Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16169/2014) Управления Судебного департамента в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2014 по делу N А21-317/2014 (судья С.А.Синченко), принятое
по иску МУП КХ г. Калининграда "Водоканал"
к Управлению Судебного департамента в Калининградской области
о взыскании задолженности и процентов
при участии:
от истца: Семенова Н.И. (доверенность от 24.12.2013)
Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" Городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1033900801868, место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, 12; далее - Водоканал, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению Судебного департамента в Калининградской области (ОГРН 1033900801868, место нахождения: 236022, г. Калининград, пр. Победы, д. 44; далее - Судебный департамент, ответчик) о взыскании 398 112 руб. 02 коп. задолженности и 8 099 руб. 14 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 28.04.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Судебный департамент просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение истцом нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок начисления платы за превышение ПДК, мотивируя это тем, что Водоканал неверно применяет нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в соответствии с решением городского совета депутатов от 24.12.2003 N 521. По мнению Судебного департамента в данном случае необходимо применять усредненные показатели нормативов исходя из постановления Администрации городского округа "город Калининград" от 17.03.2008 N 416.
Представитель Судебного департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Водоканала против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Водоканалом (организация ВКХ) и Судебным департаментом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (абонент N 1172) от 09.03.2005 (далее - договор), предметом которого является отпуск питьевой воды абоненту и его субабонентам и прием сточных вод от абонента и его субабонентов.
Указанные в договоре услуги Водоканал оказывает Судебному департаменту (пр. Победы, д. 44) и его субабонентам: Ленинградскому суду (ул. А.Невского, 29), Московскому суду (Дюнная ул., 18А), Балтийскому суду (Коммунистическая ул., 1), Октябрьскому суду (ул. Д.Донского, 45).
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора организация ВКХ обязуется систематически контролировать, не реже 1 раза в 6 месяцев, качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентам в канализацию организации ВКХ путем отбора проб. Отбор проб производить в любое время суток в присутствии представителя абонента или субабонента. Полученный результат отобранной пробы считать действительным до следующего отбора проб. В случае невыделения абонентом или субабонентом представителя, отобранную пробу считать действительной.
Согласно пункту 5.4 договора в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления, сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
В период с 01.04.2013 по 31.12.2013 года предприятие произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом и субабонентам в системы коммунальной канализации, о чем составлены соответствующие акты.
Взятые пробы сточных вод переданы Водоканалом в Центральную лабораторию МУП КХ "Водоканал".
По результатам лабораторного исследования проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
На основании протоколов анализов истцом произведено начисление Судебному департаменту платы за превышение ПДК исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Водоканал направил обществу соответствующие извещения о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов со сточными водами, сбрасываемыми в городскую канализацию.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности за превышение ПДК в сумме 398 112 руб. 02 коп. явилось основанием для обращения Водоканала в суд с иском. За нарушение обязательств по оплате Водоканалом в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 099 руб. 14 коп.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а также доводы и возражения сторон, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 (далее - постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительство Калининградской области постановлением от 25.09.2007 N 563 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563). Его действие распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3, 5 Порядка N 563).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию ВКХ в силу пункта 65 названных Правил возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части второй статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции установлен факт сброса ответчиком систему канализации Водоканала сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела актами отбора проб и протоколами исследований. Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, в соответствии с которым общая сумма долга за превышение норм предельно допустимых концентраций вредных веществ в стоках составила 398 112 руб. 02 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 099 руб. 14 коп. проверены судом и признаны правильными.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение истцом нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок начисления платы за превышение ПДК, мотивируя это тем, что Водоканал неверно применяет нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в соответствии с решением городского совета депутатов от 24.12.2003 N 521. По мнению Судебного департамента, в данном случае необходимо применять усредненные показатели нормативов, исходя из постановления Администрации городского округа "город Калининград" от 17.03.2008 N 416.
Указанный довод отклонен судом апелляционной инстанции.
Процедура отбора проб и лабораторный анализ отобранных проб проведен в аккредитованной лаборатории Водоканала, расчеты платы выполнены в соответствии с Порядком N 563.
