубль 05 копеек. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года решение Арбитражного суда Республики Тыва от "12" апреля 2013 года по делу N А69-429/2013 отменено, принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Таким образом, имеется вступивший в законную силу судебный акт по требованию предпринимателя к тому же ответчику (министерству) о признании незаконными действий (бездействия) министерства, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013.
В рамках настоящего дела предпринимателем заявлено к министерству аналогичное материально-правовое требование, основанное на тех же обстоятельствах, связанных с рассмотрением (нерассмотрением) министерством заявления предпринимателя от 22.02.2013 (л.д. 42-45).
Учитывая, что в рамках дела N А69-429/2013 рассмотрено аналогичное материально-правовое требование предпринимателя, основанное на тех же обстоятельствах, что и в настоящем деле, то производство по делу в части требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию мер по выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, с учетом следующего.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бездействие выражается в несовершении уполномоченным органом юридически значимых действий, обязанность по совершению которых предусмотрена законом.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2). В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 5). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (пункт 6).
Временные мобильные сооружения заявителя - киоск по улице Тувинских добровольцев с северной стороны парикмахерской "Золушка" расположен на землях городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена.
Во исполнение пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Республики Тыва от 08.02.2013 N 81 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва", действующий на дату поступления в министерство заявления предпринимателя от 22.02.2013 (далее - Порядок N 81). Указанный Порядок устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков, находящихся в границах городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (далее - город Кызыл), государственная собственность на которые не разграничена, в том числе порядок рассмотрения заявок граждан и юридических лиц и принятия решений органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения земельными участками - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее Министерство), в целях обеспечения рационального и наиболее эффективного использования земель, создания единого архитектурного облика города, соблюдения принципов справедливости, публичности и открытости процедур предоставления и прекращения прав на земельные участки.
Пунктом 1.4 Порядка N 81 предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок гражданин или юридическое лицо (далее - заявитель) представляет в Министерство лично или через законного представителя либо направляет по почте, а в случае, предусмотренном пунктом 6.1, также в электронной форме, заявление и документы, предусмотренные настоящим Порядком. Поступившее заявление и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации уполномоченным сотрудником Министерства (далее -регистратор) не позднее трех рабочих дней с даты их поступления (пункт 1.5). Днем обращения заявителя считается день получения Министерством заявления со всеми необходимыми документами (пункт 1.7).
Разделом VI Порядка N 81 установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым при предоставлении земельных участков заинтересованным лицам в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, указанные лица подают в Министерство в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, соответствующее заявление и следующие прилагаемые к нему документы:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей,
- выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (для индивидуальных предпринимателей);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная уполномоченным налоговым органом не позднее одного месяца до дня обращения с заявлением, копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, учредительных документов (для юридических лиц);
- копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (пункт 6.1).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 6.2).
Министерство в двухнедельный срок с даты получения заявления направляет в мэрию города Кызыла обращение для обеспечения подготовки необходимой информации о разрешенном использовании земельных участков и возможности использования земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями. Мэрия города Кызыла представляет указанную информацию в Министерство в срок не позднее одного месяца со дня поступления обращения (пункт 6.3).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
- указанные заявителем цели использования земельного участка не соответствуют документации по планировке территории, документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки города Кызыла;
- предоставление земельного участка в соответствии с указанными заявителем целями повлечет нарушение строительных, санитарных, иных обязательных норм и правил.
Министерство принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в двухнедельный срок со дня поступления информации от мэрии города Кызыла, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Порядка, и уведомляет заявителя об этом в письменной форме с обоснованием отказа в семидневный срок со дня его принятия (пункт 6.4).
Как следует из материалов дела, предприниматель обращалась в министерство с заявлением от 22.02.2013 в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что предприниматель обращалась с какими-либо заявлениями либо обращениями в Департамент, что в Департамент поступали какие-либо документы, связанные с заявлением предпринимателя от 22.02.2013, в материалы дела не представлено.
Пояснениями Департамента и предпринимателя подтверждается, что каких-либо обращений и документов в отношении предпринимателя в Департамент не поступало.
С учетом изложенного, основания для вывода о том, что Департаментом допущено бездействие по непринятию мер по выдаче предпринимателю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Департамента по непринятию мер по выдаче предпринимателю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении земельных участков кадастровых работ.
В соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания о порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу.
Таким образом, государственная пошлина в сумме 200 рублей, уплаченная предпринимателем за рассмотрение требования о признании незаконным бездействия министерства подлежит возврату из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 100 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" декабря 2013 года по делу N А69-2643/2013 в части отказа в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Мякининой Натальи Геннадьевны о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившихся в непринятии решений и действий в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации отменить. В указанной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мякининой Наталье Геннадьевне из федерального бюджета 200 рублей государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение требования о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)