Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Коломна Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ОАО "Порт Коломна": Лапина В.С., по доверенности от 09.07.2015 N 647; Мелихов М.В., по доверенности от 25.08.2015 N 813.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 по делу N А41-16845/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ОАО "Порт Коломна" к Администрации городского округа Коломна Московской области, при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, Коломенского городского комитета по управлению имуществом земельными отношениями, о признании незаконным отказа Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении в аренду земельных участков, обязании Администрации городского округа Коломна Московской области предоставить ОАО "Порт Коломна" в аренду земельные участки,
установил:
открытое акционерное общество "Порт Коломна" (далее - ОАО "Порт Коломна", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Коломна Московской области (далее - администрация, Администрация г.о. Коломна, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
1) признать незаконным отказ Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением;
2) обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области (ИНН: 5022002040) предоставить открытому акционерному обществу "Порт Коломна" (ИНН: 5022013796) в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенные по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Министерство имущественных отношений Московской области и Коломенский городской комитет по управлению имуществом земельными отношениями.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; Администрация городского округа Коломна Московской области обязана предоставить открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенные по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; с Администрации городского округа Коломна Московской области в пользу открытого акционерного общества "Порт Коломна" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Коломна Московской области обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованного лица и третьих лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Представители ОАО "Порт Коломна" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации городского округа Коломна Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.09.2013 ОАО "Порт Коломна" обратилось в Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям с заявлением о предоставлении в аренду дополнительных земельных участков по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, 21, площадью 4,1 га и 0,18 га, для строительства судостроительного цеха с судоподъемным сооружением.
На основании выписки N 3 из протокола работы комиссии администрации городского округа по строительству и земельным отношениям от 29.05.2013 администрацией было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и необходимости проведения публичных слушаний.
10.07.2013 в общественно-политической газете "Коломенская правда" N 51 (19855) и на официальном сайте городского округа Коломна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было произведено информирование общественности путем опубликования и размещения сведений о проведении публичных слушаний в отношении земельных участков с указанием даты, времени и места их проведения.
23.07.2013 были проведены публичные слушания, в ходе которых замечаний и предложений не поступило.
Согласно заключению N 75 от 29.07.2013 по результатам публичных слушаний было принято решение считать публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления дополнительных земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, 21, со следующими площадями: площадью 41000 кв. м под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; площадью 1800 кв. м (в береговой полосе), под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением, состоявшимися.
02.08.2013 заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в общественно-политической газете "Коломенская правда" N 58 (19862) и размещено на официальном сайте городского округа Коломна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании результатов публичных слушаний ООО "Порт Коломна" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.о. Коломна с письмом от 19.08.2013 N 592 с просьбой предоставить ему акты выбора земельных участков.
23.08.2013 письмом N 2455 комитет известил общество о том, что производится оформление земельных участков, проведены публичные слушания по вопросу предоставления данных участков, которые признаны состоявшимися, а оформление участков в аренду планируется к началу строительства.
19.09.2013 обществу были выданы акты обследования испрашиваемых земельных участков, предусматривающие получение необходимых согласований и технических условий.
Постановлением Администрации г.о.Коломна N 1361 от 16.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 41000 кв. м, присвоен адрес земельному участку: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, установлен вид разрешенного использования "под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением", участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
Постановлением Администрации г.о. Коломна N 1363 от 16.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 1800 кв. м, присвоен адрес земельному участку: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, установлен вид разрешенного использования "под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением", участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
По заданию заявителя были проведены кадастровые работы, по результатам которых участки были поставлены на кадастровый учет. Земельному участку площадью 41000 кв. м присвоен кадастровый номер 50:57:0000000:27061, земельному участку площадью 1800 кв. м присвоен кадастровый номер 50:57:0100201:192.
10.11.2014 ООО "Порт Коломна" обратилось в Администрацию г. Коломна с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
Письмом от 11.12.2014 комитет сообщил заявителю о том, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, органом местного самоуправления решение о предоставлении земельных участков может быть принято на основании заявления лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка. В случае, если поступает более одной заявки, участок может быть предоставлен исключительно по результатам аукциона. Следовательно, испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены заявителю без проведения аукциона в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности и незаконности обжалуемого отказа, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К правоотношениям подлежат применению нормы ЗК РФ, действовавшие до 01.03.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Частью 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, порядок, установленный статьей 31 ЗК РФ, для выбора земли с предварительным согласованием места размещения объекта: подача обществом заявления в администрацию о предоставлении земельных участков с указанием цели предоставления; выбор земельных участков с учетом данной цели предоставления и утверждение схемы их расположения; информирование населения о предполагаемом предоставлении участков (с проведением публичных слушаний) и публикация результатов публичных слушаний; постановка участка на кадастровый учет с присвоением ему вышеназванного вида разрешенного использования соблюден.
Апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о том, что площадь сформированных земельных участков соответствует площади, в отношении которой проводился выбор и информирование населения (41000 и 1800 кв. метров). Участок сформирован по тому адресу, по которому он испрашивался заявителем и по которому состоялся его выбор. Участок сформирован из земель населенных пунктов, доказательств того, что он изъят или ограничен в обороте, не имеется.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы администрации в обжалуемом отказе об отсутствии заблаговременного информирования населения о возможности предоставления земельных участков, поскольку соблюдение установленного ЗК РФ порядка предоставления участков возложено на уполномоченный орган, в данном случае на Администрацию г. Коломна, следовательно, заявитель не должен нести неблагоприятные последствия в связи с ненадлежащим исполнением администрацией своих обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителем были оформлены акты обследования земельных участков, проведены все необходимые согласования, получены технические условия, подготовлены межевые планы, произведено межевание земельных участков, согласованы схемы расположения земельных участков, участки поставлены на кадастровый учет, соблюдено требование об информировании населения о предоставлении участков.
При этом, до отказа в декабре 2014 года в предоставлении заявителю испрашиваемых участков, администрация совершала все действия, предусмотренные статьями 30 и 31 ЗК РФ.
Иных заявок, кроме заявки общества, подано не было. Доказательств обратного не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Кроме того, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ администрация не представила доказательства правомерности своего отказа в предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необоснованности и незаконности обжалуемого отказа, нарушающего права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации в пользу общества расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Апелляционный суд отклоняет довод администрации о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков заявителю без проведения аукциона, поскольку признание за обществом права на аренду испрашиваемых земельных участков исключительно на торгах и непризнание итогов уже совершенных действий заявителя по приобретению указанных земельных участков нарушает положения земельного законодательства Российской Федерации.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие администрации с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 по делу N А41-16845/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2015 N 10АП-9134/2015 ПО ДЕЛУ N А41-16845/15
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2015 г. по делу N А41-16845/15
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Коломна Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от ОАО "Порт Коломна": Лапина В.С., по доверенности от 09.07.2015 N 647; Мелихов М.В., по доверенности от 25.08.2015 N 813.
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Коломна Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 по делу N А41-16845/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению ОАО "Порт Коломна" к Администрации городского округа Коломна Московской области, при участии третьих лиц: Министерства имущественных отношений Московской области, Коломенского городского комитета по управлению имуществом земельными отношениями, о признании незаконным отказа Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении в аренду земельных участков, обязании Администрации городского округа Коломна Московской области предоставить ОАО "Порт Коломна" в аренду земельные участки,
установил:
открытое акционерное общество "Порт Коломна" (далее - ОАО "Порт Коломна", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Коломна Московской области (далее - администрация, Администрация г.о. Коломна, заинтересованное лицо) с заявленными требованиями:
1) признать незаконным отказ Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением;
2) обязать Администрацию городского округа Коломна Московской области (ИНН: 5022002040) предоставить открытому акционерному обществу "Порт Коломна" (ИНН: 5022013796) в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенные по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие Министерство имущественных отношений Московской области и Коломенский городской комитет по управлению имуществом земельными отношениями.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 заявленные требования удовлетворены: признан незаконным отказ Администрации городского округа Коломна Московской области в предоставлении открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; Администрация городского округа Коломна Московской области обязана предоставить открытому акционерному обществу "Порт Коломна" в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 50:57:0000000:27061 и 50:57:0100201:192, расположенные по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, площадью 41 000 кв. м и 1800 кв. м, с видом разрешенного использования - под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; с Администрации городского округа Коломна Московской области в пользу открытого акционерного общества "Порт Коломна" взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация городского округа Коломна Московской области обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие заинтересованного лица и третьих лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Представители ОАО "Порт Коломна" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации городского округа Коломна Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.09.2013 ОАО "Порт Коломна" обратилось в Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям с заявлением о предоставлении в аренду дополнительных земельных участков по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, 21, площадью 4,1 га и 0,18 га, для строительства судостроительного цеха с судоподъемным сооружением.
На основании выписки N 3 из протокола работы комиссии администрации городского округа по строительству и земельным отношениям от 29.05.2013 администрацией было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта и необходимости проведения публичных слушаний.
10.07.2013 в общественно-политической газете "Коломенская правда" N 51 (19855) и на официальном сайте городского округа Коломна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" было произведено информирование общественности путем опубликования и размещения сведений о проведении публичных слушаний в отношении земельных участков с указанием даты, времени и места их проведения.
23.07.2013 были проведены публичные слушания, в ходе которых замечаний и предложений не поступило.
Согласно заключению N 75 от 29.07.2013 по результатам публичных слушаний было принято решение считать публичные слушания по обсуждению вопроса предоставления дополнительных земельных участков, расположенных по адресу: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, 21, со следующими площадями: площадью 41000 кв. м под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением; площадью 1800 кв. м (в береговой полосе), под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением, состоявшимися.