Решением от 24.12.2003 N 521 Об утверждении "Порядка приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда" (в редакции решения окружного Совета депутатов г. Калининграда от 19.12.2007 N 435) установлено, что настоящий "Порядок приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых
абонентами в систему канализации г. Калининграда" (в дальнейшем - Порядок приема) направлен на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема сточных вод в канализационную сеть города. Под сточными водами подразумеваются все виды сточных вод, образованных в результате деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара), сбрасываемые в городскую хозяйственно-фекальную канализацию.
Порядок приема является обязательным для всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в канализационную сеть города, независимо от их ведомственной принадлежности. Абонентами являются: все юридические и физические лица (владельцы объектов и территорий), занимающиеся хозяйственной деятельностью, осуществляющие сброс сточных вод в систему канализации города и заключившие договор на сброс сточных вод с Водоканалом. Абоненты обязаны строго выполнять установленные в Порядке приема требования по сбросу сточных вод и загрязняющих веществ, искать пути сокращения количества отводимых сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 5 Порядка N 563 установлено, что плата за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые концентрации, утвержденные в установленном порядке, определяется по формуле, исходя из фактической концентрации загрязняющего вещества в сточных водах. Фактические концентрации определяются на основании аналитических измерений, производимых абонентами.
В данном случае отборы проб и протоколы анализов проводились истцом.
Согласно пункту 3 Порядка N 563 нормативами водоотведения являются:
1) по объему сточных вод - лимиты водоотведения, определенные в порядке, установленном действующим законодательством;
2) по составу сточных вод - допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.1 решения Городского совета города Калининград N 435 абонент обязан осуществлять постоянный контроль за количеством и составом сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию. Анализы контрольных проб должны производиться аккредитованной лабораторией.
В силу пункта 4.3 решения Городского совета города Калининград N 435 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается Водоканалом в зависимости от результатов предыдущего контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в 6 месяцев. Для расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ результаты планового контроля действительны до следующего контроля.
В соответствии с пунктом 4.4 решения Городского совета города Калининград N 435 отбор проб сточных вод абонента может производиться в любое время суток без предварительного извещения абонента.
При отборе вод сточных проб и начислении платы Водоканал руководствуется указанными выше нормативными актами, указанные акты и процедура отбора проб применяются при непосредственном выходе и отборе проб сточных вод на объектах ответчика, то есть фактическая концентрация вредных веществ в воде определяется на основе отбора пробы и ее химического анализа.
К усредненным фактическим концентрациям вредных веществ в воде, о которых говорит ответчик, данные понятия не относятся, поскольку при начислении платы по усредненным показателям за превышение ПДК в воде акты отбора проб не составляются и не осуществляется выезд на объект для отбора проб, поскольку фактическую концентрацию принимают из расчетных показателей в соответствии с постановлением Администрации городского округа "Город Калининград от 17.03.2008 N 416, но к ответчику данный акт не относиться, поскольку его процедура отбора проб и начисления платы регламентирована иными указанными выше документами, у ответчика производится отбор проб, и их анализ.
Во исполнение Постановления Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 администрацией городского округа "Город Калининград" принято постановление N 416, которым утверждены усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Калининграда от абонентов непромышленной сферы.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, подлежат применению для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам, то есть в том случае, когда у абонентов не производится отбор проб, и контроль за их качеством.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора абонент обязан не превышать концентрации вредных веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации организации ВКХ.
Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 N 435 утвержден порядок приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации города Калининграда, в соответствии с разделом 4 которого к обязанностям абонента относится осуществление постоянного контроля за количеством и составом сточных вод. В пункте 4.2 указано, что абонент обязан систематически представлять сведения об объемах и составе сточных вод.
При этом, определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в соответствии с Постановлением N 1310 отнесено исключительно к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тогда как усредненная концентрации устанавливается на основании усредненных данных измерений качественного состава (данные между большими и малыми показателями фактических концентрации загрязняющих веществ, определяемые на основании отбора проб за определенный промежуток времени) и свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации от абонентов - субъектов малого предпринимательства, кафе, детские садики, предприятия малой торговли.
Поскольку усредненные данные установлены Постановлением N 416 и отбор проб на таких объектах не производился, к ответчику Постановление N 416 не применимо.
