Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2015 N Ф05-11768/2015 ПО ДЕЛУ N А41-58468/14

Требование: О возмещении ущерба и обязании освободить земельный участок.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что общество без законных оснований возвело и разместило на землях лесного фонда постройки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 г. по делу N А41-58468/14


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н.С.,
судей Русаковой О.И., Бочаровой Н.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А., дов. от 25.12.2014,
от ответчика - открытого акционерного общества "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика": Воробьева О.А.. дов. от 01.07.2015,
от третьего лица - Администрации Солнечногорского муниципального района
Московской области: не явился, извещен,
от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Московской области: Колмакова А.А., дов. от 19.05.2015,
рассмотрев 19 октября 2015 в судебном заседании кассационные
жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, открытого акционерного общества "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика"
на постановление от 24 июня 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Катькиной Н.Н., Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области
к открытому акционерному обществу "Национальный центр лазерных
систем и комплексов "Астрофизика"
о взыскании ущерба и обязании освободить земельный участок,
по встречному иску открытого акционерного общества "Национальный
центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика" к Комитету лесного
хозяйства Московской области
об обязании переоформить договор аренды участка лесного фонда,
третьи лица: Администрация Солнечногорского муниципального района
Московской области, Территориальное управление Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Московской области,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Национальный центр лазерных систем и комплексов "Астрофизика" (далее - ОАО "НЦЛСК "Астрофизика", ответчик) о взыскании причиненного ущерба в результате нарушений лесного законодательства в размере 1 487 362 рубля 50 копеек; обязании освободить лесной участок в квартале 92 выделах 3,4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" площадью 5,0 га от следующих объектов: 51 летний каркасно-щитовой домик, 6 хозяйственных построек, 2 металлических складских помещения, 2 беседки, 3 выгребных туалета, эллинг, водонапорная башня, забор.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Солнечногорского муниципального района Московской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" обратилось со встречным иском об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области переоформить ранее заключенный договор аренды земельного участка лесного фонда в квартале 92 выделах 3, 4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" от 25.08.1998.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" уточнило заявленные требования, просило признать незаконным бездействие Комитета по заключению с ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" договора аренды лесного участка площадью 5,0 га, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, деревня Лопотово, квартал 92, выдел 3, 4 Истринского участка лесничества; обязать Комитет переоформить ранее заключенный договор аренды участка лесного фонда в квартале 92 выделах 3, 4 Истринского участка лесничества Клинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2015 по делу N А41-58468/14 в удовлетворении первоначального и встречного иска отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.06.2015 отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об обязании ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" освободить лесной участок в квартале 92 выделах 3, 4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" площадью 5,0 га от следующих объектов: 51 (пятьдесят один) летний каркасно-щитовой домик, 6 (шесть) хозяйственных построек, 2 (два) металлических складских помещения, 2 (две) беседки, 3 (три) выгребных туалета, эллинг, водонапорная башня, забор. Суд обязал ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" освободить лесной участок в квартале 92 выделах 3, 4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес" площадью 5,0 га от следующих объектов: 51 (пятьдесят один) летний каркасно-щитовой домик, 6 (шесть) хозяйственных построек, 2 (два) металлических складских помещения, 2 (две) беседки, 3 (три) выгребных туалета, эллинг, водонапорная башня, забор. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам Комитета и ОАО "НЦЛСК "Астрофизика".
В обоснование кассационной жалобы ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" указывает, что на момент заключения договора от 25.08.1998 Администрация Солнечногорского района Московской области распоряжалась спорным земельным участком. Доказательств отсутствия полномочий на заключения договора аренды земельного участка истцом не представлено, апелляционным судом не установлено. Поскольку Комитет лесного хозяйства Московской области образован только в 2012 году, вывод суда апелляционной инстанции о наличии полномочий по представлению интересов собственника имущества у Комитета в 1998 году и об отсутствии полномочий у Администрации Солнечногорского района Московской области на заключение договора аренды является ошибочным.
По мнению ОАО "НЦЛСК "Астрофизика", несмотря на отсутствие государственной регистрации договора аренды земельного участка открыто продолжал арендатор пользоваться участком по окончании срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя или иного уполномоченного лица или органа. Неприведение договора в соответствие с новыми требованиями законодательства до 01.01.2009 не влечет прекращение действия договора аренды участка лесного фонда.
Кроме того, ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" считает Комитет лесного хозяйства Московской области ненадлежащим истцом.
В кассационной жалобе Комитет считает неправомерным и противоречащим нормам материального права отказ в удовлетворении первоначальных исковых требований в части взыскания ущерба, причиненного в результате нарушений лесного законодательства в размере 1 487 362,50 руб. В остальной части постановление апелляционной инстанции заявителем не обжалуется.
Комитет указывает, что согласно ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, размер ущерба правомерно рассчитан истцом в соответствии с Таксами и Методикой исчисления, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В связи с чем Комитет полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил к сложившимся правоотношения нормы земельного и гражданского законодательства.
В судебное заседание кассационной инстанции Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области не явилась, о его месте и времени извещена надлежащим образом (информация о судебном заседании размещена на официальном сайте суда в сети Интернет), что в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
При рассмотрении кассационных жалоб представители Комитета и ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" поддержали свои позиции по делу, представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал кассационную жалобу Комитета.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобы подлежащими удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Солнечногорского городского Совета народных депутатов N 190/07 от 22.04.1988 "О закреплении за исполкомами райгорсоветов г. Москвы и Московской области мест массового отдыха трудящихся в зонах, расположенных на побережье Истринского водохранилища и озера Сенеж" за НПО "Астрофизика" (правопредшественник ОАО "НЦЛСК "Астрофизика") был условно закреплен лесной участок площадью 5,0 га для организации базы отдыха в летний период.
