Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года по делу N А78-2108/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Леонтьев И.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН: 108753600880, далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Клочковой Татьяне Александровне (ОГРНИП: 304753434100246, далее - индивидуальный предприниматель Клочкова Т.А., ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 19.06.2008 N 294/08 и обязании возвратить земельный участок площадью 274 кв. м, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Кайдаловская 4а, с кадастровым номером 75:32:030723:16, в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства г. Читы.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судами, полагает заявитель кассационной жалобы, не учтено, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95 (далее - Положение о Департаменте), органом, наделенным правом распоряжаться земельными участками на территории г. Читы, собственность на которые не разграничена, является Департамент. Поскольку орган местного самоуправления не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков для строительства, Департамент как орган, обладающий таким правом, может принимать решение о застройке арендуемых ответчиком земель и требовать расторжения договора аренды от 19.06.2008 N 294/08 по пункту 4.2.16 названного договора.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Департаментом было принято решение о подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), издано соответствующее распоряжение об образовании (формировании) земельного участка от 22.08.2013 N 5610/р, которое и является решением о застройке территории, в границы которой входит арендуемый ответчиком земельный участок, однако, при наличии заключенного договора аренды невозможно произвести действия в целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
В письменном отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Клочкова Т.А. указала на необоснованность ее доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по договору от 19.06.2008 N 294/08 Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области (арендодатель), правопреемником которого является Департамент, передал в аренду индивидуальному предпринимателю Клочковой Т.А. (арендатор) земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 274 кв. м, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Кайдаловская 4а, с кадастровым номером 75:32:030723:16, для обслуживания и использования временного торгового павильона с закусочной и летним кафе на срок до 01.06.2011.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 07.05.2013 договор аренды продлен до 31.03.2018.
В пункте 7.1 договора предусмотрено право арендодателя на досрочное расторжение договора в судебном порядке в случае неоплаты арендных платежей более двух раз подряд, а также в случае изъятия участка для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 4.2.16 договора арендатор должен освободить земельный участок в месячный срок после получения уведомления о принятии решения администрацией городского округа "Город Чита" о застройке или реконструкции данной территории.
Распоряжением Департамента от 28.01.2013 N 288/р отделу землеустройства поручено организовать формирование земельного участка ориентировочной площадью 0,4 га по адресу: г. Чита ул. Кайдаловская для строительства объектов - жилых домов. Отделу приватизации поручено подготовить распоряжение о проведении аукциона.
22.08.2013 издано распоряжение Департамента N 5610/р об образовании (формировании) земельного участка, на основании которого необходимо осуществить организацию работ по образованию (формированию) земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, местоположение которого определено: г. Чита ул. Кайдаловская, площадью до 0,4 га, для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж - 1).
28.10.2013 Департамент направил в адрес ответчика уведомление (исх. N 02-13/7855) об отказе от договора аренды N 294/08 в связи с тем, что принято решение об образовании (формировании) земельного участка для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), приложив соглашение о расторжении договора.
Ссылаясь на то, что соглашение о расторжении добровольно арендатором не было подписано, департамент потребовал расторгнуть договор аренды от 19.06.2008 N 294/08 в судебном порядке, обязав ответчика возвратить спорный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций указали на то, что истцом не представлено доказательств принятия администрацией городского округа "Город Чита" решения о застройке спорного земельного участка как это определено условиями пункта 4.2.16 договора аренды от 19.06.2008 N 294/08. Распоряжение Департамента от 28.01.2013 N 288/р не принято судами в качестве допустимого доказательства того, что администрацией городского округа "Город Чита" или иным органом государственной власти принято решение о застройке данного земельного участка. В представленном распоряжении говориться о формировании земельного участка под застройку, однако решение органов государственной власти о застройке спорного участка, сформированного в установленном законом порядке и поставленного на кадастровый учет, суду не предоставлено. Судами также отмечено, что не представляется возможным установить входит ли арендуемый ответчиком земельный участок в границы, участка, планируемого к застройке.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для удовлетворения заявленной кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов в связи со следующим.
Абзацем 10 пункта 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-33К "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" к полномочиям Правительства Забайкальского края отнесено, в частности распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена. Названное полномочие соответствует абзацу 10 пункта 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Департамент на основании пункта 2 Положения о Департаменте является правопреемником Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области и Департамента государственного имущества Агинского Бурятского автономного округа.
Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, который распоряжается земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключает соответствующие договоры на основании правовых актов Мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий (пункт 1, подпункт 9.10.3 Положения о Департаменте).