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора на абонента возложена обязанность иметь схему подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указанием границ обслуживания сетей.
Как следует из материалов дела, в июле 2010 года между истцом и ответчиком согласованы акты разграничения административной ответственности и балансовой принадлежности между истцом и ответчиком по каждому объекту в отдельности. В указанных актах стороны определили точки подключения сетей абонента к общей системе коммунальной канализации. Также на данных актах обозначены схематично смотровые колодцы и выпуски от объектов ответчика до данных колодцев.
Ответчик не произвел оплату за сброс загрязняющих веществ, поступивших со сточными водами от объектов абонента в систему коммунальной канализации города Калининграда с превышением нормативов сброса, в связи с чем, образовалась задолженность за этот вид коммунальной услуги, фактически оказанной абоненту по договору.
Ответчиком не оспаривается, что сточные воды сброшены именно от объектов абонента в коммунальную канализацию, о чем свидетельствует оплата за объемы водоотведения в спорный период.
Оплата за превышение предельно допустимых концентрации вредных веществ и превышение нормативов сбросов предусмотрена условиями договора и Правилами N 167.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных Водоканалом требований.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2014 по делу N А21-317/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А21-317/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А21-317/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.А.Дмитриевой, Н.О.Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А.В.Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16169/2014) Управления Судебного департамента в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2014 по делу N А21-317/2014 (судья С.А.Синченко), принятое
по иску МУП КХ г. Калининграда "Водоканал"
к Управлению Судебного департамента в Калининградской области
о взыскании задолженности и процентов
при участии:
от истца: Семенова Н.И. (доверенность от 24.12.2013)
Коваленко А.А. (доверенность от 01.10.2013)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" Городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1033900801868, место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. Комсомольская, 12; далее - Водоканал, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению Судебного департамента в Калининградской области (ОГРН 1033900801868, место нахождения: 236022, г. Калининград, пр. Победы, д. 44; далее - Судебный департамент, ответчик) о взыскании 398 112 руб. 02 коп. задолженности и 8 099 руб. 14 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 28.04.2014 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Судебный департамент просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение истцом нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок начисления платы за превышение ПДК, мотивируя это тем, что Водоканал неверно применяет нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в соответствии с решением городского совета депутатов от 24.12.2003 N 521. По мнению Судебного департамента в данном случае необходимо применять усредненные показатели нормативов исходя из постановления Администрации городского округа "город Калининград" от 17.03.2008 N 416.
Представитель Судебного департамента, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Водоканала против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Водоканалом (организация ВКХ) и Судебным департаментом (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (абонент N 1172) от 09.03.2005 (далее - договор), предметом которого является отпуск питьевой воды абоненту и его субабонентам и прием сточных вод от абонента и его субабонентов.
Указанные в договоре услуги Водоканал оказывает Судебному департаменту (пр. Победы, д. 44) и его субабонентам: Ленинградскому суду (ул. А.Невского, 29), Московскому суду (Дюнная ул., 18А), Балтийскому суду (Коммунистическая ул., 1), Октябрьскому суду (ул. Д.Донского, 45).
В соответствии с пунктом 3.1.3 договора организация ВКХ обязуется систематически контролировать, не реже 1 раза в 6 месяцев, качество сточных вод, отводимых абонентом и его субабонентам в канализацию организации ВКХ путем отбора проб. Отбор проб производить в любое время суток в присутствии представителя абонента или субабонента. Полученный результат отобранной пробы считать действительным до следующего отбора проб. В случае невыделения абонентом или субабонентом представителя, отобранную пробу считать действительной.
Согласно пункту 5.4 договора в соответствии с действующим законодательством и решением органов местного самоуправления, сумма оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации организации ВКХ определяется по расчетам исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
В период с 01.04.2013 по 31.12.2013 года предприятие произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом и субабонентам в системы коммунальной канализации, о чем составлены соответствующие акты.
Взятые пробы сточных вод переданы Водоканалом в Центральную лабораторию МУП КХ "Водоканал".
По результатам лабораторного исследования проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, о чем составлены соответствующие протоколы результатов анализов проб сточных вод.
На основании протоколов анализов истцом произведено начисление Судебному департаменту платы за превышение ПДК исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах.