В соответствии с решением Собрания представителей Солнечногорского района N 41/15 от 26.01.1996 между администрацией Солнечногорского района Московской области (арендодатель) и НПО "Астрофизика" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 5 от 25.08.98, по условиям которого Арендатору в аренду на срок с 01.01.1998 до 01.01.1999 передавался земельный участок в районе населенного пункта Лопотово площадью 5,0 га для организации отдыха в летний период.
Из материалов дела следует, что в ходе осмотра 02.06.2014 лесного участка, расположенного вблизи д. Лопотово в квартале 92 выдела 3, 4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадью 5,0 га, было установлено использование его ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" под размещение базы отдыха "Прибой" и размещение на участке следующих объектов: 51 летний каркасно-щитовой домик, 6 хозяйственных построек, 2 металлических складских помещения, 2 беседки, 3 выгребных туалета, эллинг, водонапорная башня, забор.
По результатам проведенного государственным лесным инспектором старшим участковым лесничим Истринского участкового лесничества Клинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" осмотра был составлен протокол N 08-231/2014 от 26.06.14 и вынесено предписание N 08-231/2014 от 26.06.14, которым ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" было предложено освободить занимаемый лесной участок от возведенных на нем построек со ссылкой на отсутствие надлежащим образом оформленных прав на аренду (пользование и владение) лесным участком.
В адрес ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" 26.06.2014 направлена претензия с требованием о возмещении вреда, причиненного лесному участку, в размере 1 487 362 руб.
В связи с неисполнением требований об освобождении лесного участка и возмещении причиненного вреда, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований Комитета об освобождении лесного участка, суд первой инстанции указал, что ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" занимает лесной участок правомерно, на основании договора аренды от 28.08.1998 N 5, действие которого после истечения его срока возобновлено на неопределенный срок и не прекратилось до настоящего времени. Доказательств расторжения названного договора или признания его недействительным Комитетом лесного хозяйства не представлено.
Апелляционный суд не согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Как установил апелляционный суд, спорный лесной участок расположен в квартале 92 выдела 3, 4 Истринского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", что подтверждается выкопировкой из планшета материалов лесоустройства 1999 - 2000 гг. и таксационным описанием квартала 92 Истринского участкового лесничества, а также не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.06 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Таким образом, спорный участок относится к землям лесного фонда и является ранее учтенным.
В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда (п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области (утверждено Постановлением Правительства Московской области от 26.06.12 N 863/22) центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является Комитет лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет правомочия собственника в отношении спорного участка, относящегося к землям лесного фонда.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях, или за их счет.
Факт занятия ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" спорного участка лесного фонда подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
При рассмотрении дела судом установлено, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности, в связи с чем распоряжение спорным имуществом осуществляет соответствующий орган государственной власти - Комитет лесного хозяйства Московской области.
Поскольку Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области не обладала полномочиями по распоряжению испрашиваемым участком лесного фонда, то договор аренды N 5 от 25.08.98 является ничтожной сделкой.
Иных доказательств правомерности занятия ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" спорного участка не представлено.
Таким образом, установив факт размещения ответчиком имущества на участке лесного фонда, а также правомерность занятия ответчиком спорного лесного участка, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования Комитета об обязании ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" освободить участок от принадлежащих ответчику объектов.
В силу п. 1 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Апелляционный суд согласился с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о взыскании суммы ущерба, посчитав недоказанным факт наличия ущерба, причиненного ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" путем занятия участка лесного фонда, в том числе в виде нарушения плодородия почв, уничтожения лесного массива.
Суд также отметил, что нарушенное право истца восстанавливается путем сноса незаконно возведенных строений и сооружений.
Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со ст. ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого постановления, сводятся к иному толкованию заявителями норм материального права.
Так несостоятелен довод кассационной жалобы Комитета со ссылкой на применение Такс и Методики исчисления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, поскольку истцом не доказано причинение вреда лесному фонду в заявленном размере в результате действий ответчика.
Судебная коллегия полагает несостоятельным довод об образовании Комитета лесного хозяйства Московской области только в 2012 году, поскольку сам факт образования Комитета после заключения договора не опровергает факт неправомерности распоряжения Администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области спорным земельным участком, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.12.1992 N 1021, от 05.07.1994 N 808, от 10.02.1998 N 173 федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах Российской Федерации местные подразделения - лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с пунктом 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.02.2011 N 27 было утверждено Положение об управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, пунктом 1 которого установлено; что Управление лесного хозяйства по Московской области и городу Москве (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 721-р "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2007 N 520-р, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Губернатора Московской области от 15.05.2012 N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовался Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
В п. 3 Постановления Правительства Московской области от 26.07.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
На основании п. 11 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26.07.2012 N 863/22, основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Соответственно, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России.
Доводы ОАО "НЦЛСК "Астрофизика" относительно того, что Комитет является ненадлежащим истцом были проверены, правомерно и обоснованно отвергнуты апелляционным судом.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления, в связи с чем кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2015 года по делу N А41-58468/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.С.КАЛИНИНА

Судьи
О.И.РУСАКОВА
Н.Н.БОЧАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)