Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10671/2014
на решение от 30.06.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-12334/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивосток-2" (ИНН 2540197228, ОГРН 1132540011163, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.11.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель Р.А. Рябий (удостоверение, доверенность от 01.07.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Владивосток-2" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 04.04.2014 N 4994/20у, выразившегося в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности, и об обязании УГА г. Владивостока утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Марченко, 23, и провести процедуру выбора указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Марченко, 23, и провести процедуру выбора указанного земельного участка, предусмотренную статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г. Владивостока настаивает на том, что заявление общества не содержало предусмотренных законом сведений, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора земельного участка. Пояснило, что в отсутствие сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о назначении объекта строительства, его описании, характеристиках, параметрах и технико-экономических показателях объекта, нормируемых элементах благоустройства, рассчитываемых от емкости объекта, возможность выбора земельного участка отсутствовала.
Общество в судебном заседании возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
24.02.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в районе ул. Марченко, д. 23 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 04.04.2014 N 4994/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка, указав на нахождение в его границах объектов "МН", а также на непредставление схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и обоснования примерного размера земельного участка.
Посчитав, что отказ УГА г. Владивостока не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент"), предусмотрено аналогичное правило.
Кроме того, пункт 2.6 Регламента содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
По правилам пункта 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности на земельном участке ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенном в районе ул. Марченко, д. 23 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены только копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, обзорная схема земельного участка и выкопировка из публичной кадастровой карты со схематическим изображением земельного участка.
Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, что свидетельствует о несоответствии заявления общества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка.
Делая указанный вывод, коллегия поддерживает позицию УГА г. Владивостока о том, что в отсутствие обоснования примерного размера земельного участка осуществить его выбор для строительства указанного заявителем объекта невозможно.
Так, согласно оспариваемому отказу спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами.
Статьей 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных приложением к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона застройки многоэтажными жилыми домами определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Размещение объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания отнесено к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны при условии их размещения на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к границам зоны объектов автомобильного транспорта; к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, либо к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
В силу пункта 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки размеры земельного участка и параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами определяются с учетом фронта застройки со стороны улицы, отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения объекта строительства, количества этажей или высоты объектов строительства, процента застройки в границах земельного участка, процента озеленения и количества парковочных мест.
Между тем ни один из указанных параметров, необходимых для выбора земельного участка, а также сведения о местоположении и параметрах объекта строительства, величине потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления, в заявлении общества приведены не был. Площадь испрашиваемого земельного участка - 1000 кв. м определена обществом произвольно. Копия обзорной схемы, поступившей в администрацию города Владивостока, не содержит даже условного обозначения местоположения испрашиваемого земельного участка, адресный ориентир - ул. Марченко, 23, на схеме не обозначен. Какие-либо пояснения в обоснование размера земельного участка ни суду первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлены.
При таких обстоятельствах возможность выбора земельного участка у УГА г. Владивостока объективно отсутствовала.
Оценивая законность оспариваемого отказа УГА г. Владивостока в части нахождения в границах спорного земельного участка объектов, обозначенных как "МН" (металлическое, нежилое"), коллегия исходит из положений статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалы дела не содержат доказательств того, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположены объекты недвижимости, а также доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Вместе с тем указанное обстоятельство не влияет на оценку законности оспариваемого решения, поскольку отсутствие указания предполагаемого места размещения объекта и обоснования примерного размера земельного участка препятствует его выбору по заявлению общества.
Доказательства того, что управление имело возможность представить заявителю по указанной им адресной привязке истребуемый вариант размещения объекта необходимых параметров в полном соответствии с градостроительными нормами, в материалы дела заявителем не представлены.
Положения статьей 7 - 9, 65, 200 АПК РФ не освобождают заявителя, оспорившего решение УГА г. Владивостока, представлять доказательства заявленных оснований недействительности оспариваемого решения и доказательства нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств незаконности оспариваемого отказа в обеспечении выбора земельного участка и об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления возлагаются на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-12334/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2014 N 05АП-10671/2014 ПО ДЕЛУ N А51-12334/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2014 г. N 05АП-10671/2014
Дело N А51-12334/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-10671/2014
на решение от 30.06.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-12334/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владивосток-2" (ИНН 2540197228, ОГРН 1132540011163, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.11.2013)
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009)
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
- от общества: представитель Р.А. Рябий (удостоверение, доверенность от 01.07.2014);
- от УГА г. Владивостока: представитель А.Ю. Грачева (удостоверение, доверенность от 17.12.2013);
- установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Владивосток-2" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - "УГА г. Владивостока") от 04.04.2014 N 4994/20у, выразившегося в отказе в выдаче акта о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности, и об обязании УГА г. Владивостока утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Марченко, 23, и провести процедуру выбора указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 заявленные требования удовлетворены. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал УГА г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Марченко, 23, и провести процедуру выбора указанного земельного участка, предусмотренную статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, УГА г. Владивостока настаивает на том, что заявление общества не содержало предусмотренных законом сведений, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности обеспечения выбора земельного участка. Пояснило, что в отсутствие сведений о предполагаемом месте размещения объекта, о назначении объекта строительства, его описании, характеристиках, параметрах и технико-экономических показателях объекта, нормируемых элементах благоустройства, рассчитываемых от емкости объекта, возможность выбора земельного участка отсутствовала.
Общество в судебном заседании возражало против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просило оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, коллегия установила следующее.
24.02.2014 общество обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - "департамент") с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного в районе ул. Марченко, д. 23 в г. Владивостоке для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности.
Заявление общества с приложенными к нему документами направлено департаментом в администрацию г. Владивостока для организации выбора земельного участка.