Водоканал направил обществу соответствующие извещения о взимании платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов со сточными водами, сбрасываемыми в городскую канализацию.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности за превышение ПДК в сумме 398 112 руб. 02 коп. явилось основанием для обращения Водоканала в суд с иском. За нарушение обязательств по оплате Водоканалом в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 099 руб. 14 коп.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а также доводы и возражения сторон, признал иск обоснованным как по праву, так и по размеру и удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 (далее - постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительство Калининградской области постановлением от 25.09.2007 N 563 утвердило Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Калининградской области (далее - Порядок N 563). Его действие распространяется на юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через систему канализации населенных пунктов Калининградской области (абонентов), и организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов Калининградской области (принимающие организации).
За нарушение абонентами нормативов водоотведения, в том числе нормативов по составу сточных вод, представляющих собой допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления, предъявляется плата, взимаемая принимающей организацией ВКХ дополнительно к плате за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в пределах норматива (пункты 3, 5 Порядка N 563).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На организацию ВКХ в силу пункта 65 названных Правил возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу части второй статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом первой инстанции установлен факт сброса ответчиком систему канализации Водоканала сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышает установленные нормативы. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела актами отбора проб и протоколами исследований. Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, в соответствии с которым общая сумма долга за превышение норм предельно допустимых концентраций вредных веществ в стоках составила 398 112 руб. 02 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 8 099 руб. 14 коп. проверены судом и признаны правильными.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на неправильное применение истцом нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок начисления платы за превышение ПДК, мотивируя это тем, что Водоканал неверно применяет нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ в соответствии с решением городского совета депутатов от 24.12.2003 N 521. По мнению Судебного департамента, в данном случае необходимо применять усредненные показатели нормативов, исходя из постановления Администрации городского округа "город Калининград" от 17.03.2008 N 416.
Указанный довод отклонен судом апелляционной инстанции.
Процедура отбора проб и лабораторный анализ отобранных проб проведен в аккредитованной лаборатории Водоканала, расчеты платы выполнены в соответствии с Порядком N 563.
Решением от 24.12.2003 N 521 Об утверждении "Порядка приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации г. Калининграда" (в редакции решения окружного Совета депутатов г. Калининграда от 19.12.2007 N 435) установлено, что настоящий "Порядок приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых
абонентами в систему канализации г. Калининграда" (в дальнейшем - Порядок приема) направлен на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами, предотвращения нарушений в работе сетей и сооружений канализации города, повышения эффективности работы этих сооружений и безопасности их эксплуатации за счет правильной организации приема сточных вод в канализационную сеть города. Под сточными водами подразумеваются все виды сточных вод, образованных в результате деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения и пара), сбрасываемые в городскую хозяйственно-фекальную канализацию.
Порядок приема является обязательным для всех абонентов, сбрасывающих сточные воды в канализационную сеть города, независимо от их ведомственной принадлежности. Абонентами являются: все юридические и физические лица (владельцы объектов и территорий), занимающиеся хозяйственной деятельностью, осуществляющие сброс сточных вод в систему канализации города и заключившие договор на сброс сточных вод с Водоканалом. Абоненты обязаны строго выполнять установленные в Порядке приема требования по сбросу сточных вод и загрязняющих веществ, искать пути сокращения количества отводимых сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 5 Порядка N 563 установлено, что плата за сброс загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими допустимые концентрации, утвержденные в установленном порядке, определяется по формуле, исходя из фактической концентрации загрязняющего вещества в сточных водах. Фактические концентрации определяются на основании аналитических измерений, производимых абонентами.
В данном случае отборы проб и протоколы анализов проводились истцом.
Согласно пункту 3 Порядка N 563 нормативами водоотведения являются:
1) по объему сточных вод - лимиты водоотведения, определенные в порядке, установленном действующим законодательством;
2) по составу сточных вод - допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, установленные органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.1 решения Городского совета города Калининград N 435 абонент обязан осуществлять постоянный контроль за количеством и составом сточных вод, сбрасываемых в городскую канализацию. Анализы контрольных проб должны производиться аккредитованной лабораторией.