02.08.2013 заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в общественно-политической газете "Коломенская правда" N 58 (19862) и размещено на официальном сайте городского округа Коломна в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании результатов публичных слушаний ООО "Порт Коломна" обратилось в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.о. Коломна с письмом от 19.08.2013 N 592 с просьбой предоставить ему акты выбора земельных участков.
23.08.2013 письмом N 2455 комитет известил общество о том, что производится оформление земельных участков, проведены публичные слушания по вопросу предоставления данных участков, которые признаны состоявшимися, а оформление участков в аренду планируется к началу строительства.
19.09.2013 обществу были выданы акты обследования испрашиваемых земельных участков, предусматривающие получение необходимых согласований и технических условий.
Постановлением Администрации г.о.Коломна N 1361 от 16.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 41000 кв. м, присвоен адрес земельному участку: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, установлен вид разрешенного использования "под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением", участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
Постановлением Администрации г.о. Коломна N 1363 от 16.06.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории площадью 1800 кв. м, присвоен адрес земельному участку: Московская область, г. Коломна, Пирочинское шоссе, N 21, установлен вид разрешенного использования "под строительство судостроительного цеха с судоподъемным сооружением", участок отнесен к категории "земли населенных пунктов".
По заданию заявителя были проведены кадастровые работы, по результатам которых участки были поставлены на кадастровый учет. Земельному участку площадью 41000 кв. м присвоен кадастровый номер 50:57:0000000:27061, земельному участку площадью 1800 кв. м присвоен кадастровый номер 50:57:0100201:192.
10.11.2014 ООО "Порт Коломна" обратилось в Администрацию г. Коломна с заявлением о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
Письмом от 11.12.2014 комитет сообщил заявителю о том, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки, органом местного самоуправления решение о предоставлении земельных участков может быть принято на основании заявления лица при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка. В случае, если поступает более одной заявки, участок может быть предоставлен исключительно по результатам аукциона. Следовательно, испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены заявителю без проведения аукциона в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемого для передачи земельного участка.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности и незаконности обжалуемого отказа, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
К правоотношениям подлежат применению нормы ЗК РФ, действовавшие до 01.03.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Частью 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно статье 32 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, порядок, установленный статьей 31 ЗК РФ, для выбора земли с предварительным согласованием места размещения объекта: подача обществом заявления в администрацию о предоставлении земельных участков с указанием цели предоставления; выбор земельных участков с учетом данной цели предоставления и утверждение схемы их расположения; информирование населения о предполагаемом предоставлении участков (с проведением публичных слушаний) и публикация результатов публичных слушаний; постановка участка на кадастровый учет с присвоением ему вышеназванного вида разрешенного использования соблюден.
Апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о том, что площадь сформированных земельных участков соответствует площади, в отношении которой проводился выбор и информирование населения (41000 и 1800 кв. метров). Участок сформирован по тому адресу, по которому он испрашивался заявителем и по которому состоялся его выбор. Участок сформирован из земель населенных пунктов, доказательств того, что он изъят или ограничен в обороте, не имеется.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы администрации в обжалуемом отказе об отсутствии заблаговременного информирования населения о возможности предоставления земельных участков, поскольку соблюдение установленного ЗК РФ порядка предоставления участков возложено на уполномоченный орган, в данном случае на Администрацию г. Коломна, следовательно, заявитель не должен нести неблагоприятные последствия в связи с ненадлежащим исполнением администрацией своих обязанностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителем были оформлены акты обследования земельных участков, проведены все необходимые согласования, получены технические условия, подготовлены межевые планы, произведено межевание земельных участков, согласованы схемы расположения земельных участков, участки поставлены на кадастровый учет, соблюдено требование об информировании населения о предоставлении участков.
При этом, до отказа в декабре 2014 года в предоставлении заявителю испрашиваемых участков, администрация совершала все действия, предусмотренные статьями 30 и 31 ЗК РФ.
Иных заявок, кроме заявки общества, подано не было. Доказательств обратного не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции.
Кроме того, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ администрация не представила доказательства правомерности своего отказа в предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необоснованности и незаконности обжалуемого отказа, нарушающего права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации в пользу общества расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Апелляционный суд отклоняет довод администрации о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков заявителю без проведения аукциона, поскольку признание за обществом права на аренду испрашиваемых земельных участков исключительно на торгах и непризнание итогов уже совершенных действий заявителя по приобретению указанных земельных участков нарушает положения земельного законодательства Российской Федерации.
Доводы, приведенные администрацией в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие администрации с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.06.2015 по делу N А41-16845/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИЩЕНКО
Судьи
М.В.ИГНАХИНА
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)