Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.06.2014 N 33-6153/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. N 33-6153/2014


Судья Орлова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н. (докладчик),
судей: Сивохина Д.А., Самариной Е.Г.,
при секретаре Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 05 февраля 2014 года, с участием П. (представителя Е.В.А., Е.А.В.), С. (представителя Департамента строительства и архитектуры г/о Самары),

установила:

Е.В.А., Е.А.В. обратились в суд с требованиями о признании за ними исключительного право на приватизацию земельного участка, занимаемого частью жилого дома, возложении на Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок с момента предоставления заявителями такой схемы, возложении на Министерство имущественных отношений Самарской области обязанности устранить препятствие в реализации заявителями исключительного права на приватизацию земельного участка путем подготовки проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направления его в их адрес в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований Е.В.А., Е.А.В. указали, что они обращались в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 271 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого частью жилого дома, принадлежащего им на праве собственности. Уведомлением от 11.06.2013 г. Министерство отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на информацию Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 29.05.2013 г. о принадлежности части объекта к территории общего пользования. С отказом по указанному основанию заявители не согласны, поскольку в настоящее время отсутствуют разработанные и утвержденные проекты планировки территории в отношении испрашиваемого земельного участка, отражающие расположение красных линий.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 05 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд постановил обязать Министерство имущественных отношений Самарской области предоставить Е.В.А. и Е.А.В. в общую совместную собственность за выкуп земельный участок площадью 271,00 кв. м по адресу: <адрес> В удовлетворении остальных требований отказано.
Министерством имущественных отношений Самарской области принесена апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения в части удовлетворения заявленных требований, поскольку судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права. В удовлетворении требований Е.В.А. и Е.А.В. просит отказать в полном объеме.
Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором, поддерживая доводы жалобы, он просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара поддержала доводы апелляционной жалобы, дав объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда должно быть оставлено без изменения.
В силу ст. 29 ЗК РФ принятие решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Установлено, что на основании решения Октябрьского районного суда от 20.12.2010 г. Е.В.А. и Е.А.В. являются собственниками части жилого дома общей площадью 53,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
12.07.2011 г. Е.В.А. и Е.А.В. обратились в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в общую совместную собственность за выкуп земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 280,9 кв. м, занимаемого частью жилого дома с приусадебным участком. 14.02.2013 г. заявление уточнили в части площади испрашиваемого участка, указав площадь 271 кв. м.
Уведомлением от 11.07.2013 г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка на том основании, что согласно сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара часть земельного участка относится к территории общего пользования, в связи с чем, приватизации не подлежит.
Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований Е-ными не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая требования о возложении на Министерство имущественных отношений обязанности предоставить Е.В.А. и Е.А.В. в общую совместную собственность за выкуп земельный участок площадью 271,00 кв. м по адресу: <адрес>., суд пришел к обоснованному выводу, что отказ в предоставлении земельного участка по заявленному мотиву является незаконным, в связи с чем, правильно посчитал возможным возложить на Министерство обязанность предоставить заявителям испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГПК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч. 7).
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Частично удовлетворяя требования, судом обоснованно принято во внимание, что Е-ны являются собственниками части жилого дома общей площадью 53,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>. Принадлежащая им часть строения находится на испрашиваемом земельном участке. Границы испрашиваемого земельного участка соответствуют границам сложившегося фактического землепользования. При этом в его пределах отсутствуют площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, береговые полосы водных объектов общего пользования, наличие которых в силу п. 12. ст. 85 ЗК РФ является препятствием в приватизации земельного участка. Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок занят самовольным строением, не имеется. В связи с чем, судом дана правильная критическая оценка доводу о наличии на земельном участке красных линий, являющихся лишь планировочными ограничениями, содержащимися в градостроительной документации (ст. 1 ГрК РФ). Выкопировка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара не позволяет сделать вывод, что земельный участок занят местами общего пользования, следовательно, отсутствует запрет в приватизации земельного участка. Соответственно, доводы апелляционной жалобы о наличии в информационной системе сведений о наличии красных линий, установленных еще до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, являющихся препятствием в предоставлении земельного участка, несостоятельны.
В обоснование требований о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп Е.В.А. и Е.Е. ссылались на незаконность решения Министерства имущественных отношений Самарской области. С учетом перечисленного выше, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Министерства оснований к отказу в предоставлении земельного участка за выкуп. Обязывая предоставить земельный участок за выкуп, суд обоснованно исходил из того, что Е-ны, имея право на получение земельного участка в собственность в порядке приватизации, обращались в компетентный орган по вопросу предоставления земельного участка. По данному заявлению принято решение, которое не отвечает требованиям закона, нарушает права Е-ных.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что суд, обязав представить земельный участок в собственность за выкуп, не признавал незаконным решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка, что является необходимым условием при рассмотрении дел в порядке гл. 25 ГПК РФ.
Земельным кодексом РФ, законами Самарской области "О земле", "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", Порядком предоставления земельных участок, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, предусмотрена процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. Также законом предусмотрена обязанность компетентного органа принять соответствующее решение по такому заявлению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, вопрос предоставлении земельных участок принимается компетентным органом (в данном случае Министерством имущественных отношений Самарской области), законность которого может быть проверена в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
Как указано выше, частично удовлетворяя требования Е-ных, суд исходил из того, что принятое Министерством решение является незаконным, нарушает права заявителей на приватизацию занимаемого принадлежащей им частью строения земельного участка. То обстоятельство, что резолютивная часть решения суда не содержит указания на признание решения Министерства незаконным, не может являться основанием для отмены судебного постановления.
В силу ч. 3 и ч. 6 ст. 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не может быть принято решение о предоставлении в собственность, поскольку он не поставлен на кадастровый учет.
Основанием организации работ по утверждению Схемы является поступление в Департамент строительства и архитектуры г/о Самары обращения Министерства имущественных отношений Самарской области об утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, направленного в соответствии с п. 2.4 названного выше Порядка.
Между тем, обращение в Департамент об утверждении Схемы Министерством не направлялось. Соответственно, восстановление прав заявителей может осуществляться в порядке, установленном ч. 7 ст. 36 ЗК РФ. В связи с чем, несостоятелен довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решение суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 05 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)