В силу пункта 4.3 решения Городского совета города Калининград N 435 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется Водоканалом путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод абонента устанавливается Водоканалом в зависимости от результатов предыдущего контроля, выполнения планов водоохранного строительства, но не реже одного раза в 6 месяцев. Для расчета платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ результаты планового контроля действительны до следующего контроля.
В соответствии с пунктом 4.4 решения Городского совета города Калининград N 435 отбор проб сточных вод абонента может производиться в любое время суток без предварительного извещения абонента.
При отборе вод сточных проб и начислении платы Водоканал руководствуется указанными выше нормативными актами, указанные акты и процедура отбора проб применяются при непосредственном выходе и отборе проб сточных вод на объектах ответчика, то есть фактическая концентрация вредных веществ в воде определяется на основе отбора пробы и ее химического анализа.
К усредненным фактическим концентрациям вредных веществ в воде, о которых говорит ответчик, данные понятия не относятся, поскольку при начислении платы по усредненным показателям за превышение ПДК в воде акты отбора проб не составляются и не осуществляется выезд на объект для отбора проб, поскольку фактическую концентрацию принимают из расчетных показателей в соответствии с постановлением Администрации городского округа "Город Калининград от 17.03.2008 N 416, но к ответчику данный акт не относиться, поскольку его процедура отбора проб и начисления платы регламентирована иными указанными выше документами, у ответчика производится отбор проб, и их анализ.
Во исполнение Постановления Правительства Калининградской области от 25.09.2007 N 563 администрацией городского округа "Город Калининград" принято постановление N 416, которым утверждены усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализации города Калининграда от абонентов непромышленной сферы.
Пунктом 2 данного постановления установлено, что усредненные фактические концентрации загрязняющих веществ, подлежат применению для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах для абонентов, не представляющих результаты аналитических измерений состава и свойств сточных вод по аттестованным методикам, то есть в том случае, когда у абонентов не производится отбор проб, и контроль за их качеством.
В соответствии с пунктом 3.2.1 договора абонент обязан не превышать концентрации вредных веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации организации ВКХ.
Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 19.12.2007 N 435 утвержден порядок приема загрязняющих веществ, находящихся в сточных водах и отводимых абонентами в систему канализации города Калининграда, в соответствии с разделом 4 которого к обязанностям абонента относится осуществление постоянного контроля за количеством и составом сточных вод. В пункте 4.2 указано, что абонент обязан систематически представлять сведения об объемах и составе сточных вод.
При этом, определение порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в соответствии с Постановлением N 1310 отнесено исключительно к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Тогда как усредненная концентрации устанавливается на основании усредненных данных измерений качественного состава (данные между большими и малыми показателями фактических концентрации загрязняющих веществ, определяемые на основании отбора проб за определенный промежуток времени) и свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации от абонентов - субъектов малого предпринимательства, кафе, детские садики, предприятия малой торговли.
Поскольку усредненные данные установлены Постановлением N 416 и отбор проб на таких объектах не производился, к ответчику Постановление N 416 не применимо.
В соответствии с пунктом 3.2.3 договора на абонента возложена обязанность иметь схему подключения к водопроводным и канализационным сетям организации ВКХ с указанием границ обслуживания сетей.
Как следует из материалов дела, в июле 2010 года между истцом и ответчиком согласованы акты разграничения административной ответственности и балансовой принадлежности между истцом и ответчиком по каждому объекту в отдельности. В указанных актах стороны определили точки подключения сетей абонента к общей системе коммунальной канализации. Также на данных актах обозначены схематично смотровые колодцы и выпуски от объектов ответчика до данных колодцев.
Ответчик не произвел оплату за сброс загрязняющих веществ, поступивших со сточными водами от объектов абонента в систему коммунальной канализации города Калининграда с превышением нормативов сброса, в связи с чем, образовалась задолженность за этот вид коммунальной услуги, фактически оказанной абоненту по договору.
Ответчиком не оспаривается, что сточные воды сброшены именно от объектов абонента в коммунальную канализацию, о чем свидетельствует оплата за объемы водоотведения в спорный период.
Оплата за превышение предельно допустимых концентрации вредных веществ и превышение нормативов сбросов предусмотрена условиями договора и Правилами N 167.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных Водоканалом требований.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2014 по делу N А21-317/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)