Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2013 ПО ДЕЛУ N А13-7156/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2013 г. по делу N А13-7156/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Предприятие производственно-технологической комплектации" представителя Ананьева И.С. по доверенности от 12.03.2013, от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области представителя Крюковой Е.А. по доверенности от 28.01.2013, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области представителя Удаловой С.В. по доверенности от 29.04.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие производственно-технологической комплектации" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2013 года по делу N А13-7156/2013 (судья Попова С.В.),

установил:

открытое акционерное общество "Предприятие производственно-технологической комплектации" (ОГРН 1043500060383; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889; далее - Управление) о признании:
- 1. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2080, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 2 588 000 руб.;
- 2. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2081, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 263 000 руб.;
- 3. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2082, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 153 000 руб.;
- 4. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2083, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 348 000 руб.;
- 5. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2084, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 345 000 руб.;
- 6. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2085, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 439 000 руб.;
- 7. кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Северная, кадастровым номером 35:24:0303006:2086, применяемой в целях налогообложения в период с 01.01.2011 по 31.12.2013, равной его рыночной стоимости в размере 29 068 000 руб.
Определением суда от 26.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Вологды (далее - Администрация), межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция).
Решением суда от 25.10.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив исковые требования.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Лишение истца возможности изменения неактуальной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков нарушает его право на судебную защиту. В решении от 25.10.2013 указано, что истцом предъявлено требование, в том числе о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Данное утверждение не соответствует действительности. Такое требование истец не заявлял. Общество просило только признать кадастровые стоимости земельных участков, применяемых в целях налогообложения в определенный период времени, равными их рыночным стоимостям. Суд не принял во внимание, что применение в целях налогообложения с 01.01.2011 стоимости земельного участка как кадастровой, так и рыночной, определенной в ходе кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2007 то есть четырехлетней давности, не отвечает принципам налогообложения и интересам сторон налоговых правоотношений. Определение в целях обложения земельным налогом налоговой базы исходя из рыночной стоимости участков, определенной по состоянию на 1 января календарного года - налогового периода, не противоречит законодательству об оценочной деятельности и соответствует налоговому законодательству, в том числе его основному принципу экономической обоснованности налогообложения, что является конечной целью иска.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.
В судебном заседании апелляционного суда представители Учреждения и Управления возразили против доводов и требований жалобы, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Управление представило отзыв на жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. От Инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В связи с этим дело рассмотрено на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителей Общества, Учреждения и Управления, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков, кадастровыми номерами: 35:24:0303006:2080, 35:24:0303006:2081, 35:24:0303006:2082, 35:24:0303006:2083, 35:24:0303006:2084, 35:24:0303006:2085, 35:24:0303006:2086.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, вступившие в силу с 01.01.2011.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" определена по состоянию на 01.01.2007.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков составила:
- - 26 543 196 руб. 24 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2080);
- - 2 698 953 руб. 48 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2081);
- - 3 619 526 руб. 76 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2082);
- - 3 570 708 руб. 48 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2083);
- - 3 542 812 руб. 32 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2084);
- - 6 548 623 руб. 56 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2085);
- - 323 839 547 руб. 40 коп. (кадастровым номером 35:24:0303006:2086).
Истец не согласился с результатами государственной кадастровой оценки земель и привлек оценщика для определения рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельных участков от 29.03.2013 N 20/13/2, выполненным оценщиком Макаренко Д.А., рыночная стоимость земельных участков, определенная на дату 01.01.2011, составила:
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2080 - 2 588 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2081 - 263 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2082 - 153 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2083 - 348 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2084 - 345 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2085 - 439 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2086 - 29 068 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков нарушает права истца, необоснованно завышая налоговую базу, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их необоснованными по праву и отказал в иске.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - Кадастр).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правилам названного пункта установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В постановлении N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон N 135-ФЗ прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона N 135-ФЗ, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Данные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11.
Суд первой инстанции установил, что на момент судебного разбирательства постановление Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Вологодской области от 18.01.2013 N 51 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства области".
Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области", вступившим в силу с 18.01.2013, утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, определена по состоянию на 02.06.2012. Результаты внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2013, применяются с момента их установления - 18.01.2013.
Из материалов дела видно, что Общество не согласно с результатами новой кадастровой оценки, утвержденной приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, оспорило их в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В государственном кадастре недвижимости содержатся следующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2080 - 3 220 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2081 - 327 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2082 - 239 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2083 - 433 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2084 - 430 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2085 - 595 000 руб.;
- - кадастровым номером 35:24:0303006:2086 - 36 126 000 руб.
В данном случае истец фактически заявил в суде первой инстанции требование об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной стоимости земельных участков в период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Достоверность определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
В данном случае, как указал суд первой инстанции, установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется. В случае если на момент вступления в законную силу судебного акта уполномоченным органом утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, установленная судом по состоянию на дату предыдущей оценки кадастровая стоимость не может быть внесена в кадастр. В этом случае кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит определению по состоянию на дату утверждения новой кадастровой оценки земель.
Таким образом, спор, в результате которого судом устанавливается рыночная стоимость земельного участка, подлежащая в последующем внесению в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, может возникнуть лишь в отношении актуальной кадастровой стоимости.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в данном случае, требования истца направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, утратившей свое значение с 18.01.2013. При этом установление кадастровой стоимости земельных участков за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 с момента вступления в законную силу решения суда, при отсутствии спора о достоверности действующей в настоящей момент кадастровой стоимости, невозможно.
В данном случае истцом представлен отчет о рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011. Истец в обоснование даты оценки рыночной стоимости земельных участков указал, что определение в целях обложения земельным налогом налоговой базы исходя из рыночной стоимости участков, определенной на дату 01.01.2011 является соответствующим налоговому законодательству. Определение рыночной стоимости на дату 01.01.2007 не отвечает принципам налогообложения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в иске, оснований для удовлетворения требований не имелось.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых отсутствуют.
Из материалов дела видно, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" определена по состоянию на 01.01.2007.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 N 206, определена по состоянию на 02.06.2012.
Таким образом, определение рыночной стоимости земельных участков на дату 01.01.2011 является неправомерным.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 октября 2013 года по делу N А13-7156/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Предприятие производственно-технологической комплектации" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Я.ЗАЙЦЕВА

Судьи
Е.В.НОСАЧ
А.В.РОМАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)