Торговый павильон индивидуального предпринимателя Клочковой Т.А. размещен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, уведомление от 28.10.2013 N 02-13/7855 об отказе от договора аренды составлено уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
По общему правилу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В пункте 4.2.16 договора аренды от 19.06.2008 N 294/08 стороны согласовали, что арендатор должен освободить земельный участок в месячный срок после получения уведомления о принятии решения администрацией городского округа "Город Чита" о застройке или реконструкции данной территории.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1. без предварительного согласования мест размещения объектов; 2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из норм статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства возможно только после проведения работ по его формированию и осуществления его государственного кадастрового учета.
Суды правильно указали на то, что решение о застройке участка может быть принято органом государственной власти только при его наличии, то есть после того, как участок будет сформирован. Решение о застройке должно содержать точные сведения о земельном участке, на котором планируется застройка, следовательно, в таком решении должны быть отражены сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок.
В этой связи распоряжение Департамента от 28.01.2013 N 288/р об организации формирования земельного участка судами обоснованно не принято в качестве надлежащего доказательства принятия органом государственной власти решения о застройке спорного земельного участка.
Кроме того, из распоряжения от 28.01.2013 N 288р следует, что подлежащий формированию земельный участок расположен на ул. Кайдаловской, его размер 0,4 га, однако в нем не отражено полных сведений об участке, в связи с чем определить его место положения не представляется возможным, как и установить - входит земельный участок ответчика во вновь сформированный или нет.
Доводы Департамента о невозможности поставить земельный участок на кадастровый учет до того, пока не расторгнут договор аренды, ссылками на нормы закона не подкреплены.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели оснований для расторжения договора аренды и удовлетворения заявленных Департаментом требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по настоящему делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года по делу N А78-2108/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи
Т.И.КОРЕНЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.12.2014 ПО ДЕЛУ N А78-2108/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2014 г. по делу N А78-2108/2014
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года по делу N А78-2108/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Леонтьев И.В., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН: 108753600880, далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Клочковой Татьяне Александровне (ОГРНИП: 304753434100246, далее - индивидуальный предприниматель Клочкова Т.А., ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 19.06.2008 N 294/08 и обязании возвратить земельный участок площадью 274 кв. м, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Кайдаловская 4а, с кадастровым номером 75:32:030723:16, в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительства г. Читы.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года, в иске отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судами, полагает заявитель кассационной жалобы, не учтено, что в соответствии с Законом Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 95 (далее - Положение о Департаменте), органом, наделенным правом распоряжаться земельными участками на территории г. Читы, собственность на которые не разграничена, является Департамент. Поскольку орган местного самоуправления не вправе принимать решение о предоставлении земельных участков для строительства, Департамент как орган, обладающий таким правом, может принимать решение о застройке арендуемых ответчиком земель и требовать расторжения договора аренды от 19.06.2008 N 294/08 по пункту 4.2.16 названного договора.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Департаментом было принято решение о подготовке к проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), издано соответствующее распоряжение об образовании (формировании) земельного участка от 22.08.2013 N 5610/р, которое и является решением о застройке территории, в границы которой входит арендуемый ответчиком земельный участок, однако, при наличии заключенного договора аренды невозможно произвести действия в целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
В письменном отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Клочкова Т.А. указала на необоснованность ее доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по договору от 19.06.2008 N 294/08 Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области (арендодатель), правопреемником которого является Департамент, передал в аренду индивидуальному предпринимателю Клочковой Т.А. (арендатор) земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 274 кв. м, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Кайдаловская 4а, с кадастровым номером 75:32:030723:16, для обслуживания и использования временного торгового павильона с закусочной и летним кафе на срок до 01.06.2011.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительным соглашением от 07.05.2013 договор аренды продлен до 31.03.2018.
В пункте 7.1 договора предусмотрено право арендодателя на досрочное расторжение договора в судебном порядке в случае неоплаты арендных платежей более двух раз подряд, а также в случае изъятия участка для государственных нужд.
В соответствии с пунктом 4.2.16 договора арендатор должен освободить земельный участок в месячный срок после получения уведомления о принятии решения администрацией городского округа "Город Чита" о застройке или реконструкции данной территории.
Распоряжением Департамента от 28.01.2013 N 288/р отделу землеустройства поручено организовать формирование земельного участка ориентировочной площадью 0,4 га по адресу: г. Чита ул. Кайдаловская для строительства объектов - жилых домов. Отделу приватизации поручено подготовить распоряжение о проведении аукциона.