Письмом от 04.04.2014 N 4994/20у УГА г. Владивостока отказало обществу в выборе земельного участка, указав на нахождение в его границах объектов "МН", а также на непредставление схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории и обоснования примерного размера земельного участка.
Посчитав, что отказ УГА г. Владивостока не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьей 30 Кодекса предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 данной статьи и включает в себя:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Кодекса).
Пунктом 2.6 Регламента предоставления администрацией г. Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608 (далее по тексту - "Регламент"), предусмотрено аналогичное правило.
Кроме того, пункт 2.6 Регламента содержит перечень возможных для получения услуги документов, который включает в себя, помимо прочих документов: кадастровый план территории (выписка из государственного кадастра недвижимости), выполненный на картографической основе; топографическую съемку 1:500, выполненную лицензированной организацией, имеющую срок изготовления не более одного года, с нанесенными уполномоченным органом градостроительными ограничениями (оригинал) либо сведения из ИСОГД; схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненную в соответствии с распоряжением главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р (бумажный носитель) в 4 экз. и на электронном носителе (1 экз.) в формате mid/mif dwg/dxf, в местной системе координат, содержащего контуры и сведения об ограничениях.
Согласно пунктам 3.9, 3.10, 3.12 названного Регламента заявление об обеспечении выбора земельного участка, поступившее в департамент, направляется последним с приложенным пакетом документов в администрацию, которая передает его в работу УГА.
Специалист отдела планировки территории управления в двухдневный срок осуществляет проверку: наличия всех необходимых документов; схемы в части расположения границ земельного участка с целью исключения наложений на границы участков смежных землепользователей с учетом кадастрового плана территории; на соответствие функциональному и территориальному зонированию по генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119; производит предварительный анализ возможности размещения объекта недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке с точки зрения градостроительных норм (пункт 3.14 Регламента N 1608).
По правилам пункта 2.3 Регламента результатом предоставления услуги является выдача акта о выборе земельного участка.
Как следует из материалов дела, общество обратилось за предварительным согласованием места размещения объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания и прочей непроизводственной деятельности на земельном участке ориентировочной площадью 1000 кв. м, расположенном в районе ул. Марченко, д. 23 в г. Владивостоке.
К указанному заявлению были приложены только копии свидетельств о государственной регистрации в качестве юридического лица и постановке на налоговый учет, выписка из ЕГРЮЛ, обзорная схема земельного участка и выкопировка из публичной кадастровой карты со схематическим изображением земельного участка.
Обоснование примерного размера земельного участка представлено не было, что свидетельствует о несоответствии заявления общества требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 2.6 Регламента.
По правилам пункта 2.8 Регламента несоответствие заявления требованиям действующего законодательства является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
При таких обстоятельствах УГА г. Владивостока правомерно отказало обществу в выборе земельного участка.
Делая указанный вывод, коллегия поддерживает позицию УГА г. Владивостока о том, что в отсутствие обоснования примерного размера земельного участка осуществить его выбор для строительства указанного заявителем объекта невозможно.
Так, согласно оспариваемому отказу спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами.
Статьей 25 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных приложением к решению Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона застройки многоэтажными жилыми домами определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
Размещение объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания отнесено к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указанной зоны при условии их размещения на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования; к границам зоны объектов автомобильного транспорта; к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, либо к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
В силу пункта 3 статьи 25 Правил землепользования и застройки размеры земельного участка и параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами определяются с учетом фронта застройки со стороны улицы, отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения объекта строительства, количества этажей или высоты объектов строительства, процента застройки в границах земельного участка, процента озеленения и количества парковочных мест.
Между тем ни один из указанных параметров, необходимых для выбора земельного участка, а также сведения о местоположении и параметрах объекта строительства, величине потребляемых ресурсов, в том числе водопотребления и теплопотребления, в заявлении общества приведены не был. Площадь испрашиваемого земельного участка - 1000 кв. м определена обществом произвольно. Копия обзорной схемы, поступившей в администрацию города Владивостока, не содержит даже условного обозначения местоположения испрашиваемого земельного участка, адресный ориентир - ул. Марченко, 23, на схеме не обозначен. Какие-либо пояснения в обоснование размера земельного участка ни суду первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлены.
При таких обстоятельствах возможность выбора земельного участка у УГА г. Владивостока объективно отсутствовала.
Оценивая законность оспариваемого отказа УГА г. Владивостока в части нахождения в границах спорного земельного участка объектов, обозначенных как "МН" (металлическое, нежилое"), коллегия исходит из положений статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалы дела не содержат доказательств того, что на испрашиваемом обществом земельном участке расположены объекты недвижимости, а также доказательства наличия прав третьих лиц на спорный земельный участок.
Вместе с тем указанное обстоятельство не влияет на оценку законности оспариваемого решения, поскольку отсутствие указания предполагаемого места размещения объекта и обоснования примерного размера земельного участка препятствует его выбору по заявлению общества.
Доказательства того, что управление имело возможность представить заявителю по указанной им адресной привязке истребуемый вариант размещения объекта необходимых параметров в полном соответствии с градостроительными нормами, в материалы дела заявителем не представлены.
Положения статьей 7 - 9, 65, 200 АПК РФ не освобождают заявителя, оспорившего решение УГА г. Владивостока, представлять доказательства заявленных оснований недействительности оспариваемого решения и доказательства нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу об отсутствии доказательств незаконности оспариваемого отказа в обеспечении выбора земельного участка и об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено отсутствие оснований для признания решения УГА г. Владивостока незаконным, заявленные требования не подлежали удовлетворению. Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 АПК РФ.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления возлагаются на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-12334/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)