Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (Рязанская область, Рязанский район, с. Дядьково, ОГРН 1026200703374, ИНН 6215001460) и заинтересованного лица - администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 по делу N А54-5803/2013 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации города Рязани (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4" и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 исковые требования удовлетворены. Суд признал постановление администрации от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4", проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, недействительным.
Кроме того, суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, вызванное принятием постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4".
Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество, опровергая изложенные в ней доводы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 46024 кв. м, место положение - Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский район), кадастровый номер 62:29:0110006:4.
Администрацией 14.10.2013 было принято постановление N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4". При этом в качестве основания вынесения данного постановления администрация ссылается на обращение общества и статьи 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В порядке пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" установлено, что правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 39 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области администрация города Рязани вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Рязанской области, настоящим Уставом.
Как усматривается из материалов дела, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 не разграничена.
Администрацией 14.10.2013 было принято постановление N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4". При этом в качестве основания вынесения данного постановления ответчик ссылается на обращение общества и статьи 45, 53 ЗК РФ.
Статьей 45 ЗК РФ предусмотрены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
Таким образом, отказ от права на земельный участок должен быть однозначным, ясным и безусловным. Правообладатель отказывается от принадлежащего ему права без всяких условий и компенсаций.
Между тем, как установлено судом, с заявлением об отказе от принадлежащего обществу права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 истец в администрацию или в какой-либо иной орган власти не обращался. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно материалам дела 18.09.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением N 6926 на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
В то же время указанное заявление не может расцениваться как заявление общества об отказе от принадлежащего ему права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в смысле статей 45, 53 ЗК РФ.
Из содержания данного заявления следует, что целью его составления и представления в администрацию являлось исключительно переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 на срок 49 лет в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации не имелось правовых оснований для принятия постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4".
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок влечет одновременное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, не может быть принят во внимание судом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона обладатели права постоянного (бессрочного) пользования, которым предоставлены земельные участки на таком праве, вправе приобрести их в аренду или в собственность по своему выбору.
При этом в соответствии с ЗК РФ для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды, не требуется отказ общества от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и принятие соответственно уполномоченным органом решения о прекращении данного права.
Как установлено судом, оспариваемое постановление издано администрацией 14.10.2013.
Однако постановление о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду издано администрацией только 17.10.2013.
На момент вынесения решения судом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110006:4 сроком на 49 лет от администрации в общества не поступал и соответственно заявителем не подписан.
Таким образом, до подписания договора аренды земельного участка общество не может считаться реализовавшим свое право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования этим участком, поскольку его волеизъявление на переоформление права не является его волеизъявлением на заключение самого договора.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.10.2010 N 8155/10.
Следовательно, постановление администрации от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4" нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка жалобы на письмо Минэкономразвития России от 22.05.2009 N Д23-1535 подлежит отклонению, поскольку данное письмо не является нормативным документом и носит рекомендательный характер.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 по делу N А54-5803/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2014 ПО ДЕЛУ N А54-5803/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу N А54-5803/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Давыдовой Л.С., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Овощевод" (Рязанская область, Рязанский район, с. Дядьково, ОГРН 1026200703374, ИНН 6215001460) и заинтересованного лица - администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 по делу N А54-5803/2013 (судья Мегедь И.Ю.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Овощевод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации города Рязани (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4" и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 исковые требования удовлетворены. Суд признал постановление администрации от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4", проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, недействительным.
Кроме того, суд обязал администрацию устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, вызванное принятием постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4".
Не согласившись с решением суда, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество, опровергая изложенные в ней доводы, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - ведение сельскохозяйственного производства, общей площадью 46024 кв. м, место положение - Рязанская область, г. Рязань, р-н Песочня (Октябрьский район), кадастровый номер 62:29:0110006:4.
Администрацией 14.10.2013 было принято постановление N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4". При этом в качестве основания вынесения данного постановления администрация ссылается на обращение общества и статьи 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования осуществляется в соответствии с Законом о введении в действие Земельного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в срок до 01 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В порядке пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 62-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" установлено, что правительство Рязанской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории города Рязани, государственная собственность на которые не разграничена, кроме случаев предоставления органами местного самоуправления муниципального образования - городской округ город Рязань гражданам и юридическим лицам земельных участков для:
1) индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества;
2) индивидуального гаражного строительства;
3) строительства объектов торговли, если площадь участка не превышает 0,01 га;
4) строительства (прокладки) коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также сооружений, необходимых для их эксплуатации, объектов транспортной инфраструктуры и проведения иных видов работ на этих объектах;
5) строительства в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории;
6) целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 39 устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области администрация города Рязани вправе рассматривать иные вопросы, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Рязанской области, настоящим Уставом.
Как усматривается из материалов дела, государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 не разграничена.
Администрацией 14.10.2013 было принято постановление N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4". При этом в качестве основания вынесения данного постановления ответчик ссылается на обращение общества и статьи 45, 53 ЗК РФ.
Статьей 45 ЗК РФ предусмотрены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
Таким образом, отказ от права на земельный участок должен быть однозначным, ясным и безусловным. Правообладатель отказывается от принадлежащего ему права без всяких условий и компенсаций.
Между тем, как установлено судом, с заявлением об отказе от принадлежащего обществу права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 истец в администрацию или в какой-либо иной орган власти не обращался. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Согласно материалам дела 18.09.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением N 6926 на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком на право аренды на срок 49 лет.
В то же время указанное заявление не может расцениваться как заявление общества об отказе от принадлежащего ему права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в смысле статей 45, 53 ЗК РФ.
Из содержания данного заявления следует, что целью его составления и представления в администрацию являлось исключительно переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 62:29:0110006:4 на срок 49 лет в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, статьи 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации не имелось правовых оснований для принятия постановления от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4".
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок влечет одновременное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, не может быть принят во внимание судом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона обладатели права постоянного (бессрочного) пользования, которым предоставлены земельные участки на таком праве, вправе приобрести их в аренду или в собственность по своему выбору.
При этом в соответствии с ЗК РФ для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды, не требуется отказ общества от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, и принятие соответственно уполномоченным органом решения о прекращении данного права.
Как установлено судом, оспариваемое постановление издано администрацией 14.10.2013.
Однако постановление о предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду издано администрацией только 17.10.2013.
На момент вынесения решения судом договор аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0110006:4 сроком на 49 лет от администрации в общества не поступал и соответственно заявителем не подписан.
Таким образом, до подписания договора аренды земельного участка общество не может считаться реализовавшим свое право на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования этим участком, поскольку его волеизъявление на переоформление права не является его волеизъявлением на заключение самого договора.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.10.2010 N 8155/10.
Следовательно, постановление администрации от 14.10.2013 N 4318 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 62:29:0110006:4" нарушает права и законные интересы общества.
Ссылка жалобы на письмо Минэкономразвития России от 22.05.2009 N Д23-1535 подлежит отклонению, поскольку данное письмо не является нормативным документом и носит рекомендательный характер.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.02.2014 по делу N А54-5803/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.РЫЖОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)