22.08.2013 издано распоряжение Департамента N 5610/р об образовании (формировании) земельного участка, на основании которого необходимо осуществить организацию работ по образованию (формированию) земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, местоположение которого определено: г. Чита ул. Кайдаловская, площадью до 0,4 га, для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж - 1).
28.10.2013 Департамент направил в адрес ответчика уведомление (исх. N 02-13/7855) об отказе от договора аренды N 294/08 в связи с тем, что принято решение об образовании (формировании) земельного участка для строительства объектов, предусмотренных градостроительным регламентом территориальной застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), приложив соглашение о расторжении договора.
Ссылаясь на то, что соглашение о расторжении добровольно арендатором не было подписано, департамент потребовал расторгнуть договор аренды от 19.06.2008 N 294/08 в судебном порядке, обязав ответчика возвратить спорный земельный участок.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций указали на то, что истцом не представлено доказательств принятия администрацией городского округа "Город Чита" решения о застройке спорного земельного участка как это определено условиями пункта 4.2.16 договора аренды от 19.06.2008 N 294/08. Распоряжение Департамента от 28.01.2013 N 288/р не принято судами в качестве допустимого доказательства того, что администрацией городского округа "Город Чита" или иным органом государственной власти принято решение о застройке данного земельного участка. В представленном распоряжении говориться о формировании земельного участка под застройку, однако решение органов государственной власти о застройке спорного участка, сформированного в установленном законом порядке и поставленного на кадастровый учет, суду не предоставлено. Судами также отмечено, что не представляется возможным установить входит ли арендуемый ответчиком земельный участок в границы, участка, планируемого к застройке.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает оснований для удовлетворения заявленной кассационной жалобы и отмены принятых судебных актов в связи со следующим.
Абзацем 10 пункта 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 01.04.2009 N 152-33К "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" к полномочиям Правительства Забайкальского края отнесено, в частности распоряжение земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена. Названное полномочие соответствует абзацу 10 пункта 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Департамент на основании пункта 2 Положения о Департаменте является правопреемником Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области и Департамента государственного имущества Агинского Бурятского автономного округа.
Департамент является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, который распоряжается земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с правом требования по договорам аренды земельных участков, заключенным органами местного самоуправления городского округа "Город Чита", в том числе заключает соответствующие договоры на основании правовых актов Мэра города Читы о предоставлении земельных участков, принятых в пределах его полномочий (пункт 1, подпункт 9.10.3 Положения о Департаменте).
Торговый павильон индивидуального предпринимателя Клочковой Т.А. размещен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Таким образом, уведомление от 28.10.2013 N 02-13/7855 об отказе от договора аренды составлено уполномоченным государственным органом в пределах его компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
По общему правилу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В пункте 4.2.16 договора аренды от 19.06.2008 N 294/08 стороны согласовали, что арендатор должен освободить земельный участок в месячный срок после получения уведомления о принятии решения администрацией городского округа "Город Чита" о застройке или реконструкции данной территории.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1. без предварительного согласования мест размещения объектов; 2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Как следует из норм статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства возможно только после проведения работ по его формированию и осуществления его государственного кадастрового учета.
Суды правильно указали на то, что решение о застройке участка может быть принято органом государственной власти только при его наличии, то есть после того, как участок будет сформирован. Решение о застройке должно содержать точные сведения о земельном участке, на котором планируется застройка, следовательно, в таком решении должны быть отражены сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок.
В этой связи распоряжение Департамента от 28.01.2013 N 288/р об организации формирования земельного участка судами обоснованно не принято в качестве надлежащего доказательства принятия органом государственной власти решения о застройке спорного земельного участка.
Кроме того, из распоряжения от 28.01.2013 N 288р следует, что подлежащий формированию земельный участок расположен на ул. Кайдаловской, его размер 0,4 га, однако в нем не отражено полных сведений об участке, в связи с чем определить его место положения не представляется возможным, как и установить - входит земельный участок ответчика во вновь сформированный или нет.
Доводы Департамента о невозможности поставить земельный участок на кадастровый учет до того, пока не расторгнут договор аренды, ссылками на нормы закона не подкреплены.
При таких обстоятельствах суды правомерно не усмотрели оснований для расторжения договора аренды и удовлетворения заявленных Департаментом требований.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по настоящему делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июля 2014 года по делу N А78-2108/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.БУРКОВА
Судьи
Т.И.КОРЕНЕВА
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)